itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Французы - "овцы тонкорунные"

0
140
Время на чтение 11 минут
В храме Божией Матери "Живоносный Источник", что в Царицыно, шла воскресная литургия. Когда из алтаря раздался возглас "Яко Твое есть Царствие и Сила..." многие прихожане оживились, услышав голос незнакомого батюшки. И лишь во время выноса чаши, когда толпы людей хлынули бесконечным потоком к амвону, к сожалению, порой забывая, что количество полученной благодати отнюдь не зависит от твоего первенства в очереди ко св. Причастию, среди наших, "родных" батюшек мы увидели улыбчивое лицо отца Филиппа. Удивительно светлыми, лучезарными глазами с по-детски искренной широкой улыбкой смотрел он на прихожан нашего храма. Не один год прошел с тех пор, когда был он здесь в последний раз...

- Сам я коренной москвич. Начинал свой духовный путь я в Красном селе у небезызвестного ныне о. Артемия Владимирова певчим, позже стал и регентовать. В 1993 г. после реставрации был открыт наш проход в Царицыно, куда я перешел работать регентом. Здесь я пригодился, да и, честно сказать, очень мне тут понравилось. Но как то все не получалось у меня с началом священнического служения. И вот в 97 г. по приглашению епископа Иннокентия я уехал служить в Читу...

- Батюшка, скажите, пожалуйста, а что вообще подвигло Вас выбрать путь служения, т.е. стать священником?

- Знаете, все складывалось постепенно, сначала был просто интерес, начал книги читать. Просто хотелось понять, хотелось прочувствовать что есть Библия, что есть Евангелие и почему некоторые люди так к этому серьезно относятся...Было мне тогда примерно лет 20, в то время я еще учился на биофаке в МГУ, был абсолютно неверующим и даже не думал, не помышлял о том, что ждет меня впереди. А потом началась перестройка, я все больше и больше начал интересоваться появившимися книгами по философии, истории, о смысле жизни, кое-что доходило из-за границы...

И вот я пришел в церковь. Для начала убедился: то, что пишется в Евангелии действительно не выдумки, да и выдумать это обыкновенному человеку просто не под силу. Пожалуй, тогда до меня и стало доходить, что вот здесь то и есть настоящая жизнь, а настоящая Истина - это и есть Христос и Его любовь к нам. Многие люди сегодня задаются вопросом: а случаются ли чудеса в наше время. Так вот, на протяжении многих лет, оглядываясь назад, я понимаю, это и было самое настоящее чудо... Главное чудо моей жизни.

Так и начался мой путь. Пригодилось здесь полученное в детстве мое музыкальное образование, стал петь, свою мирскую специальность по окончании Университета постепенно оставил. Но тут по прошествии полутора лет пения на клиросе появилось у меня жгучее желанием стать священником. Причем до того оно было сильно, что понял я: что хотите делайте, а прожить без этого не смогу. Но тут то уж мне пришлось потерпеть. Был я молодой, да не женатый, вот и сказали: обзаведись...Что же касаемо меня, решил я давно и твердо: не мой это путь, да и на "фронте" этом у меня мало что получится. Так Господь и управил. Вот на этом то этапе моей жизни еп. Иннокентий и предложил мне переехать служить в глубокую провинцию Сибири, в г. Читу, где прослужил я 7 лет (прим.авт.: срок не помню точно, надо выяснить)

- После богатых Московских приходов со своими устоями, традициями наверно было непривычно переехать в столь отдаленный район нашей бескрайней Родины?

- Да разница конечно была. Прежде всего, это регион, который, к сожалению, наиболее "запущен" в плане духовном, экономическом, материальном. Это как бы далекий и небольшой осколочек нашей России в ее концентрированном виде, с обнаженным срезом всех ее проблем. Бедность местного населения, несмотря на то, что Господь наделил эти места такими удивительными природными богатствами, пропасть между простым населением и "крутыми", бесхозяйственность. Но тем не менее, это наша Россия, и живут там такие же как и мы, ожидающие духовного наставления, простые люди.

- Затем Вас отправили в Париж. Ну здесь-то разница должна быть очевидной.

- Знаете как ни странно, но нет...

- Что, там тоже все так было "запущено"?

- Да нет, ну что Вы! (смеется) Хотя, конечно, как Вы понимаете, в последнее время на постоянное место жительство за границу едут люди, мягко говоря, далеко невысоко духовные. Существует статистика, что верующих, церковных людей, как говорят на Западе "практикующих" православных христиан всего 1-3 %, естественно, что выезжают за границу на ПМЖ не из этих 1-3%, а скорее из оставшихся 97. Их цель: забыть все, что связано с бывшей Родиной, наградившей их так называемым "комплексом обиды", (мол, и жить там невозможно, и люди там не такие), найти хорошую работу, поправить финансовые стороны своего "бытия", также абсолютно необходимо завести мужа-миллионера и т.д. Так что преимущественно эти люди более практично-материального склада.

Правда есть и другие люди...Люди, готовые с терпением нести свой крест, духовно расти, но стоит признать, что их, к сожалению, не сонм...

- Батюшка, скажите, кто же в своем большинстве посещает наши православные храмы в Париже? И много ли прихожан?

-Ну, например, Трехсвятительское подворье, где я служил, по российским меркам довольно средний приход: на воскресную литургию собирается 50-100 человек, а в будни 3-5 человек, дай Боже.

- Да, видимо, за крещенской водой там таких очередей тоже не наблюдается?

- Куда там! (смеется) На сочельник человек 20-50, не более! А состав, конечно, зависит от прихода. У нас традиционное большинство русских, свежеприбывших эмигрантов. Другая группа прихожан - дети послереволюционной миграции, родившиеся либо в 20-30-е годы во Франции, либо, родившихся в лагере под Константинополем для перемещенных лиц - Галиполи, врангелевцы. Знаете, эти люди, пожалуй, одно из сильнейших и приятнейших впечатлений от служения в Париже. Они, безусловно, сильно отличаются от остальных. В большинстве своем более утонченные, более образованные, культурные, они наиболее сознательны в плане веры. Воспитывались в церковных семьях, говорят на отличнейшем французском языке, (чем не могут похвастаться и многие коренные французы), и на таком же отличнейшем русском. Общаться с этими людьми было истинным удовольствием и своеобразным обогащением для меня. Жаль, таких людей не так много, да оно и понятно, ведь всем им уже около 80 лет...

Как правило, их дети и внуки являются уже больше французами нежели русскими, и по духу и по языку. Влияет и среда, и французские школы, с детства закладывающие определенный уровень воспитания и каких-то своих норм. Таких людей сейчас очень много в Константинопольском патриархате. Существуют и приходы, где служится на французском языке.

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем парижском приходе.

- Трехсвятительское подворье - это центральный приход от Московского патриархата в Париже был основан в 31 году. История его образования очень примечательна, ведь в 30 г. большинство эмигрантских приходов во Франции ушло под крыло Константинопольского патриархата. И лишь 50 человек из многочисленной миграции пожелали остаться верными до конца с гонимой и страждущей Русской церковью. Среди них был наш выдающийся иерарх, первый настоятель Трехсвятительского подворья, Вениамин Федченков, человек удивительной святости, замечательный духовный писатель. Митрополит Антоний Сурожский, который между прочим 17-летным юношей был прихожанином нашего Трехсвятительского подворья, в своих воспоминаниях описывает один показательный случай. Приход в то время был в подвале бывшей велосипедной фабрики (сейчас он находится в этом же здании, правда, теперь оно 10-этажное, а приход занимает весь первый этаж), условия были убогие. Служили ежедневно, и священники в полной нищете жили в кельях барачного типа рядом, питаясь тем, что 50 оставшихся человек клали в коробки у дверей келий. Бывало, класть было нечего - тогда не ели ничего. И вот однажды поздним вечером будущий митр. Антоний спускается в этот подвал-гараж, идет по коридору и видит замечательную картину: на цементном полу, завернувшись в одну свою мантию, лежит митрополит Вениамин. Округлив глаза, митр. Антоний вопрошает: "Послушайте, Владыка, что Вы здесь делаете?" На что лежащий на полу владыка мирно ответил: "Да вот, я одного бездомного нищего в своем кабинете на ковре пристроил, другого на кровать положил, а сам вот тут лежу, отдыхаю"

Да, братья и сестры, нам бы такое смирение да кротость!(улыбается)

- Отец Филипп, а что Вас больше всего поразило, удивило во Франции в целом?

- Что действительно бросилось в глаза и поразило до глубины сердца, это обилие реликвий, обилие святынь. Франция просто "наводнена" св. мощами и реликвиями с самых древнейших, апостольских времен. Причем налицо разница с российскими приходами. Здесь храм дорожит какой-то маленькой частичкой и с трепетом относится к останкам святого. Там же этих святынь великое множество, и католики, (а это подавляющее большинство верующих во Франции) не следят и просто не обращают на них внимания. Дело в том, что, к сожалению, у них утрачена практика поклонения мощам.

Мои наиболее яркие воспоминания, связанные непосредственно с Парижем, также относятся к великому множеству святынь этого города, и в том числе терновому венцу Спасителя. Дело в том, что сен Луи (Св. Людовик IX) - один из самых благочестивых королей Франции, выкупил венец у венецианцев, который попал к ним из Константинополя во время крестовых походов. Ради его хранения в Париже была построена специальная церковь Сент Шапель, изумительный памятник архитектуры 13 в.. Это королевская часовня, состоящая почти целиком из восхитительных разноцветных витражей. Вы только представьте: 20 м высоты от пола до потолка и 17 м - это одни стекла! Это церковь напомнила мне волшебную шкатулочку, с разноцветными витражами на различные библейские ветхозаветные темы. Поистине захватывает дух!

Во время же великой богоборческой франц. революции, когда Сент Шапель пострадала, и ее шпиль был снесен, терновый венец был чудом спасен. С тех пор он хранится в Кафедральном Парижском Соборе Нотр Дам. Долгое время только Великим постом, в Великую пятницу терновый венец, а также часть крестного древа ("15 см) и один из гвоздей от распятия выносились для поклонения. Сейчас же, видимо не без влияния нас, православных, они выносятся круглый год, каждую первую пятницу месяца. И снова напрашивается аналогия с Россией. Помнится как в 96 г. привезли главу св. великомуч. Пантелеймона. Какая же была давка с многокилометровыми очередями! Можно только вообразить, что было бы здесь, если терновый венец привезли из Парижа! Кстати, многие общины, желавшие иметь что-то от святыни, постепенно обломали все шипы с Венца, а посему сейчас он остался вовсе без оных. Согласитесь, есть нечто общее с нашим русским менталитетом! (смеется)

- Согласна. Скажите, по Вашему, различие в менталитете влияет на формирование различий в сфере духовной жизни прихожан парижских и московских храмов?

- Конечно. Французы - народ другого склада, в чем-то они более рационалистичны. Судя по тому, какие книги продаются в магазинах, (ведь у них продается очень много духовной литературы, существует даже сеть специализированных магазинов) уже можно сделать некоторые выводы. Множество книг о других религиях: иудействе, исламе, православии... Множество книг св. отцов, переведенных на французский язык, многие из них, кстати, здесь у нас не изданы до сих пор. Если же сравнить спрос на литературу, продающуюся в приходах, то можно сделать интересное наблюдение. У нас, как Вы замечали, большей "популярностью" пользуются книги душеполезного, душепопечительского, практического характера: о вопросах покаяния, спасения, о св. старцах и угодниках Божиих. У них же бросается в глаза направленность на теоретическо-богословскую литературу.

Отдельно хотел бы сказать об одно славной, очень впечатлившей меня лично, черте французского менталитета. За 3 года моего служения во Франции меня постоянно поражал и изумлял сей замечательный факт. Заключается он в очень благожелательном и уважительном отношении французских католиков к нам, православным. Без малейшей попытки давления или постановки условий они свободно предоставляют нам католические храмы для провидения наших богослужений и литургии (по благословению нашего священноначалия и патриарха). Например, регулярно проводятся службы перед мощами св. равноап. Елены и другими святынями. Посчастливилось мне отслужить литургию и у главы Иоанна Предтечи во Въене, 150 км к северу от Парижа. Сразу вспоминается удивительная история о том, как во время тех же крестовых походом один из французов, псаломщик, среди развалин, груд кирпичей и мусора обнаружил блюдо и лицевую часть главы Иоанна Крестителя и увез с собой во Въен. И в 13 в., всего за 70 лет был построен просто фантастический 143 м высоты собор, не говоря уже о высоте его сказочных, готических башен! В целом, это самый величественный и просторнейший готический собор во всей Европе. Увидев это чудо своими глазами, могу смело сказать, что воспетый всеми Нотр Дам как визитная карточка Парижа, не идет даже в сравнение с ним!

Пожалуй, и добрые отношения к нам всех этих людей, и эти реликвии и соборы, взывающие к нам еще с древнехристианских и средневековых времен, наиболее трогают сердце русского человека. Этому поражаешься, этим восхищаешься, а главное, чувствуешь духовную радость от возможности прикоснуться ко всему этому.

- Батюшка, а расскажите, пожалуйста, о различиях в отношениях прихожан и священника в московских и парижских приходах. Ведь у нас любимый батюшка часто являются не только наставником, но и добрым другом. Он же беспрекословный авторитет и слово его - закон.

- Да, Россия - страна крайностей! У нас либо "попов" презирают (в советские, богоборческие лета), либо почитают, обожают и чуть ли обожествляют!

Действительно, над священником или же архиереем, которого окружает его огромнейшая паства с соответствующими знаками внимания, часто формируется, так называемый, "ореол почета". В России это наблюдается сплошь и рядом. Во Франции же, напротив, отношение к священникам более простое и свободное. Тут нет ни пренебрежения, но и нет "нашего" обожания. Такого пиетета перед батюшкой нет, да и близкие, дружеские отношения не очень приняты, французы - народ сдержанный. У нас, если можно так сказать, больше приняты взаимоотношения по принципу "прихожане для батюшки", в парижских приходах "батюшка для прихожан". Нам привычно, что воля и слово настоятеля у нас закон. Там же порой архиерей может ничего не решать, диктует же условия и заправляет всем определенная группа прихожан, "актив прихода".

Снова крайность: у нас всевластие и вытекающая отсюда опасность - любоначалие, у них - безвластие священнослужителя. Но во всем есть промысел Божий! Согласитесь, какая замечательная возможность поучиться смирению, этакая профилактика тщеславия! (смеется)


- Бытует мнение, скорее даже ассоциация, что православие в целом, это Россия и ничего более. Видимо, после Вашего служения в Париже Вы с этим точно не согласитесь...

- Конечно же, нет! Православие не ограничивается ни Россией, ни славянским народами, тем более не все славянские народы православные, вот чехи и поляки, к примеру, католики. И это естественно, что православие в какой-то отдельной стране носит свою отдельную специфику, свой колорит, свои оттенки.

Французы - несомненно, более ранимые, более утонченные люди. Если по аналогии с Христовым стадом, сравнить всех нас с овцами, то французы, безусловно, овцы тонкорунные! (смеется) Конечно, такие люди есть и среди русской интеллигенции, но для французов это является основной чертой менталитета, что, соответственно, необходимо учитывать и в процессе общения с ними в церковно-приходской жизни и во время исповеди.

Привычный для нас безусловный авторитет священника, его право нравоучать, что-то запрещать, там просто не поймут. Возможно, это является следствием особого менталитета, французской ранимости, невоцерковленности многих прихожан. Ведь бывает, что и строгость порой проявить надо, и всегда знаешь - русский человек стерпит.

- Например, епитимья и сто земных поклонов?

- Да-да (смеется) Там же это просто не воспримут. Деликатность и еще раз деликатность - основной принцип общения с прихожанами. А еще они более самостоятельны, нежели "наши", у нас-то порой без батюшки боятся и шаг сделать (улыбается)

- Батюшка, скажите напоследок, действительно ли мы столь разные и, быть может, у нас есть чему друг у друга поучиться?

- Знаете, Европе, в целом, присуща одна замечательная черта, и это черта - простая человечность. Мы часто слушаем проповеди с амвона, но делаем ли мы что-либо, чтобы преобразить нашу жизнь, смягчить ее в сторону большей человечности, любви к ближнему? А ведь настоящая духовность начинается с малого - с простой человечности. И зачастую на Западе мы видим эту, порой отсутствующую в нас, черту, пускай даже не совсем в церковных формах. Западное общество очень хорошо усвоило принцип: не делай другому того, чего себе не желаешь. Но ведь это больше отрицательный, нежели положительный принцип, не так ли? Положительный скорее: поступай с другими, как хочешь, чтоб с тобой поступали. Чувствуете разницу? Но все-таки, согласитесь, их принцип уже является очень неплохим началом пути. Поэтому у них больше развита законность, право, да и вероятность того, что вас надуют-обворуют, там поменьше. Преступность, разнузданность, порок, как у нас, в глаза не бросаются. И Запад, как нам всем, наверное, очень хотелось бы думать, отнюдь не загнивает! Да просто нравы там человечнее. Вдумайтесь: духовности меньше, а человечности больше. А с чего начинается духовность? Иногда и с малой человечности. Пожалуй, нам следовало бы этому поучиться...

В то же время в России порой встречаешь гораздо более высокий подход к жизни. Это даже не принцип: поступай, как хочешь, чтоб с тобой поступали, а явление полной самоотдачи, самопожертвования. Конечно же, это и есть святость. И этого у них нет. Зато есть некая уникальная усредненность. А Россия...Россия всегда была и будет страной крайностей: либо бездна порока, либо вершины святости!(улыбается)

Беседовала с о. Филиппом Александра Волкова

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=946
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии