Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православный Киев между вторым и третьим Римом

Алексей  Кочетов, НГ-Религии

Автокефалия на Украине / 06.04.2005


Возобновлена многолетняя дискуссия о каноническом подчинении Православной Церкви на Украине …

Архиепископ Скопелоский Всеволод (Коломыйцев-Майданский), представляющий православные украинские приходы Константинопольского Патриархата в США, выступил 24 марта в Киеве с необычайно резким заявлением. По сообщению украинских СМИ, это произошло на встрече с президентом Украины Виктором Ющенко. По мнению архиепископа, "Мать-Церковь, Константинопольский Патриархат, считает, что ее дочь - Московский Патриархат - имеет ту каноническую территорию, которая была у этой Церкви до 1686 г. Подчинение Киевской Митрополии Московской Церкви было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Синода Великой Церкви".

Архиепископ возобновил многолетнюю дискуссию о каноническом подчинении Православной Церкви на Украине, которая, казалось бы, уже давно стала достоянием истории, начавшейся еще во времена крещения Руси князем Владимиром. Тогда в Киеве была учреждена митрополичья кафедра, на которую был определен епископ, зависевший от Константинопольского Патриарха. Первым русским митрополитом по желанию великого князя Ярослава Мудрого в 1051 г. стал монах Илларион.

Самоуправство русского князя возмутило греков. Ведь назначать архиереев мог только Константинопольский Патриарх или византийский император! Поэтому в 1054 г., после смерти Ярослава, Илларион был смещен с кафедры. Греки же стали периодически напоминать русским, что "без императора нет Церкви".

Впоследствии митрополичью кафедру, как и великокняжеский престол, перенесли из Киева во Владимир (1299 г.), а оттуда - в Москву (1326 г.). В 1441 г. Собор русских епископов при поддержке великого князя Василия II избрал без согласия Константинополя на московскую митрополичью кафедру епископа Иону. С этого момента начинается автокефалия (самоуправление) Русской Церкви. В 1589 г. Константинопольский Патриарх Иеремия II возвел митрополита Московского Иова в сан Патриарха.

Совершенно по-другому складывалась история Православной Церкви на Западной Руси (современные Украина и Белоруссия). Западнорусские князья отказывались признать над собой власть московского великого князя и московского митрополита. В 1302 г. по их требованию Константинопольский Патриарх учредил вторую русскую митрополию с центром в Киеве.

Впоследствии идея раздела Русской Церкви постоянно использовалась противниками объединения русских земель.

В 1458 г. Константинопольский Патриарх Григорий IV Мамма, сторонник унии с Католической Церковью, определил на всероссийскую митрополию Григория Болгарина, такого же сторонника унии. В течение 10 лет Григорий старался о введении унии, но, не добившись успеха, присоединил митрополию к Константинопольскому Патриарху.

После вхождения Восточной Украины в состав России неизбежным стал вопрос о соединении Киевской Митрополии с Московским Патриархатом. Вопреки возражениям Константинополя воссоединение произошло в 1686 г.

Пока Украина находилась в составе Российской империи, "украинский вопрос" в церковном аспекте как бы не существовал. Он возник лишь в 1924 г., когда архиепископ Волынский Дионисий (Валединский) обратился в Константинопольский Патриархат по поводу образования автокефальной Польской Церкви на землях, некогда входивших в состав Киевской митрополии. Невзирая на протесты Русской Церкви и ее главы Патриарха Тихона, польские епископы при поддержке Константинопольского Патриарха объявили Дионисия митрополитом Варшавским и всея Православной Церкви в Польше.

Патриарх Тихон заявил, что Русская Церковь не благословит самостоятельного существования Православной Церкви в Польше. Но митрополит Дионисий не внял призыву Москвы к соблюдению канонов. Он обратился к Константинопольскому Патриарху Григорию VII с просьбой признать автокефалию Польской Церкви. 13 ноября 1924 г. Специальная комиссия рассмотрела этот вопрос и пришла к выводу, что присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату произошло вследствии симонии (подкупа), а потому незаконно и аннулируется.

Григорий VII подписал томос (постановление) о признании Православной Церкви в Польше автокефальной. В нем недвусмысленно заявлялось, что Киевская Митрополия, "незаконно" отторгнутая Москвою в 1686 г., должна подчиняться Константинополю. Вслед за приходами в Польше в юрисдикцию перешли многие украинские приходы по всему миру.

С небывалой остротой "украинский вопрос" возник после распада СССР, когда православие пережило там ряд расколов. Сейчас в стране существуют три крупные Православные Церкви: Украинская Церковь Московского Патриархата, Украинская Церковь Киевского Патриархата и Украинская Автокефальная Церковь. Константинополь вновь стал заявлять, что никогда не признавал юрисдикции Москвы над Церковью Украины. Хотя в июле 1993 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей официально заявил, что он признает только одного канонического киевского митрополита, подчиняющегося Московскому Патриархату.

Заявление, сделанное архиепископом Всеволодом, вызвало незамедлительную реакцию Москвы. Патриарх Алексий II в беседе с журналистами 29 марта заявил, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата - "единственная Церковь, которая имеет право объединить вокруг себя все ветви украинского православия, которые сегодня раздроблены и находятся в состоянии раскола".

http://religion.ng.ru/politic/2005-04-06/1_kiev.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме