itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Государство и экономика. Цена госрасходов

0
420
Время на чтение 4 минуты
Досконально неизвестно, каким образом государственные расходы влияют на экономику страны. Эксперты придерживаются различных, иногда полярных взглядов на этот вопрос.

Исследовательский Институт Индустриальной ЭкономикиResearch Institute of Industrial Economics опубликовал доклад, оценивающий влияние государственных субсидий на производительность труда. Выводы были следующие: трансферты государственных средств негативно влияют на производительность труда, государственные расходы на образование и здравоохранение дают однозначно позитивный эффект, а государственные инвестиции никакого эффекта на производительность труда не оказывают.

Противники крупных государственных расходов утверждают, что органы власти обходятся экономикам их стран слишком дорого, что правительства, фактически, изымают средства у высокоэффективных отраслей и часто используют их неразумно. По подсчетам Джеймса Гузе, автора исследования "Размер Правительства и Экономический Рост в Развивающихся Странах", опубликованной в журнале Journal of Macroeconomics, увеличение численности чиновников на 1% уменьшает темпы экономического роста на 0.143%. Бартон Абрамс в 1999 году опубликовал работу, показывающую, как государственные расходы влияют на уровень безработицы. Он пришел к выводу, что увеличение государственных расходов на 1% от ВВП приводит к увеличению безработицы на 0.36 -1%. Национальное Бюро Экономических Исследований США в 1999 году пришло к выводу, что уменьшение государственных расходов на 1% приводит к увеличению инвестиций на 0.8% от уровня ВВП в течение пяти лет. Исследование Международного Валютного ФондаInternational Monetary Fund, опубликованное в 1996 году, показало, что экономический рост выше в странах, обладающих меньшими по численности правительствами.

Опубликован ряд макроэкономических исследований, в которых был проанализирован мировой опыт. Увеличение государственных трат негативно сказывалось на темпах экономического развития. К примеру, в Японии в 1960-е годы государственные расходы не превышали 22% ВВП, темпы экономического роста составляли 10.6% в год. К 1996 году госрасходы выросли до 36.9% ВВП, а экономический рост замедлился до 2.2%. Аналогичные процессы были отмечены в Великобритании. В 1960-е годы государственные расходы составляли примерно 32% ВВП, за последующие 20 лет они выросли до 47.2%. Темпы экономического роста за этот период времени сократились втрое. В период с 1982 по 1989 годы Великобритания смогла несколько сократить бюджетные расходы до 40.7% - и экономический рост увеличился с 2.2% до 3.7%. Наиболее впечатляющих уровней экономического роста в последние годы достигли страны, резко сократившие государственные расходы и уменьшившие численность бюрократического аппарата - Ирландия, Новая Зеландия и Словакия.

Сторонники поддержания высокого уровня государственных расходов считают, что правительство таким образом обеспечивает инфраструктуру рынка - обеспечивая его, например, транспортными артериями (производя вложения в дорожное строительство) и образованными кадрами (делая инвестиции в систему образования). Кроме того, правительство, выплачивая значительные средства людям (например, государственным служащим, военным, пенсионерам и пр.) таким образом стимулирует экономический рост, "даря" бизнесу новых потребителей. Таким образом, значительные государственные расходы создают своеобразный "стабилизационный фонд" экономики. Не случайно, в США одним из важнейших факторов экономического роста является потребительский спрос, что сторонники данной модели считают негативным фактором (прежде всего потому, что он непредсказуем). Кроме того, значительные государственные вложения позитивно отражаются на состоянии экологии, уровне преступности и т.д.

По данным экономиста Питера Оржага, старшего научного сотрудника исследовательской организации Brookings Institution, пособия по безработице являются великолепным способом помочь всей экономике. Согласно его исследованиям, расходы безработных, получающих пособие, на оплату жилья, покупку продуктов и товаров первой необходимости снижаются только на 7% от обычного уровня. Однако, если пособие не выплачивается, эти расходы снижаются на 22%. В условиях экономического спада, когда без работы остается значительное число людей, подобная разница может фатально сказаться на многих секторах экономики. Оржаг уверен, что аккуратная выплата достойных пособий способна помочь удержать на плаву множество компаний, действующих в депрессивном регионе. В противном случае, спад экономики становится еще более критическим.

На протяжении долгого периода времени Франция вкладывала значительные государственные средства в создание современных систем общественного транспорта и ныне эта страна обладает, вероятно, одной из лучших транспортных систем. Это, в свою очередь, оказывает позитивный эффект на состояние всей экономики страны. Европейские страны (например, Великобритания), которые не уделяли особого внимания подобным проектам и передали их в руки частного бизнеса, ныне сталкиваются с серьезными трудностями.

Большинство экономистов сходятся во мнении, что одинаково плохи как сверхвысокие, так и сверхнизкие государственные затраты. Проблема заключается в том, чтобы найти "золотую середину". Американский экономист Георгиос Каррас опубликовал в журнале Economic Inquiry работу, в которой попытался найти идеальный уровень государственных трат. Его вывод был таким: оптимальным является уровень в 23% ВВП (плюс-минус 2%). Исследование, проведенное по заказу Экономического Комитета Конгресса США (авторы - Джеймс Гвартни, профессор Университета Флориды и Роберт Лоусон, профессор Университета Кэпитал) дало аналогичные результаты. Оно показало, что наиболее впечатляющего экономического роста в 1980-1990-е годы достигли те страны (Южная Корея, Тайвань, Сингапур), государственные расходы которых колебались в районе 20% ВВП.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии