itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне

0
117
Время на чтение 4 минуты
Уважаемые участники и гости конференции!

Великая Отечественная война, победоносно завершившаяся 60 лет тому назад, явилась одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю нашего народа в минувшем XX столетии.

Миллионы прерванных жизней, искалеченных судеб, разрушенных семейных очагов. В сердцах и душах уцелевших - душевная боль, которая не затихала десятилетиями. И сегодня еще чувствительны последствия ран минувшей войны.

Но, как это не раз бывало в отечественной истории, именно в военное время с особой силой проявляются замечательные черты национального характера нашего народа, его лучшие качества, веками воспитывавшиеся в нем нашей Святой Православной Церковью. Стойкость в скорбях; способность принять чужое горе, как свое; готовность к самопожертвованию - несомненно, это отличительные черты духовного склада людей военного поколения, лучших его представителей.

Русская Православная Церковь всегда рассматривала долг защиты Отечества как обязательный для христианина и благословляла своих верных чад на ратный подвиг. В первый же день Великой Отечественной войны Церковь в лице Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия благословила защитников священных рубежей Отчизны, благословила грядущий общенародный подвиг. И затем на протяжении всех суровых военных лет священноначалие, духовенство и миряне Русской Православной Церкви вно-сили свой посильный вклад в дело борьбы с вероломным и безжалостным врагом, духовно противостояли бесчеловечной идеологии фашизма.

Раскрытие роли нашей Церкви в событиях тех теперь уже далеких лет - одна из главных задач настоящей конференции. Выражаю надежду, что ее участники, церковные и светские исследователи, представят богатый исторический материал, свидетельствующий об этом историческом периоде в жизни нашей Церкви и нашего Отечества.

Как известно, к началу войны Русская Православная Церковь пережила самое страшное гонение в своей истории, которое не прекращалось почти четверть века. Закрывались монастыри и храмы, осквернялись святыни, физически уничтожались духовные лица и активные миряне. В конце 30-х годов церковная структура на территории СССР была почти полностью уничтожена.

Но когда на нашу землю пришла беда, обескровленная гонениями Церковь вновь явила свою нравственную силу, вдохновляющую народ на борьбу с поработителями, а ее верные чада встали на путь жертвенного служения Отечеству, объятому пламенем войны. Гонители Церкви потерпели моральное поражение: Церковь сохранила свое каноническое устройство и осталась верна своей патриотической позиции, освященной тысячелетней традицией российской истории.

Именно такая позиция Русской Православной Церкви, вызывавшая симпатии и сочувствие в народе, заставила вчерашних гонителей изменить модель церковно-государственных отношений в сторону относительной нормализации и признать за Церковью право на существование в обществе, которое «творцами нового мира» изначально мыслилось как антирелигиозное.

События военных лет особенно ярко продемонстрировали тот факт, что значительная часть населения нашей страны, несмотря на годы репрессий и попытки тотального господства принудительного атеизма, осталась православной, верной заветам и традициям предков, идеалам Святой Руси.

Эти люди - военачальники и рядовые воины, труженики тыла и партизаны - рассматривали свое участие в грозных событиях военного времени как религиозный долг, как исполнение данного Церковью благословения. Забыв о личных трагедиях и перенесенных страданиях, о своем положении «граждан второго сорта», они поистине взошли на высокую ступень христианского сознания и явили себя верными чадами Церкви и земного Отечества.

Патриотическая позиция Cвященноначалия и церковного народа не позволила, вопреки планам гитлеровских стратегов, расколоть общество в час испытаний, напротив, она во многом способствовала укреплению того единения, которое все народы нашей страны, явили перед лицом внешнего агрессора, единения, которое позволило выстоять и победить. Верующий народ в годы войны подтвердил, что он хочет «быть православным» и в то же время «сознавать Советский Союз своей гражданской Родиной».

Годы Великой Отечественной войны — годы духовного возрождения нашего народа после долгих лет господства безбожного режима. И это возрождение проявлялось не только в восстановлении церковных структур и открытии духовных учебных заведений. Все это были лишь следствия. Причиной же было массовое религиозное воодушевление, охватившее многих наших соотечественников, отошедших от Церкви в годы гонений или же с рождения насильственно лишенных возможности духовного окормления, а теперь вступающих в церковную ограду, возвращающихся в Отчий Дом.

На наш взгляд, этот феномен военных лет требует особо пристального изучения и внимания со стороны современных исследователей. Весьма важно осмысление того исторического факта, который ясно свидетельствует нам о том, что в час испытания значительная часть нашего народа обрела духовно-нравственную опору в ограде Православной Церкви по молитвам благочестивых предков и новомучеников Российских, оросивших своей невинной кровью ниву духовного возрождения России.

Тема Великой Отечественной войны занимает особое место в общественном сознании нашего народа. Она всегда будет привлекать внимание исследователей, раскрывающих новые обстоятельства уже известных событий, вводящих в научный оборот новые исторические свидетельства и документы, проливающие свет на ранее неизвестные страницы нашей истории.

Ушли в прошлое времена, когда в угоду официальной идеологии замалчивались отдельные эпизоды истории Великой Отечественной войны и искажалась история всенародного подвига.
Сегодня у нас есть все возможности для воссоздания полной и объективной картины тех великих и трагических лет. Есть эти возможности и у тех, кто посвятил себя изучению истории Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны. Мы призываем их бережно и скрупулезно отнестись к своему труду, избегая поспешных выводов и мифотворчества, представляя исторические события, сыгравшие огромную роль в истории Отечества и нашей Православной Церкви, во всей полноте и истине, прежде всего, для того чтобы подрастающее поколение россиян не только обладало объективной информации, но и обретало в событиях минувшего нравственные ориентиры и примеры для подражания.

И в связи с этим мы призываем вас, современных историков Великой Отечественной войны, осознать всю полноту лежащей на вас ответственности перед грядущими поколениями, желаем вам помощи Божией в ваших трудах и поздравляем со славным юбилеем великой Победы.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх +Алексий II
Святейший Патриарх Алексий II о церковном модернизме и неообновленчестве
К 15-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II (†5.12.2008)
05.12.2023
«Молюсь, чтобы Господь просветил Россию миром, духом единения и любви»
Интервью газете «Нижегородские новости» накануне Дня народного единства 3.11.2005 года
03.11.2023
О церковном модернизме и неообновленчестве
К семилетию со дня кончины
04.12.2015
В монастырь не уходят - туда приходят
Архивный материал ко дню смерти Святейшего Патриарха Алексия II
05.12.2012
Все статьи Святейший Патриарх +Алексий II
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09