Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Под сенью викария Христа

Анатолий  Шаповалов, Российская газета

11.03.2005


Во властные структуры Польской церкви Папа Римский продвигает прекрасно образованных, знающих несколько иностранных языков ксендзов. Разумеется, небеспричинно …

За ситуацией в Ватикане внимательно следят и в Москве, и в Минске, и во всем мире. Но особое внимание к папскому престолу - в Варшаве. Кому как не Польше, более 90 процентов населения которой исповедуют католицизм и чей сын 27-й год возглавляет Апостольскую столицу, денно и нощно не молиться за здоровье Папы Римского. Но есть еще один немаловажный момент. Согласно каноническим правилам шесть епископов и архиепископов, в том числе кардиналы Франтишек Махарский, Генрих Гульбинович, Юзеф Глемп, обязаны уйти на отдых: каждому из них исполнилось 75 лет. Прошения об отставке поданы, и потому страна полнится слухами: кто же придет на смену и возглавит Польскую церковь? Одни уверяют, что епископ-консерватор Юзеф Михалик, другие - епископ-либерал Юзеф Жицинский, который не боится ни масонов, ни коммунистов, полагая, что со всеми можно найти язык. Главное-де - не терминология, а идеология.

Но с принятием решения Иоанн Павел II не торопится, намекая, что все в руках Божьих. Передача эстафеты - слишком ответственный шаг, тем более что Римско-католическая церковь Польши на пороге самых крупных после 1918 года перемен, да и, благо, передавать есть что. Последнее свидетельствую как автор, проработавший в Польше в лихое время - 1979-1986 годы. Поначалу видел, как коммунисты пытались, причем небезуспешно, набросить на своевольную церковь корсет, даже обруч. Затем, с зарождением "Солидарности", начался ее взлет, продолжающийся, невзирая на смену строя в Польше, по сей день.

Многое прежде запретное стало сегодня на берегах Вислы обыденностью. В Войске Польском - капелланы, в школах - преподавание Закона Божьего. Освящают заводы, фабрики, учебные заведения, магазины, бассейны, дома, автомобили. В залах заседаний обеих палат парламента (сейма и сената) вывесили кресты, утвердив и правило: рабочий день депутатов должен начинаться с молитвы. В традицию возвели и массовые (до 200 человек) поездки парламентариев в Ченстохову, в костел на Ясной Гуре, где хранится знаменитая икона Божьей Матери.

- Уразуметь происходящее в самом деле сложно,- поясняет профессор института политических наук Польской академии наук Мирослава Грабовская. - Если бы кадило взял в руки Лех Валенса, все было бы ясно: Польша от мала до велика знает, насколько он набожный человек. Став президентом, Валенса распорядился построить в Бельведерском дворце часовенку, куда приглашал на утренние молитвы всех гостей из-за рубежа (кстати, к их великому удивлению). Для польских же политиков это было, впрочем, обыденностью. Все знали: хочешь добыть президентскую симпатию, благосклонность - постарайся попасть на его утреннюю молитву. Но то Валенса...

Ответ лежит, казалось бы, на поверхности: налицо упрочение в Польше позиций Римско-католической церкви после того, как на Святой престол взошел знаменитый поляк - Kapoль Войтыла, ставший Папой Римским. Костел и гласно, и негласно освящал все действия "Солидарности". Но та любовь все же не была слепой. Когда профобъединение закусывало удила, костел осуждал и урезонивал его. Ну а после падения власти коммунистов в 1989 году ксендзы вообще расправили плечи, не стесняясь указывать верующим на проповедях, за какие партии и претендентов им следует голосовать. В итоге в сейме оказались свои управляемые парламентарии, дружно проголосовавшие не только за закон, запрещающий аборты в Польше. Именно по их настоянию в залах заседаний сейма вывесили кресты и узаконили молитвы.

Представители левых фракций (а их доля в парламенте солидная) попытались было заартачиться, но вскоре смирились, сами став читать молитвы, да так истово, что это привело в изумление правые силы. Лешек Миллер, возглавлявший тогда Союз левых демократических сил, объяснил происходящее очень просто: мол, лично я с малых лет участвовал в молебнах.

С другой стороны, ризы у ксендзов порой отнюдь не белые. По данным ксендза Веслава Кондратовича, к слову, уже 23 года абсолютно непьющего, в стране 32 тысячи священнослужителей, около 6 тысяч из них имеют предрасположенность к алкоголизму, вдвое меньше - проблемы с выпивкой. Несчастных, конечно, спасают как могут, что вызывает и одобрение, и понимание в обществе: ксендзы, дескать, такие же люди, как и мы.

Но не зря говорят, даже в том, что делает церковь, тоже должна быть мера. Несмотря на то что польское общество почти поголовно исповедует католицизм, именно оно ударило в колокол тревоги: не превращается ли светское государство, давшее волю церкви, в государство вероисповедания? Каплей, переполнившей чашу, стало, как говорят, требование Римско-католической церкви вернуть ей былые земли и владения. Произвели социологический замер - поддержка костела снизилась в два раза. Папа Римский тут же вмешался в происходящее, заявив: нельзя втягивать в политику авторитет костела. Необходимо заботиться об общественном спокойствии и избегать участия церкви в текущих политических баталиях. Костел, подчеркнул, разъясняя указания Иоанна Павла II, генеральный секретарь польского епископата епископ Тадеуш Перонек, не нуждается ни в католической партии, ни в католической политике и экономике.

Тем не менее перемены, которые грядут, призваны полностью изменить лицо церкви. Так, исчезнет должность примаса, как это уже давно произошло в иных епархиях Европы. Причем руководство - в лице председателя польского епископата - планируется перенести из Варшавы в Гнезно, веками являвшегося первой епархией в стране.

Никто не сомневается, что все кандидаты на освобождающиеся посты пройдут через сито самого Иоанна Павла II, завершающего свой понтификат. Несмотря на нездоровье и занятость, Папа Римский, кажется, постоянно думает о тех, кому передать священнослужительскую эстафету. И что очень важно: при новых назначениях, которые, кстати, участились в последние месяцы, викарий Христа делает ставку на молодых. Он почти полностью обновил кардинальскую рать, отдавая предпочтение представителям государств "третьего мира" и Восточной Европы, значительно подорвав позиции итальянских и французских кардиналов, которые до прихода Войтылы составляли 75 процентов общего числа "пурпурных шапочек". Сегодня их около 30 процентов. Примерно так же он действует и отношение тех, кто займет Олимп власти в польской церкви.

Главными претендентами на пост ее главы называют епископов Юзефа Михалика и Юзефа Жицинского. Но есть еще один кандидат - апостольский нунций архиепископ Юзеф Ковальчик, который поднаторел за 13 лет на этой должности не только в вопросах дипломатии. Это он, архиепископ, готовит для Папы новые назначения в Польше. Еще претендент - личный секретарь Папы Римского, епископ Станислав Дзивич. Иоанн Павел II больше всего доверяет именно ему, одобряя любые его предложения. Епископ Дзивич предпочитает действовать по-тихому, но эффективно: не зря его называют Молчаливым Станиславом. Разумеется, немаловажно и то, что Дзивича всемерно поддерживают его однокурсники по семинарии, занимающие сейчас ключевые посты в Краковской курии, любимой Иоанном Павлом II.

Изменения, которые наступают в Римско-католической церкви, вызовут, по мнению наблюдателей, эффект домино. Польский епископат сегодня самый молодой в Европе (средний возраст епископов - 62 года). После кадровых назначений он станет еще моложе. Иоанн Павел II продвигает во властные структуры прекрасно образованных, владеющих несколькими иностранными языками, известных в международных кругах священнослужителей. В отличие от старших членов епископата они свободно ориентируются в финансах, средствах массовой информации, не избегают неудобных тем и проблем. Именно они должны изменить польский костел, создать сеть международных влияний. Именно среди них, не исключено, может выявиться будущий Папа Римский.

10.03.2005

http://www.rg.ru/2005/03/10/polsha.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме