На пути к радикальной ревизии

Поиск нового формата стратегических отношений стоит на повестке дня

Новости Москвы 
0
142
Время на чтение 10 минут
Об авторе: Владимир Семенович Белоус - ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, член-корреспондент АВН, генерал-майор в отставке.

Не могла остаться незамеченной публикация содержания аналитического доклада, посвященного проблемам ядерной политики России и США. Подготовка документа была осуществлена директором Института США и Канады РАН Сергеем Роговым, бывшим начальником Главного штаба ракетных войск стратегического назначения (РВСН) генерал-полковником Виктором Есиным и генерал-майором Павлом Золотаревым (НВО #24, 2004).

В докладе содержится обширный анализ состояния и перспектив развития взаимоотношений двух ядерных супердержав в военной сфере на обозримое будущее. В том же ключе следует рассматривать и интервью, которое Сергей Рогов дал "НВО" (#5, 2005), где разъясняются некоторые положения доклада и комментируется реакция со стороны некоторых СМИ на его выпуск.

Исходной предпосылкой, пронизывающей все содержание доклада, является констатация положения о том, что произошедшие в мире в последние полтора десятилетия глубокие изменения, к сожалению, не привели к адекватной трансформации взаимоотношений России и США в сфере ядерной политики. По-прежнему, как и 20-30 лет тому назад, ракеты государств нацелены друг на друга. Обе страны находятся в полной готовности нанести потери, угрожающие возвратом в каменный век.

Потому не вызывает сомнений контрапункт доклада, гласящий о том, что нынешняя модель взаимного ядерного сдерживания (ВЯС) устарела и нуждается в установлении нового формата стратегического взаимодействия. Разумеется, переход к новой форме взаимоотношений в ядерной сфере является весьма непростым, поскольку требует не только коренного пересмотра внешнеполитических концепций, основных положений военных доктрин и стратегий, но и серьезной корректировки состава и структуры стратегических ядерных сил (СЯС) обеих сторон. Более того, радикальная ревизия существующей ядерной политики является не самодостаточным и независимым актом, а лишь производной, тесно связанной со всем комплексом отношений двух стран как в политической и дипломатической, так и в экономической, идеологической и других сферах.

Это означает, что концепция взаимного ядерного сдерживания не может быть отменена каким-либо одномоментным актом. Для претворения ее в жизнь потребуется осуществить ряд позитивных шагов по целому спектру направлений во взаимоотношениях России и США.

Комплекс мер

Весьма актуальной является приведенная в доклада конкретизация путей постепенного перехода к новому формату стратегических отношений между Америкой и Россией, в основе которого находится разработка специального комплекса мер, направленных на укрепление взаимного доверия и транспарентности. Без этого непременного условия все рассуждения о новой ядерной политике останутся не чем иным, как благими намерениями. Не более того. В связи с этим авторы довольно обстоятельно рассмотрели основные направления российско-американского сотрудничества, которое предусматривает широкий обмен информацией, совместное обсуждение и гармонизацию военных доктрин, информирование сторон о принципах, формах и способах ядерного сдерживания и его эволюции, о составе СЯС и местонахождении мобильных носителей ядерного оружия, особенно обеспечивающих минимальное время подлета к целям.

Нельзя не согласиться с предлагаемым авторами комплексом мер доверия. Правда, нередко их содержание указывает на то, что должно быть сделано, оставляя при этом открытым вопрос о том, каким образом можно претворить это в жизнь. Ведь уже по меньшей мере полтора десятка лет идет речь о необходимости установления доверительных отношений, однако каких-либо серьезных сдвигов в этом направлении как не было, так и нет. Глубокая заинтересованность в обмене информацией усиливается также тем, что подписанный Договор СНП устанавливает потолок только в отношении количества развернутых боезарядов в 1700-2200 единиц, которые могут иметь Россия и США к 31 декабря 2012 года. В этих условиях каждая из сторон обладает свободой действий, определяя темпы сокращений, а также состав и структуру своих СНВ. Поэтому нельзя не признать правоту авторов, говорящих о важности согласования графика сокращения стратегических вооружений.

Излагая свое видение решения проблемы значительного сокращения тысяч боеголовок, нацеленных друг на друга, авторы доклада постарались показать, что должно измениться в ядерной сфере при переходе от взаимного ядерного сдерживания к подлинному (не на словах, а на деле) партнерству, провозглашенному лидерами двух стран. Предлагаемый комплекс мер направлен на создание условий, способных свести к минимуму опасность нанесения первого удара. Это должно найти отражение в ядерном планировании, практических мерах по предотвращению несанкционированных действий с ядерным оружием, способных развязать военный конфликт вопреки воле высшего политического руководства.

Обращает на себя внимание позиция авторов в отношении будущего ядерного оружия, основанная на признании того, что оно будет еще неопределенно долгое время оставаться в арсеналах. Его единственной рациональной функцией является сдерживание. При этом вызывает сомнение категоричность высказывания Сергея Рогова о различии между сдерживанием "containment" и "deterrence". Представляется, что, несмотря на отличия в наименовании этих дефиниций, авторы едины в главном - происходит "сдерживание путем устрашения". При этом "сдерживание" является политической целью, а "устрашение" - средством достижения этой цели. Одно без другого быть не может, это две стороны одной медали. Поэтому вряд ли верно утверждение о том, что между Англией и Францией есть сдерживание, но нет устрашения. Вызывает также возражение содержащееся в интервью заявление о том, что американский термин "запуск по предупреждению" означает ответный удар. По нашему мнению, это синоним ответно-встречного удара, обеспечение которого является одной из главных задач СПРН, а ответный удар начинается с момента падения первых боеголовок противника на защищаемую территорию.

Противоценностная концепция

Следует заметить, что авторы доклада набрались смелости вернуться к весьма непопулярной среди некоторых теоретиков (ввиду ее "аморальности и жестокости") стратегии перехода в планировании от контрсилового к противоценностному нанесению ответного удара. Вполне справедливо заявление о ложности утверждения, согласно которому ядерную войну можно ограничить "хирургически точными ударами", не вызывая массовой гибели мирного населения. Противоценностная концепция девальвирует кажущиеся преимущества упреждающего удара в условиях, когда сохраняется весьма чувствительная угроза ответных действий СНВ по крупным городам и промышленным центрам. Более того, переход к новой концепции неминуемо приведет к девальвации планирования и готовности СЯС к нанесению ответно-встречного удара, реализуемость которого в значительной степени зависит от технического состояния и устойчивости функционирования системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Как показывает многолетний опыт, именно СПРН являются основным источником подачи ложных сигналов, способных спровоцировать военный конфликт. Готовность обороняющейся стороны к нанесению в ответных действиях удара по городам и промышленным центрам должна быть известна противнику. Одно это уже будет являться мощным сдерживающим средством.

В отношении эволюции взглядов на противоценностную концепцию весьма характерным является эпизод, имевший место в Москве в июле 1998 года во время 5-й Пагуошской научно-технической конференции. В перерыве работы конференции состоялась беседа автора этих строк с Робертом Макнамарой, возглавлявшим американскую делегацию. В ходе беседы был затронут вопрос о радикальной корректировке размеров "неприемлемого ущерба" и связанной с этим реальной возможности дальнейших сокращений стратегических наступательных вооружений (СНВ) обеих сторон. Как известно, в течение многих десятилетий в качестве меры таких потерь использовался критерий, носящий имя Макнамары: потери населения - 25-30% и экономического потенциала - до 70%, - для этого необходимо было доставить на территорию противника порядка 500 ядерных боеголовок мегатонного класса. На вопрос моего визави о пересмотре размеров неприемлемых потерь последовал ответ, что критерий этот обладает чрезмерной избыточностью и может быть уменьшен хотя бы в 20 раз (вместо 500 - 25 боеголовок). По поводу того, почему предлагается именно такая цифра, было замечено: в США имеется 25 городов с населением около миллиона человек и более, есть уверенность в том, что США никогда не решатся нанести первый удар, если будут убеждены в том, что над этими городами взорвутся 25 боеголовок. Макнамара убежденно ответил, что США не готовы пожертвовать даже одним городом. Однако при этом необходимо иметь в виду, что для нанесения противнику таких неприемлемых потерь в условиях глубокого ответного удара на носителях необходимо иметь около 1500 боеголовок с учетом возможных потерь в результате первого удара противника, выхода из строя значительной части системы боевого управления, потерь боеголовок в ходе преодоления системы ПРО. Это полностью обеспечивается условиями Договора СНП.

Снятие боеголовок

Авторы доклада предлагают осуществить переход к так называемому "адаптивному планированию", которое, по их замыслу, "может позволить избавиться от груза ранее утвержденных планов боевого применения". Одновременно отмечается, что в настоящее время и в ближайшей перспективе ни Россия, ни США не способны отказаться от планирования применения своих ядерных сил друг против друга. Сразу же возникает вопрос о соотношении и взаимосвязи этих планов, о том, как, в частности, вписывается в совместное "адаптированное планирование" намерение США перевести в резерв около четырех тысяч боеголовок, снимаемых с носителей в соответствии с договорами СНВ-1 и СНП. В связи с этим появляются серьезные сомнения в том, что "адаптивное планирование" окажет благоприятное влияние на укрепление стабильности и взаимной безопасности.

Для предотвращения нанесения ответно-встречного удара, чреватого ошибочными исходными предпосылками, предлагается провести радикальное понижение боевой готовности, причем одним из основных средств является снятие с ракет боеголовок. Для оценки реализуемости этого предложения следует иметь в виду, что технические решения по подобным операциям различаются тремя основными параметрами: временем восстановления боеготовности; возможностью осуществления взаимного контроля; затратами на снижение и восстановление боеготовности. Если первые два параметра не создают серьезных препятствий, то необходимо принимать во внимание то, что при снятии боеголовок потребуется создание в каждой дивизии РВСН специализированного хранилища, оборудованного автоматизированной системой поддержания температурно-влажностного режима, надежной системой охраны и обороны. Стоимость каждого такого объекта составит миллионы долларов. В то же время отправлять снятые с носителей боеголовки за сотни и тысячи километров на базы централизованного хранения не только дорого, но и опасно. Еще более сложная операция предстоит при понижении боеготовности баллистических ракет подводных лодок. Помимо значительных финансовых затрат будет поставлена под сомнение целесообразность сохранения морского компонента СЯС. Выход подлодок на патрулирование в море в этом случае теряет всякий смысл, а их нахождение в местах базирования превращает в мишень не только для ядерного, но и для обычного оружия.

Нельзя не согласиться с высказываниями авторов о потенциальной опасности нахождения американских подводных ракетоносцев в районах, где возможно обеспечить запуск ракет с минимальным подлетным временем. Тем более актуальным представляется это сегодня, когда морской компонент американских СЯС является главной ударной силой, имеющей на данный момент в своем боевом составе около 2700 боеголовок. Это вызывает озабоченность российской стороны, поскольку подлетное время БРПЛ из таких районов составляет не более шести-восьми минут, - и в результате полностью девальвируется возможность нанесения российскими СНВ ответно-встречного удара. При этом следует учитывать возрастающую опасность провокационного запуска ракет с корабля какой-либо третьей страны или террористами, что может привести к развязыванию ядерного конфликта. Потому чрезвычайно важно достичь договоренности об ограничении районов боевого патрулирования подводных ракетоносцев. Это позволит обеспечить предотвращение столкновений подлодок двух стран, прежде неоднократно имевших место.

Совместная ПРО США и России

Большое внимание в докладе уделено проблеме создания совместной с США системы противоракетной обороны (ПРО). Следует отметить, что идея эта не нова. Еще пятнадцать лет назад ее высказал академик Никита Моисеев. К сожалению, приходится констатировать, что за прошедшее время не было сделано никаких сколько-нибудь значимых шагов по ее реализации. Более того, анализ планов развертывания американской ПРО позволяет сделать вывод о том, что в ее основе лежит антироссийская и антикитайская составляющая. В условиях ядерного противостояния России и США идея создания совместной ПРО выглядит не более, чем богатая фантазия. В подтверждение этого следует напомнить о судьбе совместного центра по обмену данными от СПРН, после принятия решения о создании которого прошло три года, а он так и не начал свою работу. Более оптимистичными представляются планы создания общеевропейской ПРО. Это объясняется прежде всего тем, что потенциальная ракетная угроза для России и европейских стран исходит со стороны некоторых государств в зоне от Среднего Востока до Кореи. Осознание реальности подобной угрозы может инициировать создание системы ПРО, основанной на использовании российских мобильных комплексов типа С-300, С-400 и американских "Пэтриот ПАК-3" и "ТХААД", которые могут быть оперативно переброшены на ракетоопасные направления.

Весьма привлекательным выглядит тезис о том, что России и Америке целесообразно переходить от обеспечения стабильности (путем постоянной готовности нанести упреждающий ядерный удар) к стабильности, достигаемой при помощи убеждения противостоящей стороны в отсутствии такой угрозы. Демонстрация первого варианта стабильности обеспечивается самим фактом существования группировок СЯС, которые насчитывают тысячи боезарядов, находящихся в высокой степени готовности к боевому применению. Гораздо сложнее, особенно в организационно-техническом плане, воплотить в жизнь второй вариант. Наиболее радикальный путь состоит в последовательном сокращении СНВ до уровня "минимальной достаточности". Это означает, что количество боезарядов на СНВ должно быть заведомо меньше числа стратегических целей на территории противника, в том числе и средств, способных нанести ответный удар.

В докладе приводится краткое изложение предложений по проблемам стабильности и безопасности, выработанных исследовательской корпорацией РЭНД. На наш взгляд, некоторые из них, наряду с содержанием самого доклада, могут послужить основой для обсуждения путей решения этих проблем. В то же время следует заметить, что ряд из них трудно реализуем и может даже иметь негативные последствия.

Анализ основных положений доклада позволяет констатировать, что документ представляет собой весьма обстоятельную программу исследований с целью поиска оптимальных решений в области стратегической стабильности и безопасности, значение которых выходит за рамки отношений двух стран и носит международный характер. К положительной стороне доклада следует также отнести полемический характер его отдельных положений, что создает благоприятную почву для проведения широкой дискуссии по этим актуальным и сложным проблемам, а также для поиска взаимоприемлемых решений. При этом подтверждается правило, свидетельствующее о том, что неправительственные структуры имеют гораздо больше свободы для проявления инициативы даже в столь специфической области, как безопасность государства. Нередко в решении подобных проблем теоретические разработки предшествуют принятию весьма ответственных решений на уровне правительственных структур. В этом их непреходящая ценность.

http://nvo.ng.ru/concepts/2005-04-08/4_format.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Белоус
Второе пришествие нейтронной бомбы
Производство ядерных боеприпасов третьего поколения возможно под предлогом борьбы с терроризмом
27.10.2006
Странные предложения Дональда Рамсфелда
Вашингтон проверяет готовность Москвы следовать в фарватере американской политики
15.09.2006
Войны станут невидимыми
Оружие массового поражения на новых физических принципах уже разрабатывается
09.09.2006
Для борьбы с терроризмом не годятся
Переоснащение боеголовок межконтинентальных баллистических ракет: мечты и реальность
28.07.2006
Стратегическая триада Поднебесной
Китайские ядерные программы осуществляются ударными темпами
07.07.2006
Все статьи Владимир Белоус
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 14:28
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:27
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33