Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Сибирский чудотворец

Татьяна  Сергиенко, Русский дом

08.04.2005


5 апреля - день памяти святого праведного Василия Мангазейского …

Святой праведный мученик Василий, Мангазейский Чудотворец - первый святой, прославленный на Сибирской земле. С его блаженной кончины, случившейся на самом рубеже XVI и XVII столетий, собственно, и началось активное просвещение инородцев, проживавших в Сибири, светом учения Христова. Святой мученик Василий был всегда особо почитаем не только среди русских, но и среди тунгусов, долган и других северных народов. Они прибегали к его защите, молитвенно обращались за помощью в охоте и рыболовстве, за исцелением от различных недугов, а через веру в благодатную силу святого - приходили к вере в Господа.

Праведный Василий Мангазейский не только мученик за Христа, но и просветитель, и миссионер. ПричЈм миссионерство его началось уже после его блаженной кончины. О самой жизни праведника известно лишь то, что открыто им самим в посмертных явлениях. Посмертные чудеса Василия и составляют большую часть его жития. Слава чудотворца закрепилась за ним так же несомненно, как и слава мученика.

Смерть пришла к сибирскому праведнику от руки корыстолюбивого хозяина. Однажды, когда святой Василий молился в храме на пасхальной заутрене, хозяин обнаружил, что воры разграбили его лавку. Несмотря на зов хозяина, святой Василий оставался в храме до конца богослужения. Недоверчивый и сребролюбивый хозяин заподозрил и обвинил святого Василия в соучастии в преступлении и подверг его ругательствам и побоям. Юноша, ни в чЈм не виновный, не утратил своей кротости и на всЈ смиренно отвечал хозяину: "Истинно, ничто же от имения твоего взях". Тогда хозяин отвЈл святого Василия к воеводе Савве Пушкину, очернив его перед ним. Тот подверг юношу новым пыткам, но он снЈс их терпеливо и безмолвно. РаздражЈнный молчанием святого Василия, воевода пришЈл в ярость и по наущению диавола ударил мученика связкой амбарных ключей (она иногда изображается на иконе святого). От этого удара Василий и скончался.

Мученическая кончина Василия Мангазейского была ярким исповеданием духовных основ христианства - смирения и любви к людям.

В муках страдальца ясно просматривается добровольное принятие на себя креста, притом креста, наверное, из самых тяжЈлых - терпения напраслины и клеветы. Терпения, но не согласия. Неслучайно в житии так подчЈркивается то, что Василий до конца утверждал свою невиновность. Добровольное признание во все века смягчало наказание... Так что и возможность "сойти со креста" у Василия, по всей видимости, была. И, парадоксальным образом, это отстаивание своей невиновности стало для него христианским подвигом.

Молившийся за пасхальной службой отрок оставил всЈ для молитвы и верил, что Господь всЈ управит. И каково должно было быть недоумение страдальца - отчего Господь видимым образом посрамил его упование? Отчего произошло то, чего не должно было произойти, когда Василий, уходя в храм, вверил оставляемое им для Бога дело - Богу? Есть мысль, что в Голгофе самое страшное - вот это: "Боже, Боже мой, для чего Ты меня оставил?" Но Бог не оставил Василия, прославив его как святого мученика, проведя его уготованными для избранника путями. Пострадал юноша в пасхальные дни. По вере Церкви одно это - знак особой милости Божией. Василий не был даже погребЈн по-христиански как раз из-за того, что дни были пасхальные и неправедные мучители боялись народного недовольства. Ин суд человеческий, ин - Божий...

Русский XVI век дал целый сонм святых отроков-страстотерпцев - от царевича Димитрия Угличского до Артемия Веркольского, убитого молнией; тот также "не сподобился честнаго погребения", так как такую смерть сочли знаком кары Божией. Во всех этих случаях прославление святых страдальцев - дело Самого Бога, чудесным образом показавшего Своих избранников. Пострадавший в 1600 году святой Василий, Мангазейский Чудотворец венчает этот сонм. Сам Василий, открывая своЈ имя в явлении некоему монаху Свято-Троицкого Туруханского монастыря, свидетельствует о себе как о мученике: "Да поется мне служба общая мученическая". Одновременно кровь Василия - семя христианского просвещения Сибири (по известному выражению: кровь мучеников была семенем Церкви). Можно сказать, что угодник, в явлении повелевая перенести свои мощи из Мангазеи в Свято-Троицкий монастырь, стоящий при впадении Нижней Тунгуски в Енисей, также сам свидетельствует о себе и как о миссионере. Это - великое слово. В "Словаре..." В.И. Даля оно переводится как "христоучитель". Христианство вошло в мир как благовестие апостолов. Апостольство, миссионерство является для Нового Завета тем же, чем было во времена Ветхого Завета служение пророческое. И святой Василий Мангазейский стал для Сибири тем, кем были для России первые прославленные русские святые Борис и Глеб. И там, и здесь выразилась главная духовная черта русского народа - ни чудеса, ни подвиги, ни геройство не могли произвести на сердце русского человека такого впечатления, как кроткое и смиренное несение своего креста, смирение до смерти. Русский человек, а тем более - сибиряк, обладая сильным и независимым характером, буйной мощью и вольною душою, чутко чувствовал и более всего ценил как раз тихий подвиг смирения, требующий больших сил, и физических, и духовных, чем все бунты и революции вместе взятые.

С другой стороны, из жития святого Василия Мангазейского встаЈт и другой образ. Это образ Василия, прославленного Богом, внушающий благоговейный ужас. Смиренный отрок и беззащитный страдалец в ряде посмертных своих явлений предстаЈт как некий хозяин Сибири. Те, кто видят свет, исходящий от его мощей, не решаются подойти близко. Строитель Свято-Троицкой обители иеромонах Тихон, не считая себя достойным открыть гроб с останками святого и исполнить его повеление о перенесении святых мощей в свою обитель, наказывается за это непонятным недугом и таким образом получает вразумление. Напротив, прославленному просветителю Сибири, тоже - миссионеру, Митрополиту Филофею (Лещинскому), в схиме - Феодору, Василий не благоволит взять в Тобольск частицы своих мощей... Буря и лютый даже для сурового климата Севера мороз поднимаются Божиим попущением - и утихают по молитве к святому Василию после покаяния архиерея перед Богом и Его угодником.

История Свято-Троицкого Туруханского монастыря неотделима от истории почитания святого мученика Василия. С перенесения сюда мощей мученика началась история монастыря, с основания монастыря - история города, который сейчас называется Туруханском, а до революции назывался селом Монастырским.

(продолжение следует)

http://www.russdom.ru/2005/200504i/20050424.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме