Имперские символы и фекальная масса

0
93
Время на чтение 3 минуты
Сравнивая постановку "Детей Розенталя" с акцией Гельмана "Россия-2" и выставкой "Осторожно, религия!", легко убедиться, что это явления одного ряда. "Дети Розенталя" представляют собой попытку затопить имперские традиции русской культуры фекальными массами поп-арта

Искусство поп и соц-арта, которым всю свою жизнь занимался "король гноя и сала" Сорокин, несмотря на отдельные успехи, по-прежнему остается недоступным основной массе населения, что и демонстрирует реакция депутатов. Эта реакция, увы, предсказуема и учтена, заложена в основание самого метода.

Заставить известных культурных "кумиров" с узнаваемым, по многочисленным портретам, имиджем действовать в современной социокультурной ситуации, общаться с проститутками, братвой и т.п. - в высшей степени провокативно.

Это комический жанр, культурные корни которого уходят в античность, к комедиям Аристофана. Реакция "оскорбленной невинности", которую демонстрируют депутаты, к сожалению, показывает невысокий уровень их гуманитарного образования. Странно и глупо поднимать вопрос о нравственности в центре Москвы, где на каждом шагу можно увидеть гораздо более целостные образцы безнравственности: вызывающие во всех смыслах билборды, казино, ночные клубы, рекламу и т.д.

Весь нравственный пафос, на самом деле, может сводиться только к тому, что Большой остается последним бастионом классической морали в окружении зла. Однако, эта мораль, как и оперное искусство в целом, - буржуазны по происхождению и отнюдь не являются образцом истинной нравственной чистоты.

Морализаторский подход к принципиально аморальному творчеству Сорокина смешон и непродуктивен, ибо задача современного художника - заинтересовать как можно большее количество людей своим искусством, лишь бы его читали, смотрели и т.д. Если его творчество не будет нести провокативного заряда, им никто сегодня не заинтересуется.

С другой стороны, сравнивая постановку "Детей Розенталя" с акцией Гельмана "Россия-2" и выставкой "Осторожно, религия!", легко убедиться, что это явления одного ряда.

Выставка в сахаровском центре, ставшая материалом для суда, призвана бить по религиозным основаниям русского общества, гельмановский перформанс направлен против традиционной для России сакрализации власти. В данном же случае речь идет о дискредитации ещЈ одного имперского символа.

Несмотря на всю буржуазность оперного искусства, нельзя не признать, что в России Большой театр все же стал элементом аристократической и даже монархической культуры. В становлении Большого деятельное участие принимал такой образцовый Царь-государственник, как Алекандр III. Чайковский не состоялся бы без высочайшей поддержки. Далее, в эпоху Дягилева Большой становится символом русского искусства вообще - быть может, последним символом русской дореволюционной культуры. С начала ХХ в. Большой театр во всем мире стал символом русскости.

Итак, если "Осторожно, религия!" бьет по религиозным чувствам, "Россия-2" - наносит удар по чувству сакрального в отношении государства, то "Дети Розенталя", не являясь в прямом смысле русофобией (там скорее снижаются классические персонажи музыкального "олимпа": в числе персонажей Моцарт, Вагнер, Верди), целится в последний символ имперской культуры и тем самым так же успешно, как и первые две акции, бросает вызов сакральным основаниям Русской цивилизации.

Аполитичный Сорокин (общественные взгляды его ограничиваются вялым антисталинизмом) используется в данном случае почти "втемную" в самых непосредственных политических целях. Постановка на сцене Большого такой оперы - разрушение символа большого национального искусства. Поэтому эта акция антинациональна.

Журналисты, даже патриотически настроенные, зачем-то ставят проблему художественной рецепции Сорокина и его творчества, в то время как надо ставить проблему полноценного антирусского культурного заказа на высшем государственном уровне.

Программа "культурная революция" воинствующего безбожника и русофоба Швыдкого наносит вреда стократ больше, чем все творчество Сорокина, помноженное на всю гнойно-фекальную массу, выведенную на страницах его книг.

Тем не менее "Дети Розенталя" и представляют собой попытку затопить имперские традиции русской культуры этими самыми фекальными массами поп-арта, венчают ряд антиимперских ударов по значимым национальным символам, поэтому правильным было бы осуществлять постановку в не столь исторически маркированных центрах - возможно, как верно предложила депутат Е. Савельева, место этой постановки - "экспериментальная сцена, молодежные и новаторские театры".

Однако вся современная европейская культура прошла путь перевода маргинального в официальное. Таковы законы постмодерна. Не минуют они, видимо, и Россию.

Кассовый сбор, который увеличится, конечно же, благодаря такому черному пиару, покажет насколько мы уже "цивилизованны", насколько маргинал и эстет 90-х может быть воспринят культурной массой. И если успех представления будет долгим, то мы сможем себя поздравить с тем, что окончательно утратили традиции имперской культуры, и у нас представления об иерархии в искусстве больше нет.

23.03.2005

http://www.pravaya.ru/look/2692
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Бражников
Все статьи Илья Бражников
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28