itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Крестный отец

Для батюшки Константина путь к Богу пролег через войну

0
406
Время на чтение 7 минут
Легендарные Лужки, Княжье озеро, Ильинское, Покровское - гремят на всю округу громкие названия элитных поселков по Новорижскому шоссе. В деревне Дарне, которая притулилась чуть сбоку от престижных мест, не встретишь новых русских с соответствующей атрибутикой. Обычная деревня - коих, впрочем, в последнее время на популярных подмосковных направлениях становится все меньше и меньше - знаменита не роскошными особняками, а храмом Крестовоздвижения.

Входишь внутрь - и озноб по коже. Высокие белые стены, сумасшедшая акустика, новая звонница на всю округу. К отцу Константину длинная очередь на исповедь. Много женщин, детей и военных. Батюшка вдохновенно молится и, увлекшись, нервно убирает волосы.

- Это у него от войны осталось. Наш батюшка в Афгане воевал, поэтому к нему постоянно служивые за советом и благословением приходят, - в перерывах между молитвами шепчет мне постоянная прихожанка.

Москвичи Ирина и Александр Башмановы ездят по Новой Риге на дачу много лет. На их глазах дарницкая церковь, которая в конце 80-х лежала в развалинах, превратилась в роскошный храм.

- Десять лет у батюшки и прихожан ушло на то, чтобы поднять его из руин, - говорит Ирина. - Вроде бы все это было на наших глазах, а все равно трудно поверить в чудо. Мы просто заехали полюбоваться на храм, а там познакомились с батюшкой и покрестились с мужем. Потом обвенчались.

Храм взорвали еще на заре советской власти, а в последние годы в нем держали колхозные минеральные удобрения. Они, как раковые клетки, съели старинный кирпич изнутри. Смотришь на старые фотографии и не поймешь, что за архитектурное строение это было. Кирпичные растрескавшиеся стены поросли мхом, летом на них шелестели листвой березки. Деревенские мальчишки играли в развалинах в свои "военные" игры, на окрестных лужайках мирно паслись козы да коровы. И только набожные бабульки нет-нет да и крестились по старой памяти на церковь, над которой уже давно не было ни куполов, ни крестов. Вспоминали, видать, малиновый перезвон колоколов, которыми славился храм на всю округу.

- Я как увидел его, и так мне жалко былой красоты стало!.. Пообещал Богу, что обязательно подниму храм из руин. Сколько бы лет и сил у меня это ни отняло, - говорит отец Константин.

Когда новый батюшка появился в Дарне, сомневающихся было много. Это ж сколько всего сделать надо, разве с виду обычному пареньку, хоть и со светлой душой, такая махина под силу?

- Я на него смотрю: молодой, худенький, в чем только душа держится. "Неужто осилишь, батюшка?" - вспоминает набожная старушка. - И так мы все эти годы вместе: и кирпичи выносили, и землю копали, и храмовую территорию облагораживали. Отец Константин все приговаривал: "С Божьей помощью вместе осилим". Так и вышло...

Как сворачиваешь с третьего бетонного кольца на Дарну и поднимаешься в горку, взору открывается чудная картина. На фоне бескрайних полей и перелесков взмывают в небо купола Крестовоздвиженского храма. Он весь как свечка, устремленная к облакам, - величавый, воздушный, будто и не на земле стоит, а летит по небу. Взгляд не оторвать.

- В этот храм я приезжаю уже несколько лет, как только выдается возможность, - рассказывает москвич Андрей Вадимович. - Отец Константин стал моим духовным наставником. Когда услышал из его уст, как из руин поднимали эту церковь, то сначала даже не поверил. А потом посмотрел на фотографии - каким был храм и каким стал, - поверил, что на свете могут быть чудеса. И творят их люди...

В Афганистане, в "черном тюльпане"

..Вроде бы не горы, но и равниной не назовешь. Круглый год невыносимая жара. Чуть полегче зимой, но тоже не расслабишься - душманы то с нашими бьются, то между собой разбираются. На окраине Кандагара - второй столицы Афгана - достаточно крупный аэродром. За него и клали без пощады сотни людей.

Но аэродром - лишь одна причина, по которой до самого вывода ограниченного контингента советских войск здесь не прекращались кровопролитные бои. Кто владеет Кандагаром, тот контролирует весь юго-запад страны. А это - караванные пути, связующее звено между Афганистаном, Пакистаном, Ираном и дальше, к Персидскому заливу. Лакомый кусочек и для афганских королей, и для наркодельцов.

Впрочем, 18-летний Костя Волков тогда ни о чем таком и не догадывался. В отдельном разведывательном батальоне, куда попал Волков, были все спортсмены - борцы, самбисты, каратисты. Костю, радиомонтажника 5-го разряда с завода "Темп", тоже забрали в армию чуть ли не с тренировки. Два с половиной месяца учебки, пара поездок на стрельбище, а потом на борт "Ил-76" - и новогодняя ночь в Кабуле. 1 января 1982-го они уже были в Кандагаре.

Два года без двух месяцев. Как напоминание о тех страшных 670 днях две дорогие солдатские награды - медаль "За боевые заслуги" и знак ЦК ВЛКСМ "Воинская доблесть".

- Да ладно, - отмахивается теперь отец Константин, - там была война, я был как все. Чего теперь об этом вспоминать?

Лукавит немного отец Константин: в начале афганской войны солдат награждали лишь за особые заслуги. Получить тогда медаль - значит, действительно совершить подвиг.

- Никто ведь из нас не знал, какой он герой. Воевал, да, но кто ж из нас не воевал? - говорит бывшая фронтовичка 79-летняя Надежда Дмитриевна Газева, работающая в храме. - А однажды к нам приехали его друзья-"афганцы", они о многом говорили, отец Константин даже достал свою старую форму.

Каждый день одно и то же. Душманы обстреляли колонну, трое "двухсотых" (погибших. - Е.М.), пятеро "трехсотых" (раненых. - Е.М.), завтра за ними прилетит "черный тюльпан". Проклятая трасса, связывающая Кандагар с Шиндандом, Гератом и северо-западом Афганистана. Идет через весь город, и не обойдешь ее, не объедешь. Не было дня, чтобы наши колонны не подвергались нападениям. Моджахедам проще - они здесь выросли, каждый кустик знают, каждый холмик.

Разведчики всюду были первыми. То на "секретку" душманов наткнутся. То на свежую могилу, а там наш солдат, такой же мальчишка, как они. Только изуродован так, что мать родная не узнает, с отрезанной головой лежит.

Как ни гнал от себя воспоминания, Афган Косте Волкову еще долго снился. Вернулся на родной завод, пытался, как прежде, собирать приемники, ловить чужие "голоса" - до армии он увлекался всякими радийными штучками. Но все как отрезало.

Да еще каждую ночь тезка Костик снился. Соседняя кровать аккуратно застелена, на ней лежат письма из дома: "Сынок, с 20-летием! Мы тебя ждем! Очень-очень!!!"

А Костик, лучший друг, уже летит домой в "цинке".

"Как жалко, что я не успел!.."

Константин Долбилов из чувашского городка Ядрин погиб накануне своего дня рождения. А ведь у него были все шансы на спасение. Вот он, дембель, борт в Союз через неделю. Отказался бы от спецоперации - никто бы не осудил.

Не отказался.

По рации передали, что Долбилова ранили в руку. "Фу, ну теперь его точно домой отправят!" - обрадовался вместе со всеми Волков. Костя тащил на себе раненого товарища, когда разрывная пуля влетела в почку. С шести вечера до двух ночи он был в сознании, не плакал, не стонал. "Как жалко, что я не успел..." - прошептал он медсестре и умер.

- Я хотел сразу поехать к нему в Ядрин на могилу, но всем "афганцам" категорически не рекомендовали этого делать. А потом пришло письмо от его сестры: "Нашла ваше фото в альбоме брата..." Я бросил работу и помчался к ним, - вспоминает батюшка. - Сходил на могилу, положил цветы, поговорил с его мамой. И - отпустило. А до этого каждую ночь снились братские могилы или что мы с Костиком до сих пор в Афгане, все воюем...

У каждого своя дорога к храму, Костя Волков нашел ее через четыре года после возвращения из Афгана. Учился в институте на дневном, потом перевелся на вечерний, увлекся мистикой, специфической литературой.

"Странный ты какой-то стал, может, тебе покреститься, а вдруг поможет?" - переживали друзья. В соседнем доме жил священник, отец Георгий Таболов. Они часто и подолгу разговаривали. А потом Костя поехал в Сокольники, в храм Вознесения Христова.

- Отлично помню тот день, когда я наконец покрестился, - вышел и по-другому увидел мир. Нет, он не стал другим, для всех он был прежним, таким же, как вчера. Просто для меня он стал другой...

Так начался для Константина путь к Богу. И путь к Храму...

Истринская Хатынь

Отец Константин возвращается с воскресной службы. В трапезной торжественно и светло, хотя нет ни одного окошка. На столе - распятый Иисус и старуха с косой.

- Она всегда у меня здесь стоит, - поясняет батюшка. - Мы гоним от себя мысли о смерти, а почему? На Руси к смерти отношение всегда было почтительное. Многие батюшки в гробах жили, в гробах спали. И вообще заранее к загробной жизни привыкали.

- У вас что - он тоже есть?

- Пока до этого не дошел, - смеется отец Константин. - Но одного такого батюшку, ныне покойного, лично знал. Гроб у него был очень красивый, резной, на заказ сделанный. Он в нем варенья и разные соленья хранил, для себя берег, а другому отдал. Умер завмаг, уважаемый человек, а хоронить не в чем. Пришлось уступить.

Весело хрустит капустка, скрипит маринованный грибочек, дымится с виду наваристый, хотя и постный борщец. Самая подходящая обстановка, чтобы поговорить о жизни и смерти. В трапезной, где мы вкушаем после воскресной службы, раньше было кладбище. Только вместо кирпичей, аккуратно выложенных в рядок, кругом были гробы.

- Всех и не упомнишь, кого мы перезахоронили, - столько могил здесь было, в пять слоев гробы лежали, - говорит батюшка. - Сначала людей божьих хоронили, потом фашисты здесь своих солдат закапывали.

В 1941-м, когда немцы вплотную подошли к Москве, колокольню тут же снесли - уж очень из нее был хороший ориентир. В этой церкви чуть не устроили Хатынь - немцы согнали всех в храм и собирались поджечь. Несколько человек рванули наружу. Почти всех догнала автоматная очередь, но несколько человек все-таки сумели убежать и добраться до наших. Заложников чудом отбили. Немцы своих погибших при отступлении закопали тут же, возле церкви. Так и покоились они несколько десятилетий в общей могиле. Отец Константин останки захватчиков велел перезахоронить за оградой. Ибо на территории храма место лишь для истринских святых...

Одна из них - блаженная Сашенька, которая хоть и не причислена к лику, но всеми почитается как святая. Жила она еще в начале прошлого века, и ни ОГПУ ее не сломило, ни жизнь тяжелая. А вот людям Александра помогала, о себе не думая... На ее могиле, которая теперь заботливо обустроена на прилегающей к храму территории, всегда есть просящие - и после смерти блаженная Сашенька доносит людские просьбы до Бога...

* * *

Среди прихожан дарницкого храма - немало людей в форме. Частые гости здесь ветераны "Альфы" и "Вымпела", заезжают представители воинских частей, расположенных в округе. Для них отец Константин, служитель, как говорили, культа, стал своим, понятным и доступным, хотя и отслужил в свое время лишь срочную, зато какую!

- Ему можно доверить свою душу, - говорят рано поседевшие ветераны. - Такое ощущение, что он прошел с нами все "горячие точки"...

- Некоторые батюшки ездят в Чечню, крестят там ребят, - говорит отец Константин. - Дважды в одну воронку снаряд не падает, но меня, если честно, на войну больше не тянет. Навоевался я... - и он нервно откинул за ухо упавшую прядь.

Впервые в жизни мне вдруг захотелось открыть душу, и в воскресное утро вместе с десятками прихожан я встала в длинную очередь желающих исповедаться.

http://www.mk.ru/numbers/1576/article51336.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елизавета Маетная
Отец Анатолий и его «американец»
Школьники из 64 стран скинулись на трактор для старушек из вымирающих ярославских деревень
18.03.2012
Литы пролитой крови
Литва требует, чтобы Россия заплатила ей за свою Победу
18.11.2004
Между раем и ДжихАДОМ
"Через неделю жизни в Израиле я спокойно нажала на курок..."
05.05.2004
Лучшая молитва от блуда
Корреспондент "МК" побывал в гостях у старообрядцев
03.03.2003
Все статьи Елизавета Маетная
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30