itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Епископ Маркс борется с бедностью

Христиане Германии обеспокоены не только духовным состоянием общества, но и "необузданным капитализмом"

0
141
Время на чтение 5 минут
Видные представители Католической и Евангелической Церквей Германии серьезно обеспокоены нынешним духовным состоянием общества, его религиозным кризисом. Значительное изменение немецкой конфессиональной среды началось с объединения Германии, хотя соотношение католиков и протестантов в стране остается примерно равным (соответственно 26,6 и 26,3 млн.).

Согласно последним исследованиям, религиозными людьми считают себя только 39% немцев, примерно столько же относят себя либо к атеистам, либо "скорее к неверующим". Даже в таком оплоте католицизма, как Бавария, "скорее религиозными" называют себя только 50% опрошенных.

В значительной мере это связано с общими кризисными явлениями современного общества в ФРГ. Проводимые в стране социально-экономические реформы носят радикальный характер, меняют привычные устои жизни и социальной стабильности. Их последствия сказываются на настроениях миллионов немцев. При этом наиболее сильно удручает безостановочный рост массовой безработицы, от которой сейчас страдают более 5,2 млн. человек.

Согласно опубликованному в начале марта правительственному докладу, ниже уровня бедности в богатейшей стране Европы живут более 11 млн. человек, или 13,5% населения. Еще одним фактором, раздражающим общество, является обогащение экономической элиты. Именно в период социально-экономических неурядиц многие ее представители отличаются безудержной жаждой наживы и утратой сознания социальной ответственности перед обществом.

Церковь, по мнению председателя Конференции католических епископов Германии кардинала Карла Лемана, должна "вернуть себе высокую степень доверия", поскольку она не может стоять в стороне от острых проблем общества. Не удивительно, что представители обеих основных конфессий страны в последнее время явно усилили внимание к социальным, экономическим и политическим аспектам жизни. Буквально на днях в Дуйсбурге глава Евангелической Церкви земли Северный Рейн-Вестфалия Николаус Шнайдер заявил: "От имени Всевышнего я заявляю: эксплуатация, жадность и алчность отвратительны, ибо они несут семена смерти и разрушения".

Впервые я получил представление о причастности Католической Церкви к социальным проблемам трудящихся много лет назад, будучи корреспондентом газеты "Труд" в Западной Германии. Однажды на съезде Объединения немецких профсоюзов в Штутгарте ко мне обратился немецкий коллега-журналист и сказал, что со мной хотел бы познакомиться патер Базилиус...

Вскоре мы уже сидели за кофе, присматриваясь друг к другу. Священник был одет в обычный черный костюм и черную рубашку с пасторским воротничком. Он оказался на удивление живым и остроумным собеседником. "Как это вы так сразу согласились встретиться со мной? - начал он. - Все-таки я католический священник-доминиканец, вдруг завербую, обращу вас в свою веру. Или вы уже успели связаться с Москвой, получить разрешение от КГБ?". Мне ничего не оставалось, как успокоить его и сказать, что "разрешение есть".

Священник расспрашивал, чем занимаются у нас профсоюзы, могут ли в них состоять верующие, "если такие вообще остались при коммунизме". Я же, наслышанный о Евангелической Церкви, как "более близкой к жизни", узнал, что Католическая Церковь тоже не чурается актуальных социальных проблем и стремится воздействовать на пути их решения с помощью своего авторитета. Потом мы не раз встречались и беседовали на разных профсоюзных мероприятиях, на которых он почти всегда присутствовал.

Однажды он пригласил меня в "свою монастырскую келью", пообещав угостить кофе. Но, когда я собирался в доминиканский монастырь Сант-Августин под Бонном, мне позвонили и предупредили, что визит отменяется, а по всем интересующим меня вопросам следует обращаться в Объединение писателей-католиков. На форуме христианско-демократического крыла немецких профсоюзов патер Базилиус рассказал мне, что начальство перепугалось и запретило принимать советского журналиста в монастыре. Позже я узнал, что этот священник был известным богословом и принимал участие в разработке социального учения Католической Церкви.

Сегодня среди католических богословов Германии, активно обсуждающих социально-политические проблемы, звучат уже другие имена. Например, в настоящее время весьма авторитетным является епископ Рейнгард Маркс. Это не родственник основоположника революционного социально-экономического учения Карла Маркса, а всего лишь его однофамилец, которого несколько лет назад Папа Иоанн Павел II назначил главой Трирской епархии.

Рейнгард Маркс - один из самых молодых прелатов Католической Церкви в Германии. Его карьера началась в индустриальном центре Рура - Дортмунде. Там он в 28 лет стал духовным наставником городской организации Христианско-Демократического союза, ее целью было привлечение верующих к активной политической и профсоюзной деятельности. Сейчас ему чуть более пятидесяти, епископский сан получил в 42 года и поначалу был епископом в городе Падерборн. Одновременно с этим он стал профессором в Падерборнском университете на кафедре, занимающейся проблемами христианского социального учения.

Маркс зарекомендовал себя как весьма образованный, современный и гибкий деятель Церкви. Он не уклоняется от дискуссий даже по таким острым для Католической Церкви темам, как аборты и однополые браки. Но наибольшую известность он приобрел как выразитель довольно смелых для католика представлений в отношении проблем социальной и экономической политики.

Воззрения Католической Церкви, политически тесно связанной с Христианско-Демократическим и Христианско-Социальным союзами, зачастую считаются более консервативными и несовременными по сравнению с представлениями протестантов. Тем более что Евангелическая Церковь сыграла большую роль в событиях 15-летней давности, приведших к падению режима в ГДР и объединению Германии. Однако именно в социальной сфере идеи католических кругов тоже претерпевают изменения. И в этой связи очень интересны взгляды Рейнгарда Маркса на процесс и последствия социально-экономических реформ, которые Трирский епископ изложил в феврале в обширном интервью на страницах газеты "Вельт".

Впрочем, епископ Маркс и до этого выступал за то, чтобы Церковь "критически взглянула" на процесс глобализации. По его мнению, в современном капитализме существует опасная "тенденция подчинять все диктату экономических интересов". Епископ утверждает, что сведение всех жизненных ценностей к экономике не может довести до добра.

Рейнгард Маркс считает, что католическое социальное учение с его представлениями о жизни общества является в высшей степени современным. Что же касается понятия "справедливость", несмотря на то что в учении Церкви это слово встречается не столь часто, оно остается принципиальной идеей, важным ориентиром в таких вопросах, как индивидуальность и солидарность.

"Поэтому мы также говорим о необходимости политической справедливости. Рамочные условия должны обеспечивать людям равные шансы в зависимости от их возможностей". Это звучит почти по-марксистски, но для Рейнгарда Маркса речь идет об общем благе, а не о "справедливости распределения".

Касаясь чрезвычайно болезненной проблемы массовой безработицы, епископ Маркс считает реформу рынка труда в принципе правильной, но ее последствия требуют быстрой и гибкой корректировки. По убеждению епископа Маркса, "главная стратегия должна состоять в том, чтобы люди имели работу. Именно безработица является существенной причиной бедности. Поэтому я и настаиваю на том, что мы нуждаемся в общественном содействии труду. Современная эффективная налоговая система относится к центральным темам социальной справедливости. Те, кто больше имеет или больше зарабатывает, должны и больше отчислять на нужды государства".

В реальности "общественная поддержка труда", к которой призывает епископ Маркс, не может обойтись без финансового участия государственных и коммунальных структур в интенсификации экономики, создании новых рабочих мест. Это не просто, резюмирует он, "но инвестировать в труд всегда лучше, чем в безработицу".

16.03.2005

http://religion.ng.ru/people/2005-03-16/4_marks.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Григорьев
Плюс квартет "Триумфаторов"
Новые ракетно-ядерные программы Франции и Великобритании
26.01.2007
Пекин создает вооруженные силы ХХI века
Стратегию народной войны сменила стратегия активной обороны
19.01.2007
Разноплеменный контингент
Созданы Силы быстрого реагирования Североатлантического альянса
03.11.2006
Нож к горлу РВСН
Пентагон размещает ракеты-перехватчики в Польше
26.11.2005
Все статьи Евгений Григорьев
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30