Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Паства против господствующих

Московские новости

09.03.2005


В Москве завершилась VII Международная научно-практическая конференция "Старообрядчество: история, культура, современность" …

В Москве завершилась VII Международная научно-практическая конференция "Старообрядчество: история, культура, современность". Пунктом первым в повестке дня стало подведение итогов первого года служения митрополита Андриана (Четвергова) в качестве главы крупнейшей старообрядческой Церкви России. Ровно год назад он стал предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) и переехал из Казани, где был первым за 70 лет древлеправославным епископом, в московский Рогожский поселок.

Митрополит Андриан обратился к участникам научного форума, среди которых, впрочем, преобладали старообрядцы, с пространным докладом. Он был посвящен знаменательной для всего старообрядчества даты, которая отмечается в нынешнем году. 100 лет назад, 16 апреля 1905 года, после подписания Николаем II указа "Об укреплении начал веротерпимости", были распечатаны алтари древлеправославных храмов Рогожского кладбища. Именно там и по сей день располагается духовный центр крупнейшего согласия староверов - Белокриницкой иерархии, или РПСЦ. В величественных храмах Рогожского кладбища век назад возобновилось служение литургии, а в память о событии была построена грандиозная колокольня, всего на два кирпича уступающая по высоте Ивану Великому.

Эта дата очень символична для парадоксальной истории старообрядчества и религии в России вообще. В православной царской России, которую так идеализируют современные монархисты, русские православные люди, хранители древнерусского церковного и бытового уклада, не могли свободно молиться, были фактически загнаны в подполье. Лишь 12 лет (1905 - 1917) из всей своей многовековой страдальческой истории молились они открыто, построив сотни храмов по всей России. Огромный Покровский собор на Рогожском кладбище стоял с опечатанными алтарями всю либеральную вторую половину XIX века, однако ни на день не был закрыт при советской власти, разрушившей те самые сотни храмов - памятников "золотого десятилетия" старообрядчества.

Конечно, современные старообрядцы не ощущают себя столь же свободными и равноправными, как их предки век назад. Им неохотно передают храмы, а иконы и другие святыни, явно старообрядческого происхождения, оседают в "никонианской" РПЦ. И новый митрополит РПСЦ вынужден решать эти проблемы "по понятиям", утвердившимся в государственно-церковных отношениях в современной России. За год он встретился с таким количеством столичных и провинциальных архиереев "господствующей церкви", с каким не встречались все его предшественники, вместе взятые. Кто-то видит в этом признак активности и адекватности митрополита Андриана. Но большинство старообрядцев воспринимает "новый курс" с недоверием: не собирается ли их первосвятитель "играть" по правилам, написанным даже не в государственном учреждении типа дореволюционного правительствующего Синода, а в Отделе внешних церковных связей РПЦ?

Митрополит Андриан вновь постарался успокоить свою консервативную паству. Он заявил на конференции, что допускает преодоления раскола с "никонианами" только "теоретически".



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме