itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Крик души", или о некоторых церковных проблемах

0
219
Время на чтение 9 минут
Недавно на Форум Патриаршего центра духовного развития детей и молодЈжи при Даниловом монастыре (http://forum.cdrm.ru) пришло письмо. Его автор - один из активных участников клуба православной молодЈжи г. Самары. Называется письмо "Крик души!!!! Ситуация с православной молодЈжью".

Хотел бы узнать, как обстоит ситуация в других городах, и что с этим можно сделать.

У нас ситуация такая (Самара):

Православная молодЈжь (16-30 лет) - в целом максимум человек 200-300 на весь город. Беру приблизительно, на вскидку. Рано или поздно они приходят в клуб православной молодЈжи и можно их посчитать. Не знаю, сколько из них "сознательных".

Харизматская община "Дерево жизни" - более 200 человек. 85% - молодЈжь. Всего харизматских общин в Самаре 10 - несколько примерно такого же размера, остальные меньше.

Кроме того, большая община баптистов, методисты, лютеране (немного) и т.д.

Католиков у нас мало, человек 200 - и то на 90% это поляки, немцы и т.д. Соответсвенно народ достаточно замкнутый на себе, на своей общине.

В каждой протестантской общине обязательно существует молодЈжный пастор, или человек, который занимается исключительно молодЈжью - чаще всего это целая группа. Некоторые общины практически целиком ориентированы на молодЈжь (харизматы). Баптистские миссионеры едут к нам из США для того, чтобы работать и евангелизировать молодЈжь. Баптисты вообще ориентированы на евангелизацию и проявляют в этом большую активность - ходят по общежитиям, разговаривают с интересующимися о Боге и т.д. Результаты очень неплохие. (К сожалению, про других я не знаю) В массовом порядке, они, конечно, не обращают, но обращают самых лучших - тех, кто задумывается о Боге, о смысле жизни. Организация их общинной жизни поставлена на хорошем уровне - туда не стыдно приводить друзей.

Такие дела. У нас молодЈжью занимается священник, который, кроме того является настоятелем храма, имеет 2-х маленьких детей, преподаЈт в семинарии, выступает в передачи на радио и является епархиальным судьЈй. Денежной помощи от епархии - 0, все эти вопросы, опять же, решаются за счЈт того же самого священника.

Я когда осознал всю ситуацию, мне стало очень грустно Ну вот ни за что не поверю, что у нас настолько бедная епархия, что не могут выделить одного (хотя бы) священника чисто для занятий с молодЈжью... Такое ощущение, что священники нужны для обслуживания бабушек и атеистов...а молодЈжь деньги не приносит - поэтому и заниматься с ней невыгодно Обидно за нашу Церковь...и не знаешь, как можно повлиять на такую ситуацию...


То, что это - не частный случай, не "отдельный недостаток", но общецерковная проблема, говорит и Священноначалие нашей Церкви. Архиерейский собор 3 - 8 октября 2004 г., в частности, определил:

"Заботу и тревогу Церкви вызывает духовное состояние молодого поколения. Собор указывает, что работа с молодежью должна быть приоритетом в деятельности всех церковных структур и каждого члена Церкви в отдельности."

Надо сказать, что проблема эта касается не только молодого поколения, она более глубока. Заботу и тревогу вызывает состояние многих аспектов вообще всей современной церковной жизни; на примере молодЈжи они лишь наиболее отчЈтливо выявлены.

Что же это за проблема? Вот два взгляда на неЈ. Один - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В слове при вручении жезла новопоставленному епископу Якутскому и Ленскому Зосиме Предстоятель нашей Церкви сказал:

"В настоящее время богоборчество разума и своеволие в жизни всЈ сильнее обостряется в мире. В жизни самой Церкви во многих видим оскудение духа и упадок благочестия".

Другой взгляд - человека внешнего, к Церкви относящегося весьма критически. В недавно вышедшей книге социолога Николая Митрохина (Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004) анализируется общественное положение нашей Церкви. Анализ в данной книге нередко основан на недостоверных слухах, сплетнях и проч.; автор, очевидно, мало знаком с внутренней жизнью Церкви. Но вывод, к которому приходит г-н Митрохин, основываясь на собственно научных социологических методах исследования, очень даже заслуживает нашего внимания. Он пишет:

"При антидемократическом направлении российской политики РПЦ может стать важной составляющей консервативной государственной националистической идеологии. Однако пока еЈ путь таков же, как у других больших исторических конфессий в Европе, - становиться прибежищем для людей с низким уровнем образованности и "традиционалистским" мировоззрением, выглядеть "пустым местом" для среднего класса, превращаться в объект насмешек для интеллектуалов и молодЈжи, а главное - быть наблюдателем и критиком, но не участником текущих политических и социальных процессов". (стр. 580)

В середине февраля Синодальный отдел по делам молодЈжи и Патриарший центр духовного развития детей и молодЈжи при Даниловом монастыре провели совместную конференцию "Современная молодЈжь в Церкви: проблемы и пути их решения". Участники конференции, обсуждая актуальные вопросы сегодняшней церковной жизни, пришли ровно к таким же выводам: вызывает тревогу оскудение духа внутри Церкви, маргинализация еЈ внешней жизни.

Итак, проблема определена. Как еЈ решать?

Разумеется, я не могу давать никаких рецептов, - это дело Церковной Полноты. Но вот некоторые "размышления частного лица" на эту тему.

1. Свт. Игнатий (Брянчанинов) в своЈ время писал, что на состояние Церкви очень сильно влияет состояние общества. В самом деле, мы живЈм не в безвоздушном пространстве, в Церковь приходят и Церковь составляют люди, не с Луны прилетевшие, а члены того социума, какой есть. Мало того, объЈм этого социума значительно перекрывает количественный объЈм Церковного организма, - в отличие от прежних времЈн, когда эти объЈмы почти совпадали. Многие проблемы Церкви, если внимательно анализировать их, оказываются на деле проблемами именно общества: менталитета, традиций, духа жизни, культуры, особенностей мировосприятия и проч. В числе вещей, определЈнным образом влияющих на сегодняшнюю церковную жизнь, мне видится следующее.

Мы все происходим из Советского Союза, большевистской антихристианской России. Мы часто употребляем выражение: "вера отцов". Но нужно отдавать себе отчЈт, что как раз "отцы наши" веровали в безбожный материализм, и стремились создать на земле безбожное же царство человека. "Святая Русь" для нас объективно менее жива, она скорее литературно-мечтательна, чем жизненна; она не "вера отцов", а прерванная традиция ушедших поколений. Менталитет нашего общества всЈ же советский (и пост-советский); и это факт, с которым нельзя не считаться.

Важнейшим стержнем, на котором держалась советская идеология, были - ложь и обман. Эта идеология сформировала общество лицемерия и пассивности. Ярким проявлением этого в позднесоветский период были многочисленные съезды, собрания, конференции, речи, меморандумы, коммюнике, заявления, борьба за мир, деятели культуры против чего-то там... и т.д. На этих собраниях ставились вопросы, принимались резолюции, решения, критиковались недостатки (отдельные), и проч., и проч., - люди постарше помнят, наверное, это же всЈ невозможно забыть, - а жизнь шла своим чередом... Мы привыкли к разрыву между словом и делом, это стало для советского народа почти естественно, как климат. - С большою скорбью я наблюдаю в нашей сегодняшней общественно-политической жизни некое возвращение этой самой советской эпохи... Нам, христианам, необходимо беречься растлевающего советского духа. Есть опасность, что действия по решению поставленных проблем по привычке подменятся собраниями, речами и резолюциями - совершенно, может быть, правильными... но дальше слов дело опять не пойдЈт. Сейчас у многих церковных людей наличествует некая эйфория, что Церковь не гонят, что власти заговорили о еЈ значении в истории России, о патриотизме... но как бы нам не подменить самовосхвалениями и говорильней живую церковную жизнь, требующую от каждого из нас трезвости и подвига...

2. Для того же, чтобы не впасть в эйфорию, необходимо осмыслить одну вещь. Дело в том, что нам выпало жить в переломный момент церковной истории, какого раньше никогда не было. А именно: закончилась эпоха "симфонии". 1700 лет Церковь осуществляла свои задачи в симбиозе с государством, с империей. Огромный пласт церковной традиции возник на этой почве; идеология "симфонии" почти срослась с церковным учением. Сила исторической инерции принуждает и нас "рассчитывать" на государство в решении сегодняшних сложностей церковной жизни. Но время империй ушло. Общество расцерковилось. Церковь неизбежно возвращается к образу существования, похожему на период до 313 года - к жизни христиан в языческом окружении и решении всех церковных вопросов силами исключительно самой Церкви. Если мы этого не поймЈм, не почувствуем, то никаких наших проблем мы решить не сможем.

Разумеется, это вовсе не значит - не сотрудничать с государством. Наоборот, сотрудничать там, где есть к тому хоть малейшая возможность. Но при этом ясно осознавать, что Церковь и государство - вещи разные, что люди, ради которых мы идЈм на сотрудничество с властью, и государство - вовсе не одно и то же. Нынешнее государство прагматично и цинично, ему нужны от Церкви внешние вещи. Например, обоснование патриотической идеологии, или иногда чувствуемое стремление переложить на плечи Церкви то, ради чего, собственно, и существует государство - социальную заботу о людях (при том, что реальной помощи в этой области Церковь от государства не очень-то получает). Но Христова правда, Евангельская нравственность - то, что составляет смысл, суть Церкви - сегодняшнему государству совершенно не нужна.

Господь вернул Церковь нам же в руки; мы оказались не готовы к этому. Мы ностальгически вцепляемся в церковно-имперскую идеологию, подменяя ею собственно церковное самосознание, - в чЈм и заключается одна из причин вышеупомянутой маргинализации. Когда Церковь становится самою собой - она сама и говорит за себя; еЈ привлекательность неотразима; люди видят еЈ добрые дела и прославляют Небесного Отца (ср. Мф. 5, 16). Когда же Церкви уготована роль идеологического придатка государства, отношения Церкви и власти становятся взаимно-потребительскими, - тогда Церковь теряет внутренние силы и может даже компрометировать себя в глазах внешних. История десятки раз показывала это; однако современное церковное общество не осмыслило этого. Иногда кажется, что не очень-то и хочет осмысливать.

3. Осмысление это - не самоцель. Оно приводит нас к практическим шагам. Когда мы увидим, что мы не можем рассчитывать на "доброго дядю" - императора, президента, губернатора, зав.РОНО, налогового инспектора, директора колхоза и проч., когда мы поймЈм, что, как я уже сказал, Господь дал нам нашу Церковь в наши руки, и ответственны за неЈ мы, каждый из нас, а не только церковное начальство или государство, - тогда нам неизбежно придЈтся что-то делать, чтобы Церковь жила полноценной жизнью... Давайте и начнЈм с того, что мы можем уже сейчас -творить маленькие дела на своих маленьких местах. Не ждать, когда начальство даст нам "отмашку", а самим осуществлять Евангелие Христово. НачнЈм хотя бы с того, чтобы преодолевать свою эгоистическую разобщЈнность, быть именно Церковью; помогать друг другу, быть милосердными, сострадательными; проповедовать Христа жизнью и словом; не мириться с ложью, безнравственностью... да хотя бы вслух называть вещи своими именами. Тогда, я думаю, помощь Божия будет сопутствовать нам, да и людские сердца (в том числе и начальственные) развернутся к нам.

4. Но на этом пути есть одно важное препятствие. О нЈм во всеуслышание сказал Святейший Патриарх Алексий. Вот выдержки из его обращения к духовенству г. Москвы 15 декабря 2004 г.

"Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является всЈ усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни. Материальная заинтересованность всЈ чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая всЈ живое и духовное". "Все люди, и особенно молодЈжь, удивительно чутки ко всякой фальши. Если священник говорит о Христе, а сам думает о деньгах, о комфорте, об удовольствиях, то эту ложь... сразу чувствуют, и это обесценивает все остальные труды, предпринятые ради Церкви".

Одним из следствий этой коммерциализации является и отмеченная Патриархом утрата единства Тела Христова, выражающаяся в противопоставлении духовенства мирянам, когда в сознание христиан постепенно проникает мысль о том, "что Церковь состоит исключительно из духовенства, а роль мирян сводится лишь к материальному обеспечению церковной организации и стороннему наблюдению за жреческой деятельностью посвящЈнных. Я убеждЈн (говорит Патриарх), что одна из самых насущных задач современности, в том числе и в миссионерском контексте, - это восстановление той живой связи между иереем и народом Божиим, которая всегда была характерна для Православия".

Живая связь, о которой сказал Предстоятель Русской Церкви, предполагает не только духовное, но и всецелое взаимообщение, взаимопомощь, доверие, уважение. Не исключается из этого и материально-финансовая сфера церковной жизни. Если еЈ исключить, то - возвращусь к письму "Крик души!!!!" - создаЈтся отмеченное и автором письма, и Святейшим Патриархом Алексием "ощущение, что священники нужны для обслуживания бабушек и атеистов... а молодЈжь денег не приносит - поэтому и заниматься с ней невыгодно". На упомянутой мною молодЈжной конференции заинтересованно обсуждался и этот деликатный вопрос. Отмечалось, что за более чем 15 лет возрождения Церкви главное внимание было обращаемо (и это естественно) на материальную сторону, обустроение храмового и внехрамового быта церковной жизни. Однако нередко при этом собственно духовный христианский смысл церковной деятельности оставался "на заднем плане". Сегодня такое положение вещей не может устраивать церковный организм: говоря химическим языком, "раствор уже приблизился к насыщению". Жизнь настоятельно диктует, что уже необходимо при рассчЈте сил и средств переносить акцент с хозяйственно-бытовых, престижных, представительских и прочих целей на сугубо пастырские. Пусть епархия, приход, община, братство имеют немного денег; но при их распределении приоритетными должны быть именно пастырские, миссионерские, катехизаторские, молодЈжные задачи. Материальному пора перемещаться на второе место; к этому нас совершенно недвусмысленно призывает Священноначалие нашей Церкви. Да, между прочим, Сам Христос обещал приложить нам всЈ, в чЈм мы имеем нужду, если мы будем искать Царства Божия и правды Его (Мф.6, 33). Поверим нашему Господу?

В заключение скажу, что изложенные здесь мысли, возникшие при чтении письма "Крик души!!!!", я с радостью предложил бы для общей дискуссии и церковного обсуждения.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=920
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Петр (Мещеринов)
Больше чем культура
Пессимистические заметки о Бахе и о наших современниках
17.10.2007
Мучение любви, или...
Размышления над книгой архимандрита Лазаря (Абашидзе) "Мучение любви"
27.07.2007
Все статьи Игумен Петр (Мещеринов)
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09