Университетские призраки Веймара

0
163
Время на чтение 5 минут
В последнее время постсоветскую Россию часто сравнивают с Веймарской Германией. Если принять ряд существенных оговорок относительно исторического контекста и, разумеется, общих социально-культурных отличий России и Германии, следует признать, что это сравнение вполне оправдано. Как и Германия 20-ых годов прошлого века, сегодняшняя Россия фактически была побеждена в войне. Эта война была непохожа на предыдущие известные нам войны, но ее результаты очевидны: Россия потеряла огромные территории, население страны драматически уменьшилось и продолжает уменьшаться, а место печально известных германских репараций странам Антанты занял антинациональный неолиберальный экономический проект, эффективность которого в части перекачивания ресурсов на Запад, значительно превышает прямые выплаты на уровне правительств. Но самым серьезным нашим поражением стало поражение идеологическое и культурное: доминанта современной российской идеологии имеет четкую западную ориентацию. Подобно тому, как Германия была отброшена в 1918 году в эпоху феодальных немецких княжеств, Россия сегодня вернулась в своем развитии на триста лет назад: со времен Петра Великого наша страна никогда еще не играла столь незначительной роли в мировой политике.

Все эти параллели справедливо отмечаются многими авторами, но никто, кажется, не пытался специально проследить их в сфере образования. А между тем, здесь они намечены особенно остро. Образование как общественная система отличается двумя противоречивыми свойствами. С одной стороны, образование - это одна из наиболее консервативных структур социального организма, способная длительное время сохранять ценности того общества, в рамках которого она создавалось. С другой - академическое поле часто выступает средоточием новых и часто радикальных политических и интеллектуальных идей, аккумулирует наиболее мобильные силы общества.

Университетская среда в Веймарской республике по всеобщему признанию характеризовалась глубоким и затяжным кризисом. Классический немецкий университет, опирающийся на традиции германского образования XVIII-XIX вв., переживал трудные времена. Как отмечал французский социолог Бурдье, Первая мировая война, попытка революция 1918 года, которая сильно напугала консерваторов и одновременно глубоко разочаровала писателей и художников (в частности, Рильке и Брехта), сперва настроенных очень восторженно, политические убийства (заказчики которых остались безнаказанными), многочисленные попытки переворота, унизительный Версальский договор, французская оккупация Рура и территориальные аннексии, обостренное чувство национального сознания, "немецкости" как общности языка и крови, невероятная инфляция, великая депрессия 1929 года, - вот те события, которые определили понимание социальной действительности для целого поколения немецких интеллектуалов. В котле немецких университетов рождается в это время специфическая интеллектуальная традиция, наиболее популярным представителем которой был Освальд Шпенглер. Эту традицию отличали неудовлетворенность буржуазной культурой, культ смерти и войны, бунт против технологической цивилизации. Здесь расцветает целый букет новых интеллектуально-художественных направлений - от Blubo-Literatur (литературы "крови и почвы"), восхвалявщей провинциальную жизнь и возврат к природе, до расистской биологии и теории права в духе Карла Шмитта.

Кризис университета стал следствием значительных социальных сдвигов, притоком студентов (количество студентов в системе высшего образования Германии изменяется с 72064 в 1913-14 годах до 117811 в 1931-32 годах) и неопределенностью рынка труда, появлением университетского пролетариата, обреченного либо преподавать в школах, либо оставаться на границах университета, т.е., в конечном счете, люмпенизироваться. Падение социального и экономического статуса профессоров приводило к радикализации взглядов большой части преподавателей. К этому следует добавить требование более практического образования, адресованное университету от лица правительства, и плохо совместимое с идеалами классического универсального знания.

Большинство из перечисленных негативных социальных, экономических и политических факторов присутствует и в современной России. Наша ситуация, возможно, является даже более сложной, т.к. в нашем обществе в течение пятнадцати лет так и не было сформулировано никакого внятного идеологического ответа вызову времени. Налицо появление "интеллектуальных пролетариев" и крайняя люмпенизация студенчества и профессуры. До настоящего времени это не находило какого-то отчетливого выражения в радикальных политических идеях, которые рождались бы в стенах учебных заведений, а российское студенчество выглядело аморфным, неорганизованным и аполитичным. Однако механизм, который был запущен в 1991 году, рано или поздно должен начать функционировать и здесь, а учащиеся высших учебных заведений и наиболее радикальная часть преподавателей могут стать со временем реальной политической силой. Опыт XX века показал, что студенты могут стать основой массовых политических организаций. И если до Второй мировой войны политическая ангажированность студенчества была еще достаточно незначительной, а общая политическая окраска университета в целом консервативной (хотя и здесь наиболее люмпенизированная часть студенчества сыграла определенную роль в становлении фашистского режима Муссолини и победе национал-социалистов в Германии), то послевоенные общества с их массовым высшим образованием столкнулись с принципиально новым явлением: студенческим революционным движением. Хрестоматийный пример здесь - это студенческие выступления 1968 года, которые охватили значительную часть мира от Мексики до Чехословакии, а также события 1989 года в Пекине.

Сегодняшняя официальная Россия ничего не может предложить молодым честолюбивым идеалистам. Вряд ли студента, мечтающего о преобразовании мира, может увлечь стратегический план правительства, направленный на удвоение ВВП. А социальные проблемы, как известно, наиболее остро бьют по молодым. Как власть собирается решать эти проблемы - не ясно. Зато очевидно, что она осознает опасность, исходящую из академической среды, и имеет довольно эффективный план ее минимизации, который правда плохо коррелирует с государственными интересами России.

Во-первых, постоянно сокращается число студентов-гуманитариев классических специальностей: философов, филологов, историков. Их заменяют будущие специалисты в сфере обслуживания, обучающиеся на коммерческой основе. Здесь, как и в случае Веймара, мы имеем дела с требованием практического образования ("образование должно работать на рынок"), а, кроме того, совершенно очевидно урезается основной оплот вольнодумства в стенах университета. Правда, государственных мужей, по-видимому, не заботит тот факт, что специалисты в сфере обслуживания не смогут помочь обществу в осмыслении исторического опыта России, ее настоящего и будущего, как не могут они заменить и высококлассных физиков и инженеров, которых в России становится все меньше. Во-вторых, власть, похоже, всерьез вооружилась универсальным принципом "разделяй и властвуй": именно таким образом в этом контексте можно объяснить пресловутый принцип "спортивных лиг" из вузов, предполагающий деление вузов (и, соответственно, учащихся и преподавателей) на категории. Потенциально наиболее политически активным учащимся больших вузов с многочисленными гуманитарными факультетами гарантирована некоторая социальная поддержка, этих представителей "элиты" можно организовывать против "люмпенов", закончивших "третьесортные" учебные заведения и т.д. Главное - не допустить создания единой студенческой организации, которая, прежде всего, могла бы начать борьбу за свои права в академической сфере: за установление стипендии на уровне прожиточного минимума, выборность ректоров, автономию учебных заведений, против коррупции и практики поборов в пользу преподавателей и администрации и т.п. Серьезный козырь для власти - это ситуация постоянной угрозы отмены отсрочек от службы в армии, сохранение которых является мощным стимулом для студентов проявлять "толерантность", предполагающую статус-кво.

Основная проблема здесь заключается в том, что положение фактически является патовым. У правительства нет ни средств, ни воли для исправления ситуации. Более того, если во время президентства Ельцина развал образовательного поля был процессом стихийным, то сегодня здесь, похоже, всерьез работают профессионалы. Лицемерные заявления, декларирующие необходимость улучшения качества обучения, сопровождающиеся постоянным снижением доли расходов на образование в федеральном бюджете (в 2004 году эта цифра упала до рекордно низких 1,7%) и урезанием числа бюджетных мест, могут в только усугубить ситуацию.

За последние два века "разночинцев", эту социальную силу, трансформировавшуюся в современных условиях в студенчество и часть преподавательского состава и значительно увеличившуюся количественно, приходилось принимать во внимание всем правительствам - и царскому, и советскому. И тени Веймара, сгущающиеся над русской школой, похоже, не станут реальностью лишь в том случае, если найдется сила, способная направить растущую политическую активность университетской среды на достижение благой цели.

14.03.2005

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=7089
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кирилл Мартынов
Все статьи Кирилл Мартынов
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03