...Чтобы потом работать курьером

Станет ли переход на новые стандарты трагедией для российского образования

0
132
Время на чтение 5 минут
До конца весны Госдума может принять поправки к законам "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". К 2010 году дипломы выпускников российских вузов должны выглядеть так, чтобы их могли понимать европейские работодатели.

Бакалавр - это лаборант

Больше года назад Россия подписала Болонскую конвенцию. То есть в самое ближайшее время наша страна обязана перейти на высшее образование, состоящее из двух ступеней. По-видимому, это будет бакалавриат (со сроком обучения 3-4 года) и магистратура (или так называемый "специалитет" - 1-2 года). Бакалавриат - общая фундаментальная подготовка и определение профиля образования, магистратура - углубленная научная подготовка, специалитет - совершенствование профессиональных навыков.

Грядущие реформы вызывают, мягко говоря, неоднозначное отношение в среде вузовской профессуры. Ректор МГУ Виктор Садовничий в декабре 2004 г. на заседании правительства заявил, что "сейчас выпускник вуза является научным специалистом, порой высоко котирующимся в зарубежной науке, а бакалавр - это лишь лаборант в западной лаборатории", "жесткая двухуровневая система не предполагает степени доктора наук, а это - трагедия для российской образовательной системы".

Резко негативно высказались в печати Юрий Карабасов, ректор Московского института стали и сплавов ("Немецкие коллеги спрашивают: "Зачем вы портите высшее образование? Бакалавр не может быть инженером. Это техник!"), и Игорь Федоров, ректор МГТУ им. Баумана ("Лучше всего непрерывный пятилетний специалитет, после которого ребята получат полноценные дипломы инженеров-исследователей").

А недавно зав. кафедрой классической филологии филфака МГУ Андрей Россиус заявил в интервью, что сейчас вообще упор делается на практические дисциплины, фундаментальной науке внимание не уделяется, подход государства к образованию стал утилитарным. Причина - в изменении системы ценностей в обществе: утрачены последние остатки уважения к образованию и веры в высокую культуру.

Имеем... Но стоит ли хранить?

Количество госуниверситетов и академий за 10 лет выросло с 553 до 654, а негосударственных - со 157 до 392. Разница между ними почти стерлась: в госвузах есть платные отделения, а аккредитованные частные учебные заведения могут выдавать дипломы гособразца. Все еще "работает" установка: "Вузов должно быть больше, хороших и разных. Пусть каждый выпускник школы получит высшее образование". В результате мест в вузах чуть ли не больше, чем выпускников, и идет повальная девальвация высшего образования.

Например, в провинциальных городах объявления: "Коммерческой фирме нужен курьер с высшим образованием" - дело обычное. Многие выпускники-филологи классических университетов распределяются сейчас в офисы сотовой связи. Высшее образование у нас - синоним общей культуры, гарантия того, что человек на пол не плюет и пишет с приемлемым количеством ошибок. Получается, что студент пять лет учится за свои или государственные деньги (между прочим, немалые), чтобы потом работать курьером.

При двухуровневой системе в вузы будут принимать всех, кто прошел по конкурсу, обучать три или четыре года, а потом смотреть, кого стоит учить дальше. Те, кого действительно интересуют фундаментальные науки, потом могут пойти в магистратуру. Кстати, именно классическое университетское образование, по сути своей, приспособлено к двум уровням: так было заведено еще в Болонском университете XII в.

Вообще выпускать "специалистов" (в традиционном понимании этого термина) университету, пожалуй, унизительно. В Европе "специалист" - это человек, который владеет ограниченным числом профессиональных навыков, то есть умеет делать что-то узкоспециальное. Сейчас в дипломах выпускников филфака МГУ написано: "Специальность: филология. Присвоена квалификация "филолог". Но филолог - это не квалификация, а профиль образования. "Бакалавр филологии" звучит куда более приемлемо - значит, фундаментально образованный человек, гуманитарий.

Болонская конвенция на фундаментальные дисциплины отнюдь не покушается. Это, условно говоря, соглашение ректоров вузов разных стран Европы о том, чтобы сделать национальные модели образования понятными друг другу, чтобы работодатель в любом уголке Европы, взяв в руки диплом, понял, чему человека научили и на какой работе он может быть использован. В этой конвенции (да и во всех других документах болонского процесса) отчетливо записано, что ни одна страна не должна отказываться от своих традиций, от собственной системы образования, что ни в коем случае не нужна унификация образовательных систем. Вероятно, те, кто готовил соответствующие документы, прекрасно отдавали себе отчет в том, что унификация приведет к одному: везде станут учить одинаково плохо.

Кстати, в Болонской декларации записано: желательно сделать систему образования двухуровневой, но указания, что непременно должны быть введены степени "бакалавр" и "магистр", нет. И далеко не во всех европейских странах они есть.

Окно в Европу

Что касается изменения программ преподавания конкретных дисциплин, за комментарием мы обратились к Елене Николаевне Ковтун, доктору филологических наук, профессору кафедры славянской филологии МГУ, секретарю Совета по филологии учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию.

- Одна из функций УМО - участие в подготовке и экспертизе проектов документов по вопросам развития высшего образования и разработка Государственных образовательных стандартов. Сильно ли изменились учебные планы, скажем, филологических факультетов за последние 10-15 лет?

- Во-первых, уменьшился объем и принципиально изменилось содержание памятного многим выпускникам советских лет СЭДа - цикла социально-экономических дисциплин. Нынешние социально-экономические дисциплины гораздо менее идеологизированы.

Во-вторых, в учебных планах появились новые курсы, углубляющие профессиональную подготовку филологов. Например, студенты славянского отделения филфака МГУ теперь слушают историю культуры, современную литературу и культуру страны изучаемого языка. Расширены традиционные курсы - тем же студентам-славистам вместо краткого курса "Актуальные проблемы зарубежной литературы" теперь читают полноценную "Историю зарубежной литературы" (вместо 68 - 136 часов). Появилась и возможность вводить в учебный план новые экспериментальные предметы, чтобы познакомить студентов с тем, как сейчас обстоят дела в отечественной и зарубежной филологической науке.

Переход на подготовку бакалавров сам по себе еще не таит явной угрозы. Большую часть традиционных курсов можно будет полностью сохранить. Стоит подумать, наверное, лишь о более гибкой системе обучения. Студент-филолог, например, должен иметь больше возможностей для выбора профиля обучения, чтобы, в зависимости от того, кем он хочет стать (специалистом по истории языка, современному иностранному языку или, допустим, сравнительному изучению литератур), он смог бы освоить определенную группу дисциплин, не отвлекаясь на менее значимые для него курсы.

- А может быть, наши чиновники, подписав Болонскую конвенцию, увидели в этом лишь хороший повод сэкономить на образовании? Ведь так просто урезать финансирование университетов под предлогом того, что по всей стране базовое образование длится четыре или даже три года, а здесь пять как минимум... Может, стоит сократить не время обучения, а количество мест?

Трудно сказать. Свои сторонники есть у концепции "лучше меньше, да лучше": сохранить лишь наиболее сильные вузы, при этом обеспечив им достойные условия существования. Многие, наоборот, считают, что государство обязано предоставить бесплатное высшее образование как можно большему количеству своих граждан. Каждая из этих точек зрения имеет свои плюсы и минусы. Но при любом подходе необходимо сделать так, чтобы талантливые дети пусть даже небогатых родителей имели возможность учиться - честно завоевав это право в справедливом конкурсном отборе, в каких бы формах (традиционные вступительные экзамены, олимпиады, ЕГЭ) этот отбор ни проходил.

14.03.2005

http://www.politjournal.ru/index.php?POLITSID=8eddc7ee841a7563fe1a1263583fc19c&action=Articles&dirid=47&tek=3098&issue=93
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06