Ответы Предстоятеля Русской Православной Церкви на вопросы итальянской газеты "Corriere della Sera"

0
99
Время на чтение 5 минут



- Как Вы, Ваше Святейшество, оцениваете итоги пастырского служения Папы Иоанна Павла II?

- Уверен, что полную и объективную оценку церковной деятельности Святейшего Папы Иоанна Павла II может дать только история.

Проповеди, поучения, слова и наставления Его Святейшества не только укрепляли в вере католиков в различных уголках земного шара, но и свидетельствовали о христианстве в непростом современном мире, которому пытаются навязать идеологию секуляризма как якобы безальтернативную.

В последние дни и часы земной жизни Его Святейшества мы были очевидцами того, как многие люди собрались на площади святого Петра для того, чтобы помолиться о своем пастыре и наставнике. Эта молитва и любовь простых католиков является лучшей оценкой пастырского служения Иоанна Павла II.

- Как Вы думаете, способствовал ли Иоанн Павел II сближению двух Церквей, или тот факт, что он по национальности поляк, лишь усугубил разногласия, которые до сих пор не преодолены?

- К сожалению, во взаимоотношениях между нашими Церквами существуют определенные сложности, которые возникли в то время, когда Римско-Католической Церковью руководил Иоанн Павел II. Однако считаю, что было бы ошибочным сводить все разногласия между православными и католиками только к личности или национальности Предстоятеля Римской Церкви. Проблемные и конфликтные ситуации, доставляющие боль нашей пастве и осложняющие сегодня православно-католический диалог, имеют более глубокие корни. Поэтому полагаю, что католической стороной должна быть проявлена воля к непростой и кропотливой работе по коренному изменению своей политики в России и других странах Содружества Независимых Государств.

- Прошло уже немало лет с момента крушения коммунизма. Однако мечта Иоанна Павла II посетить Россию и встретиться с Вашим Святейшеством не осуществилась. Испытываете ли Вы чувство сожаления?

- Сожаление вызывает тот факт, что во взаимоотношениях между нашими Церквами продолжают существовать серьезные проблемы, которые не позволили Иоанну Павлу II посетить Россию.

Хочу еще раз подчеркнуть, что подобные визиты и встречи предстоятелей Церквей не являются самоцелью или неким протокольным мероприятием.

Напротив, они должны нести огромную смысловую нагрузку, являться символом определенных положительных результатов, достигнутых в отношениях между Церквами. В случае же нашего диалога с Римско-Католической Церковью такой поступательной положительной динамики пока, к сожалению, не наблюдается.

- Вызывает ли лично у Вас досаду то обстоятельство, что уже почти согласованная встреча на нейтральной территории в Австрии не состоялась?

- Безусловно, я сожалею, что наша встреча с Папой Иоанном Павлом II в 1997 году в австрийском городе Граце так и не состоялась. Напомню, что это произошло из-за внезапно заявленного нежелания католической стороны сохранить в ранее согласованном проекте итогового документа предстоящей встречи осуждение унии как метода достижения христианского единства, а также прозелитизма. Это лишило нашу встречу смысла, так как именно прозелитизм среди православного населения является одной из наиболее острых и болезненных проблем в наших взаимоотношениях и требует своего скорейшего разрешения.

- Каково Ваше суждение о Папе как о человеке?

- Я с уважением отношусь к личности почившего Папы Иоанна Павла II.

Его служение в качестве Предстоятеля одной из древнейших и крупнейших Церквей пришлось на время серьезных испытаний для всего христианского мира. Процессы, происходящие в Европе и мире, имеют тенденцию подвергать сомнению те христианские ценности, которыми многие народы живут уже более двух тысяч лет.

Почивший Папа Иоанн Павел II приложил немало усилий, чтобы напомнить современной европейской цивилизации о ее христианском происхождении.

Важно также и то, что, несмотря на тяжелейшую болезнь, он не оставлял попечения о своей пастве вплоть до последних дней своей земной жизни. Такая преданность Церкви, твердое упование на Бога и забота о своей пастве вызывают самое искреннее уважение.

- Похоже, что в самое последнее время наметилось взаимное сближение двух Церквей. С оптимизмом ли Вы смотрите на возможность преодоления вековых споров? Что, по Вашему мнению, следовало бы поправить?

- Я сказал бы о взаимном сближении и даже совпадении позиций наших Церквей по многим вопросам, стоящим перед современным миром: искусственно навязываемой секуляризации, глобальной социальной несправедливости, эрозии уважения к жизни и многим другим.

Убежден, что наше взаимодействие в этой области должно крепнуть и развиваться. Однако для того, чтобы оно было максимально эффективным, необходимо преодолеть те разногласия и недоумения, которые осложняют наш диалог.

Прежде всего, нужно отказаться от прозелитизма, то есть целенаправленного обращения в свою конфессию людей, по Крещению и традиции принадлежащих к другой Церкви.

Также большую обеспокоенность нашей Церкви вызывают настойчивые попытки украинских греко-католиков насадить униатство в областях, где его никогда не было, вести миссию среди православного населения Украины, учредить в этой стране патриархат и перенести свою кафедру из Львова в Киев, где большинство верующего населения составляют православные.

- Что, по-Вашему, следовало бы предпринять новому Папе?

- Искренне надеюсь, что следующий Предстоятель Римско-Католической Церкви будет способствовать развитию отношений с Русской Православной Церковью в положительном направлении, проявит необходимые для этого мудрость и такт, а также стремление к реальному разрешению всех сложностей, которые препятствуют улучшению наших взаимосвязей.

Именно это способно открыть перед нашими Церквами новую эпоху отношений, в которой главное место будет занимать совместное свидетельство перед миром о христианской вере и ценностях.

- В каком направлении движется Россия? Иногда высказывается мнение о том, что Россия возвращается к авторитарной политике. Каково суждение Православной Церкви относительно таких мнений?

- Минувшие два десятилетия были сложным периодом для народа России. Богоборческий тоталитарный строй ушел в прошлое, и страна избрала для себя путь политического устройства на началах демократии. Однако нам до сих пор приходится преодолевать не только последствия безбожного времени, но и последующего периода опьянения свободой, подчас понимаемой как вседозволенность, как отсутствие каких бы то ни было обязательств перед обществом и ближними.

Географически Россия расположена на обширных и далеко отстоящих друг от друга территориях, управление которыми представляет собой более сложный процесс, нежели, например, в небольшой европейской стране. В России бок о бок живут представители множества национальностей, что также требует от политиков мудрости и незаурядного такта. И изменения в ее политическом устройстве, на мой взгляд, направлены на установление именно таких институтов светской власти, которые будут способствовать появлению в России оптимально приемлемой для нее формы государственного бытия.

Не будем забывать и о проблеме безопасности, связанной с угрозой терроризма, преступностью, коррупцией. Все это требует консолидации сил власти и народа, поддержки армии и правоохранительных институтов.

Время политических перемен принесло с собой в нашу жизнь немало экономических и социальных потрясений, которые зачастую не дают человеку осмыслить происходящее с ним, обрести твердые нравственные ориентиры. В такой ситуации видится закономерным желание народа обрести определенную стабильность, которую может и должно гарантировать государство.

Однако для Православной Церкви более важным видится нравственная составляющая процесса возрождения Отечества. Мы не способны в одночасье преобразить окружающий нас мир, но можем использовать все наши силы для утверждения людей в христианской нравственности, для просвещения их верой в Бога, для приобщения их к церковной жизни.

13 апреля 2005 г.

Опубликовано на сайте ОВЦС МП

http://www.mospat.ru/text/week/id/8999.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх +Алексий II
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве
К 15-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II (†5.12.2008)
05.12.2023
«Молюсь, чтобы Господь просветил Россию миром, духом единения и любви»
Интервью газете «Нижегородские новости» накануне Дня народного единства 3.11.2005 года
03.11.2023
О церковном модернизме и неообновленчестве
К семилетию со дня кончины
04.12.2015
В монастырь не уходят - туда приходят
Архивный материал ко дню смерти Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2012
Все статьи Святейший Патриарх +Алексий II
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40