itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Организаторы и участники выставки "Осторожно, религия!" получили то, чего добивались"

Новости Москвы 
0
105
Время на чтение 6 минут
Как уже сообщалось ранее, 28 марта 2005 года Таганский районный суд г. Москвы признал организаторов выставки "Осторожно, религия!" - директора музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" имени А. Д. Сахарова Юрия Самодурова и сотрудницу музея Людмилу Василовскую признаны виновными в возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (Чч. 1 и 2 Ст. 282 УК РФ) и назначил им наказание в виде выплаты штрафа в сумме 100 тыс. рублей с каждого. Ю.Самодуров и Л.Василовская намерены опротестовать решение суда и выступили с заявлениями, в которых высказали предположение, что на суд оказывалось давление, а сам приговор представляет собой шаг на пути превращения православия в государственную религию. Прокомментировать ситуацию ИА REGNUM попросило профессора Московской Духовной Академии, старшего научного сотрудника кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, диакона Андрея Кураева.

ИА REGNUM: Отец Андрей, как Вы оцениваете приговор?

Прежде всего, я рад самому факту приговора. Дело в том, что погром - орудие слабых людей, осознающих свою незащищенность. Например, когда в конце XIX века в Российской империи отменили уголовные наказания за колдовство, то следствием этого была волна крестьянских погромов - крестьяне предавали самосуду своих односельчан, занимавшихся колдовством. Аналогичным образом, знаменитые киевские и одесские погромы октября 1905 года имели место, в частности, потому, что октябрьский манифест Николая II "Об усовершенствовании государственного порядка" создал некий вакуум власти, объявив о даровании демократических свобод и не предусмотрев механизмы действия администрации в новых условиях.

Такая же ситуация возникла и в истории с погромом выставки. В приговоре суда сказано, что погромщики прежде, чем учинить разгром, обратились в милицию с просьбой немедленно закрыть эту кощунственную выставку. Однако, милиция никак не отреагировала на их обращение. И в этом возникшем вакууме власти, который возник не впервые (и до этого были прецеденты с подобными кощунственными выставками, не имевшие судебного продолжения), люди попытались самостоятельно восстановить справедливость, как они себе ее представляли.

Итак, наличие приговора - это создание очень важного прецедента, который, с одной стороны, пресечет, я надеюсь, подобные кощунственные выходки, а с другой - погромную реакцию на них, потому что у людей уже будет опыт и понимание того, что государство не враждебно по отношению к православной религии и не поддерживает кощунственные акции в ее адрес. Думаю, теперь есть надежда в рамках правового пространства найти управу на обидчиков и защитить свои чувства и убеждения.

ИА REGNUM: То есть Вы однозначно убеждены в том, что выставка была кощунственной? Вы видели ее экспонаты?

Я сужу по описаниям экспертов и приговора суда. Давайте еще раз вспомним, что там было. Например, картина, на которой изображен крест, а на кресте висит гирлянда сосисок. Или человек, одетый в иконографические одежды Христа, в терновом венце, но при этом из рукавов хитона торчат коровьи копыта, на которых лежит туша поросенка. Такого рода вещи для христианина, безусловно, являются кощунственными.

Одно дело свобода критики, в том числе и критики религии и ее представителей - мы живем в свободной светской стране, где подобная критика допустима, даже если она выражается шершавым языком плаката. И совершенно другое, когда сознательно и намеренно в кощунственном виде представляются объекты религиозной веры. Критическая аналитика допустима, а в данном случае мы имеем дело с профанацией - сознательным занижением и оскорблением того, что для верующих людей является святым. Здесь мне вспоминается известный случай, имевший место в Москве 20-х годов. На одном заводе выступал агитатор с антирелигиозной лекцией. Чтобы расположить к себе аудиторию он сначала рассказывал анекдоты про невежественных, жадных и корыстолюбивых попов и монахов. Рабочие, естественно, смеялись и, когда лектор почувствовал, что аудитория уже вроде бы его, он перешел к главному и заявил, что на самом деле Бога нет, а придумали его те самые попы себе в оправдание. В зале наступила тишина. И тогда вдруг поднялся один старый рабочий и сказал: "Э, мил человек. Ты чашки бей, а самовар-то не трожь".

Так вот с точки зрения тех художников и людей, организовавших и поддержавших выставку, не существует самоваров, а одни только чашки, которые можно бить совершенно безнаказанно. В мире этих людей не существует иерархии, для них в равной степени оказывается возможным смеяться над каким-нибудь трамвайным эпизодом и высмеивать библейскую историю и т.д. На самом деле мир нормальной культуры - это мир иерархии ценностей.

ИА REGNUM: Значит ли это, что уголовное преследование деятелей искусства за их произведения, как бы к ним самим и их творчеству не относиться, Вы считаете возможным и правильным?

Я, вообще, не понимаю такой постановки вопроса. Хам есть хам, вне зависимости от того, какая у него запись в графе национальность или образование. И не важно, какая у него профессия. Перед законом, насколько мне известно, в нашей стране равны все: и художники, и токари. Поэтому хамить не имеет право никто. Почему в данном случае должна быть индульгенция у какой-то узкой группы людей? Потому что они насвинячили, как они считают, художественно?

В начале 90-х была акция подобных художников. Тогда они публично занимались онанизмом в бассейне "Москва", на месте храма Христа Спасителя. И это они так же объявили художеством.

ИА REGNUM: Но в данном случае выставка проходила в музее, в светском учреждении, вдали от объектов религиозного культа и почитания.

Это не важно. Выставка была устроена не в частной квартире, это была публичная акция, о которой было заранее объявлено по всей Москве... Вообще, я предлагаю рассмотреть здесь две вещи. Первое - я не вижу ни малейшего смысла в формуле, что художникам можно все. Вот то, что нельзя слесарю дяде Ване, художнику, оказывается, можно. Более того, слесарь дядя Ваня матом не ругается, он на нем разговаривает, а художник, по-моему, должен владеть литературным языком и, поэтому, если он обращается к мату, то тут, я боюсь, дело уже в несдержанности и мрачности его души. И второе - люди, которые организовали эту выставку и участвовали в ней, они ведь достаточно умные. Они прекрасно понимали, что совершают провокацию. Поэтому, я вообще не знаю, чему они удивляются. Они получили то, что хотели, то, на что они рассчитывали. Они занимаются провокативным искусством, то есть искусством, которое обретает смысл, только когда провоцирует зрителя на определенную реакцию, пусть даже в виде уничтожения самого произведения. Следовательно, возмущенный зритель - это, в данном случае, необходимая часть художественного произведения. И здесь, я полагаю, был именно такой сознательный умысел. И суд, именно так это и квалифицировал.

ИА REGNUM: Самодуров и поддержавшие его правозащитники в своих заявлениях охарактеризовали приговор, как шаг на пути превращения православия в государственную религию. Существует ли на Ваш взгляд такая тенденция?

Я хочу обратить внимание, что в приговоре суда нет ни одной ссылки на церковные каноны. Есть ссылки только на государственные акты - на соответствующие статьи Конституции и Уголовного Кодекса, которые, я еще раз подчеркиваю, распространяются на всех без исключения.

ИА REGNUM: Организаторы выставки и правозащитники также считают, что на суд оказывалось давление со стороны высших иерархов Русской Православной Церкви...

Без всякого сомнения, на суд оказывалось давление. В частности, при помощи совершенно бессовестной массовой волны публикаций в так называемой демократической прессе в России и за рубежом. Вот это давление очевидно и зафиксировано. Причем, как это делалось? В большинстве публикаций в защиту Самодурова и его коллег сообщается о толпах возмущенных православных, но в редкой публикации можно найти описание того, чем именно вызвана эта волна возмущения. Это была просто нечестная PR-акция.

ИА REGNUM: Здесь существует, однако, и другой момент - присутствовавшие на заседаниях суда возмущенные православные, за исключением самих погромщиков, выступавших в качестве свидетелей, не видели экспонатов выставки и знают о них только со слов своих духовных лидеров...

Они, по крайней мере, были знакомы с достаточно подробным описанием этих предметов, которое было представлено в материалах суда и в приговоре. Поэтому, как это ни странно, у православных пикетчиков было гораздо больше информации об экспонатах выставки, чем у читателей московских новостей.

Что касается решения суда, то оно было принято исключительно в рамках правового пространства, православные граждане отстояли право, гарантированное им законом. При этом я рад, что приговор ограничился только штрафами и организаторов выставки не посадили, как того требовало обвинение. Потому что в случае такого решения они бы теперь выступали в роли мучеников за идею. А заявления Самодурова и тех, кто его поддерживает о превращении православия в государственную религию - тот же PR. Россия была и остается светским государством, и альтернативы этому я не вижу.

ИА REGNUM: Как Вы думаете, будет ли прецедент иметь развитие?

Я, конечно, не хотел бы, чтобы было какое-нибудь продолжение. В равной степени мне не хочется, чтобы появлялись впредь подобные кощунственные инсталляции и чтобы на них возникала какая-то экспрессивная реакция моих единоверцев.

http://www.regnum.ru/news/434216.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Андрей Кураев
Все статьи Протодиакон Андрей Кураев
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04