Православие и Католицизм. Холодная война продолжается?

0
147
Время на чтение 6 минут
Умер римский понтифик Иоанн Павел II. Не нужно было становиться пророком, чтобы понять - Католическая церковь уже несколько лет управлялась кардиналами, и роль папы в этом конгломерате власти сводилась лишь к ярмарочному петрушке, которого выставляют на всеобщее обозрение, как лицо римской церкви. По человечески, папу, конечно, жаль. Не думаю, что он был эдаким монстром, и как паук сосредоточивал центры управления церковью в своих руках ради подчинения Риму всего человечества. Гуманист и поэт, он искренне ненавидел коммунизм и оплот коммунизма - СССР.

Для того, чтобы развалить Союз или, хотя бы, жестко посодействовать этому, папа потратил очень много как духовных, так и физических своих сил. Не секрет, что советская печать обличала не только "буржуев" и "капиталистов", но и их духовного лидера - римского папу, обычно изображаемого в карикатурах в виде коварного седенького старичка с огромной митрой на голове, благословляющего "крестовый поход" против СССР. Конечно, можно было бы сказать коварному старичку большое спасибо за то, что сейчас в нашей стране не приглашают на долгий разговор в НКВД-КГБ-МВД только за то, что ты был на всенощном бдении. Я бы и сам отвесил папе поклон... если бы борьба с коммунизмом плавно не переросла бы в "холодную войну" с Русской Православной церковью, которая сейчас является единственной ценностью русского народа, сохранившейся ценой крови новомучеников и исповедников. Официально холодная война верхушек огромных айсбергов США и СССР пришла к своему логическому концу еще в конце 1980-х годов. Но это только официально. Негласно же, трансформированная Россия с атакуемой демократическими СМИ Православной церковью остается таким же "холодным" врагом для католиков, как и прежде.

Даже после, так называемого, II Ватиканского собора, проходившего в 1962 - 1965 годах, и на котором было постановлено говорить о православных церквях, как о "сестрах-церквях" - отношение к Православию, и опять же, к хранительнице Православия - России по сути своей изменено не было. Иначе не стали бы католики заниматься, например, прозелитизмом (читай - обращение в католичество на территории исконно православного государства). Ведь в период с 1992 по 2000 год количество зарегистрированных римско-католических общин в Российской федерации увеличилось в 6 раз - с тридцати семи (37), до двухсот тридцати шести (236). Зачем, спрашивается, обращать в "христианство" народ, который уже тысячу лет как христианский?

После краткой агонии Советского союза и рождения колосса на глиняных ногах под названием СНГ, деятельность Католической церкви под чутким руководством тогда еще бодрого управленца Иоанна Павла II сфокусировалась, в частности, и на внушении чувства "незалежности" православным, живущим на Украине. Тогда же и получило особенно бурное развитие "католичество восточного обряда". Это, возможно, самое некрасивое воплощение латинской веры, когда под куполом православного храма, в православных облачениях священники совершают православную литургию, возглашая многолетие римскому папе и административно подчиняясь ему же. Ради количества зарегистрированной паствы католики даже разрешили в Символе веры, который поют во время обедни молящиеся, не упоминать пресловутое filioque - "и от Сына" - в основополагающем христианском догмате об исхождении Святого Духа от Отца. Поистине, иезуитское решение. Неспроста этот католический орден "Христа" славился тем, что не гнушался никакими средствами в деле "окатоличивания" народных масс.

Разногласия между Католической и Православной церквями имеют древние исторические корни. Можно сказать, что в крови славян, которыми в большинстве своем являются русские, уже растворено "особенное" отношение к католикам. И на то есть свои причины.

Можно даже не обращаться к обличающим католиков словам равноапостольного Владимира, потому что русский народ, приняв крещение от Византии, от Византии же принял и неприятие Католицизма. Вспомните одно только выражение, бывшее в ходу в Константинополе после того, как католики отказали в помощи православным в отражении турецкого натиска: "лучше посредине Константинополя будет мусульманский тюрбан, чем митра латинян". Поэтому негативное отношение к Риму не требовало особенных подтверждений, и было заложено в православной среде по умолчанию.

Полуофициальным началом холодной войны можно считать болезненное влияние знаменитого Киевского митрополита Петра Могилы (1633 - 1647), которого наши некоторые современники сравнивают с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Это был убежденный западник по вкусам и привычкам. В Киеве он основал латино-польское училище. Программа этой школы была взята из иезуитских школ, и преподавали в ней учители, прошедшие польские иезуитские коллегии. Здесь вопрос о Православии и Католичестве превратился в вопрос всего лишь о "юрисдикции": разности в вере эти западники уже не чувствовали, вернее весь склад их собственного ума был уже всецело латинский. И главный богословский памятник этого движения "Православное Исповедание" (надписываемое обычно именем Могилы) было исповеданием в сущности латинским, по латыни оно было и написано. Оно отвергало, правда, папский примат, но весь дух его был католическим. С Могилой же начинается проникновение латинских формул и теорий и в православное богослужение. Это ли не "холодная война", которая, зачастую, оказывается более разрушительной для одной из сторон, чем война открытая?

Вообще, на Руси первые католические храмы и духовенство появились именно вследствие политических и экономических контактов со странами Западной Европы примерно в XII веке. Однако, взятие благословленными папой крестоносцами Константинополя, германская агрессия против славянских (а также, кстати, и против балтийский и финских ) народов под флагом их "окатоличивания" (я не могу это назвать христианизацией и миссионерством), нападения немцев, шведов и датчан на новгородские и псковские земли в XIII веке - все это привело к закономерному ухудшению отношений с католическим Западом.

Резко негативным было отношение к Католицизму в Московской Руси и в XIV-XVII веках из-за конфронтации с европейскими католическими государствами - Ливонским орденом, Литовским княжеством, Речью Посполитой по поводу западнорусских земель. Только во время царствования Петра I, личности далеко не однозначной в сфере церковной деятельности, произошел коренной перелом в отношении к Римско-католической церкви.

В настоящее время, время псевдо-демократического идеала государственного устройства, живой пример которого нам демонстрируют бомбящие Сербию и Ирак Соединенные штаты, говорить о каком-либо негативном отношении к представителям той или иной религиозной организации просто "некультурно". Если вы кому-то скажете, что воинственно настроенные украинские католики с помощью палок и цепей пару лет назад вышвыривали православных священников из православных храмов во время служб, то, в лучшем случае, на вас будут смотреть, как на пришельца из средних веков, а в худшем - вы можете навсегда распрощаться с собеседником. В новом российском обществе, создаваемом посредством СМИ, такие выпады в сторону "заслуживающих уважения" братьев-католиков просто немыслимы.

Не зря диакон Андрей Кураев, который в интервью одному уважаемому информационному агентству называл Иоанна Павла II еще при жизни "подстреленной уткой", ответил на вопрос, почему РПЦ так и не сделала приглашение папе на приезд в Россию: пусть католики возвратят хотя бы 3-4 храма украинским приходам, которые были силой выставлены на улицу и обречены на почти катакомбное служение. А ведь, согласно дипломатическому протоколу, стороны должны обмениваться при встрече взаимными любезностями, братскими поцелуями и так далее. Так к чему весь этот поток лести, возмущается отец диакон, если даже юридических согласований по поводу грубого католического вмешательства на Украине не достигнуто?

Священный синод Русской Православной церкви на этой неделе, конечно, сделал заявление, в котором выразил надежду на то, что новый понтифик не продолжит прозелитическую деятельность, так бодро возобновившуюся под началом Иоанна Павла II. Это лишь пожелание, в котором лично я вижу некоторую скорбь. Как можно надеяться на доброжелательное отношение к нам со стороны католиков, если уже сейчас президент США Джордж Буш проявляет видимое беспокойство по поводу избрания нового папы и, как считают эксперты, его мнение будет играть немаловажную роль в выборе главы Католической церкви и государства Ватикан.

Надеяться на скорейшее потепление отношений между Православием и Католичеством, по меньшей мере, наивно. Сейчас при помощи газет и телевидения Католическая церковь стала более могущественной, чем когда-либо. Об этом свидетельствует хотя бы небывалая шумиха вокруг смерти папы. Нашлись даже люди, которые посчитали, что количество эфирного времени, когда вещалось об этом грустном для католиков событии в 6 раз превысило длительность новостей об избрании Буша президентом США.

Скорее всего, со временем ситуация взаимоотношений церквей только усугубится. Явное нежелание католиков прекращать свой натиск на Восток, их безусловная поддержка со стороны Евросоюза и Соединенных штатов и твердая позиция РПЦ в соблюдении всех канонов Православия не позволят в ближайшие 30-40 лет говорить о сколько-нибудь продуктивном диалоге, который будет неизбежно возвращаться к трем вариантам окончания "холодной войны". Либо Православные автокефалии в административном составе Римо-католической церкви. Либо латинская церковь станет одной из поместных Православных церквей (вы верите в это?). Либо всемирный союз церквей, возглавляемый, скорей всего, папой или, быть может, Антихристом. Да, экуменизм представляется наиболее вероятным исходом многовековой неприязни между не только католиками и православными, но и протестантами, мусульманами, буддистами, иудеями и даже язычниками. Люди хотят спокойствия? Они его получат, но только ценой собственной души.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=8007
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03