Отцы и дети

Взаимные отношения родителей и детей первых веков христианства

0
117
Время на чтение 7 минут
Любовь, чистота и целомудрие составляли отличительные свойства брачного союза древних христиан. Святые отцы и учители Церкви подтверждают нам, что, действительно, христиане в их брачном состоянии являли высокие примеры этой любви, чистоты и целомудрия. Так Св. Климент римский, в своем послании, хвалит коринфян следующим образом: "Ваше хождение в Законе Божием было похвально; вы покорялись высшим и оказывали родителям должную честь. Вы уговаривали юношей вести приличную и скромную жизнь, а женщин - совершать все в порядке и с доброю совестью, любить мужей и помнить, что закон поставил их в повиновении, и o ни должны ограничиться распоряжениями в доме". Особенно сильное выражение эта чистая христианская любовь имела в том случае, когда предстояло пострадать и умереть за веру. Самые жестокие мучения не в состоянии были поколебать их веры в Бога, терпению их при страданиях не было границ. Во время мучений супруги увещевали друг друга мужественно стоять за веру, терпеливо переносить страдания, увещали и ободряли себя взаимно. Земная любовь в подобном случае, ослабевая, уступала место радостной надежде вечного соединения в небесных обителях. Вообще, любовь к целомудрию и чистоте была преобладающим чувством в юной Церкви Христовой до того, что весьма многие из членов ея навсегда посвятили девство свое Богу - дело поистине удивительное среди растленных нравов тогдашнего языческого общества! В домашней своей жизни муж и жена взаимно старались при всяком случае оказывать любовь и уважение, причем мужья, считая своих жен равными себе, относились к ним с полною любовью; они были далеки от того, чтобы давать чувствовать свое превосходство над слабым полом. И жены в своем поведении стояли на высоте призвания - также с полным уважением относились к мужьям, не упускали случая оказывать им всякую предупредительность и их погрешности переносили весьма терпеливо. На них лежали домашние обязанности и они ревностно исполняли их: занимались хозяйством, пряли и ткали, а свободные от работы часы посвящали на молитву и на хлопоты о своих детях. Особенно сильно выражалась вся высота призвания первых христианских жен во времена гонений, когда эти жены, чтобы избавиться от тех, которые посягали на их целомудрие, умирали, и, таким образом, к чести супружеской верности присоединяли славу мученичества.

Главная забота древних христианских родителей сосредоточивалась на детях, по отношению к которым они старались исполнить все обязанности, налагаемые на них природою и законом Божиим. Дети для древних христианских родителей были даром Божиим, они смотрели на них, как на новых и возлюбленных членов Церкви и Отечества. Св. Иустин мученик, укоряя язычников за их обыкновение оставлять новорожденных на произвол судьбы, говорить: "Мы боимся, чтобы дети, быв оставлены своими родителями и не имея питателя, не погибли, и мы не были бы виноваты в смертоубийстве. Вот почему мы или совсем не вступаем в брак, или, вступив в оный, заключаем его с целью воспитать детей". Заботясь о телесном благосостоянии своих детей, древние христиане, главным образом, заботились о их духовном развитии. В чем состояли эти заботы, видно из замечания того же св. мученика, что "христиане жили с целью наставлять своих детей и других людей в Божественном учении". Ставя на первый план заботы о духовном развитии своих детей, христианские родители, по достижении ими известного возраста, начинали учить их. Учение это, главным образом, заключалось в преподавании им Божественного учения - научали истинам спасения, молитвам и объясняли обряды, употребляемые при Богослужении. Обучение детей истинам веры и правилам добродетели и, особенно всестороннее развитие в них чувства любви к ближним, было у христианских родителей самою главною целью воспитания детей.

Вот, что писал блаженный Иероним к одной знатной и богатой римлянке относительно воспитания еЈ дочери: "Заботься больше всего об исполнении твоих обязанностей к драгоценному залогу, вверенному твоей попечительности. Будь осмотрительна в выборе воспитания для души, назначенной служить храмом Богу; помни, что начатки всего должны исключительно принадлежать Господу; поэтому первые мысли, первые слова дитяти должны быть освящены благочестием. Для матери христианки нет радости выше той, когда она слышит дитя свое произносящим еще слабо и с запинанием сладчайшее имя Иисуса Христа, или когда оно пытается петь священные напевы нежным голоском своим. Когда потом представится возможность упражнять память дочери твоей, то обучи ее псалмам. Пусть Евангелие и писания Апостольские сделаются сокровищем сердца еЈ; пусть каждый день она прочитывает с тобою несколько страниц из них и, таким образом, подносить тебе каждое утро как бы букет из цветов, собранных ею в священных книгах. Пусть это будет самой главной заботой еЈ, самым любимым упражнением, самым привычным делом, которое оставляла бы она только, ложась спать, и за которое принималась бы, пробуждаясь от сна".

Воспитывая своих детей, христианские родители старались во всем предшествовать им своим добрым примером, так как, по выражению Св. Иоанна Златоуста, дела родителей суть как бы книги, из которых дети прежде всего научаются. Смотря на детей своих, как на наследников, древние верующие радовались, когда эти дети достигали царства небесного, хотя бы путем мученичества. Мать св. мученика Марианна почитала себя счастливою за то, что удостоилась лобызать прах своего сына. Когда правитель Публий хотел отклонить от христианства св. Фелицитату, напомнив ей о семи сынах еЈ и предстоявших им муках, она сказала: "Мои дети сохранят жизнь, удержавшись от идолопоклонства, в противном же случае навеки погибнут, сожалени e твое безбожно, милосердие твое жестоко. Дети! - смотрите на небо, туда поднимите ваши глаза, где Христос со своими святыми ждет вас! Сражайтесь за души ваши, докажите любовь к вашему Спасителю". Выслушаем голос материнской любви Св. Перпетуи, которая за веру была заключена в темницу и после претерпела мученическую смерть... "Что наиболее печалило меня - это разделение с дитятею. Несколько дней провела я в жестоких страданиях, Но когда мне позволили иметь дитя при себе, в тюрьме, я почувствовала себя совершенно свободною от печали и заботы, и темница сделалась для меня приятным жилищем; там я охотнее, чем где-либо, хотела остаться". Не всегда, конечно, увещания и наставления родителей умели успех у детей; последние, случалось, шли против них; в таком случае родители прибегали к мерам благоразумной и умеренной строгости. При наказании детей надобно было, по мнению св. отцов, избегать двух утесов: суровости, непримиримой с отеческою любовью, и невнимания к поводам грехов, которые могли бы заблаговременно быть предотвращены, достойно внимания, что говорить великий вселенский учитель Св. Иоанн Златоуст о последнем обстоятельств e : "Вы всегда увещеваете своих служителей и служительниц, чтобы они осторожно обращались со свечею, потому что упавшая искра может воспламенить весь дом; уговаривайте их также чтобы они нескромными речами, безстыдными песнями и телодвижениями не заронили искры в сердце вашего невинного сына или вашей невинной дочери и чтобы, таким образом, не загорелся дом Божий".

Дети не оставались в долгу у своих родителей, они платили такою же любовью, соединенною с полным уважением, и пренебрегали даже опасностью смерти, только чтобы не упустить случая засвидетельствовать эту любовь к своим родителям. Когда родители достигали преклонного возраста, дети не бросали их на произвол судьбы, но оказывали им посильную помощь и были для них опорой во все время, до конца их жизни. Св. отцы и учители Церкви старались поддерживать в молодом поколении такой дух любви детей к своим, часто больным, бедным родителям, ополчались против забывающих свои обязанности в отношении к ним и грозили гневом Божиим на таких детей и указывали на страшный суд Божий. "Сын, - взывал Св. Амвросий, - какое осуждение навлекаешь ты себе, если не питаешь своей матери! Ей обязан ты, что имеешь, ей обязан, что существуешь"! Любовь детей к родителям особенно ярко выражалась во время гонений языческого ми pa на последователей Христа. Много христиан было заключаемо в тюрьму, и вот тут то мы можем наблюдать картину детской любви к своим родителям. Дети поспешали в темницу, духовно утешали своих родителей и, по возможности, удовлетворяли их телесным потребностям, принося различного рода снеди. Пример такой истинно детской любви можно видеть в следующем рассказе Св. Амвросия. Одна христианская дочь, видя, что по причине запрещения приносить в тюрьму яства, мать еЈ томится голодом, решилась поддерживать еЈ жизнь молоком собственной груди. Такой трогательный поступок был открыт, и сами язычники, не могшие отказать ему в должном удивлении, освободили мать, а потом еЈ, вместе с дочерью, прокармливали на общественное иждивенье. Впрочем, как ни велика была любовь детей к родителям, она во всяком случае н e увлекала их к поступкам, противным вол e Божией и христианской вере. "Почитай отца твоего, - читаем мы у Св. Иеронима, - но только до тех пор, пока он не отвлекает тебя от Истинного Отца. Заповедь - любить после Бога родителей и друзей, имеет полную силу; когда же то и другое несовместимо, то Бога надо предпочесть". Затруднение такого рода встречалось тогда, когда христианские дети имели родителей язычников. Дети в этом случае употребляли все усилия, все средства к тому, чтобы обратить родителей к христианской вере, будучи проникнуты убеждением, высказанным у Св. Иустина: "Наш долг наставлять других в наших истинах веры, из опасения, чтобы не пришлось отвечать пред Господом за грехи, совершаемые другими, по неведению истинной веры". Трогателен пример вышеупомянутой мученицы Перепетуи. В то время, когда она томилась в заключении, пришел к ней отец и старался поколебать еЈ веру, то уверениями в любви своей, то разными другими представлениями, могшими потрясти еЈ нежную душу. Но ответ святой мученицы был таков: "Отец, что Бог определил, то пусть и случится со мною; Его рабою, на судебном месте, где решается участь виновных. Мы, люди, должны быть совершенно преданы в волю Бога, Промысел Которого обо всем печется. Но как этот сосуд, который ты видишь на полу, не может переменить своего имени, так и я не могу себя иначе назвать, как что я на самом деле христианка". И когда потом правитель Илларион приказал отца еЈ пред глазами ея бить прутьями, она почувствовала, по собственному сознанию, глубочайшую скорбь, но и эта скорбь, однако же, не могла поколебать ея твердости.

Непоколебимость христиан в исповедании веры казалась языческим родителям неповиновением и нередко имела следствием большие жестокости, которые они употребляли против своих детей. История свидетельствует, что, выгоняя из дому и лишая наследства христиан детей, язычники нередко собственными руками отдавали их судьям и мучителям на истязание. Диоскор, отец св. Варвары, даже своеручно обезглавил великомученицу. Дети на такое поведение родителей-язычников отвечали терпением, кроткою твЈрдостью, незлопамятством, и охотно переносили земные страдания, в надежде на славный венец мученичества.

А.Н.Ф. Публикация С. Котькало

26.02.2005
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06