itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сербско-русские перспективы

0
172
Время на чтение 5 минут
Действительно, "фетишистская метафизика европейской культуры" (прп. Иустин), распалив свои политические амбиции на мировое господство, наткнулась на неведомое ей древне-таинственное мировоззрение, которое стойко держится живому пониманию Истины и Правды. Народы "Третьего Рима", "Белого Орла и Белого Ангела" сохранили ту дивную "хирувимскую суть человеческого существа" (преп. Иустин), которая просто непонятна современному цивилизованному технократу духа

Единство мессианских задач русского и сербского народов - быть хранителями и свидетелями Православия в окружении, становящемся не только тотально дехристианизированным, но и откровенно бесчеловечным.

Россия и Сербия сегодня реальный "антинатовский бастион", являющийся преградой на пути к очередной западной экспансии, цель которой - "новый (то есть абсолютно нехристианский) мировой порядок". Научный сотрудник Института славяноведения, Центра по изучению современного балканского кризиса профессор Е.Ю. Гуськова в своей фундаментальной работе, основанной на огромном количестве новых материалов "История югославского кризиса (1990-2000)" (М., 2001) делает следующие заключения: "Сегодня ясно, что стратегический план США, чьим инструментом является НАТО, направлен, прежде всего, против России. Но преградой на этом пути могла стать Югославия. Сначала Югославия мешала потому, что была самым сильным и большим государством на Балканах. Потребовалось ее расчленить, разбить на меленькие государства... Югославия стала полигоном отработки силовых приемов, методов доказательства силы. Просто Сербия попала в жернова борьбы за власть между великими державами, не вписывалась в планы, мешала из-за своей гордости и возможного нелогичного поведения, из-за своего нестандартного мышления, нежелания подчиняться диктату, из-за своей сохранившейся исторической памяти, склонности уповать на Россию и любить ее".

Действительно, "фетишистская метафизика европейской культуры" (преп. Иустин), распалив свои политические амбиции на мировое господство, наткнулась на неведомое ей древне-таинственное мировоззрение, которое стойко держится живому пониманию Истины и Правды. Народы "Третьего Рима", "Белого Орла и Белого Ангела" сохранили ту дивную "хирувимскую суть человеческого существа" (преп. Иустин), которая просто непонятна современному цивилизованному технократу духа. Вот почему балканский конфликт именовался самими американцами как "столкновение Уолл-Стрита с Византией". Все дело в византизме, являющегося пугалом для цивилизованного Запада и якорем спасения для славянских народов.

Далеко не случайно Валентин Распутин своей духовно-писательской интуицией югославский конфликт 90-х рассматривает как попытку искоренения православия из этого региона.

Духовное значение русско-сербского союза в противостоянии жесткому нагнетанию современной вестернизации, которая грозит миру уничтожением национальных культур вообще через экспансию одного техно-гедонистического образа жизни. Об этом много и талантливо писал недавно ушедший русский философ Александр Панарин.

"На каждого, кто отправится по стопам Саввы" (Матия Бекович) кидаются силы зла и смерти, ибо св. Савва и есть великий символ, даже не символ, а действительный, как всякий святой, победитель непобедимого - смерти. Этим смертоборческим настроем близки сердца сербов и русских.

Духовные союз крепится осознанием коренной общности языка, мышления, религиозных святынь, общей исторической миссии. А главное - в общности философского образа мира православных славян [1], радикально отличающийся как от вестернизированных христиан Запада, так и нехристианизированных азиатов Востока.

Общая кириллическая духовная пра-матрица русского и сербского языков - лингво-метафизическая перспектива соборной жизни наших культур, которые могут стать надэтническим субстратом славянства, выразителем его коренных этических, эстетических, религиозный, политических интересов.

Для Леонтьева было предпочтительнее слияние русских с неславянскими народами (с тибетцами, или индусами, например), если при этом не теряется, а проявляется культурное своеобразие, чем с юго-славянами при утрате культурной самобытности.

Возрождение византийского духа - то, на что так пророчески надеялся Леонтьев, будет спасительным смыслом для сего славяно-православного мира, если ему удастся воссоздать русско-сербский союз бесконечно метафизического восхождения к неотмирным горизонтам самого Бытия, что приведет к пышному культурному расцвету славянских народов.

Единый контекст сербско-русского духовного родства может стать метафизической осью современной славянской культуры. Сегодня совершенно очевидно, что "единая мировая цивилизация" - глобалистский миф, реализация которого приносит страдания тем народам, которые чтут родные святыни, и для которых практика вестернизации оказывается неприемлемой в силу глубинного механизма сопротивления Традиции. Единое философское мировоззрение славянских народов сегодня может стать сильным интеграционным механизмом для создания более прочных культурных, духовных, политических, экономических и прочих связей. Никогда нельзя забывать уничижительных характеристик по отношению к славянскому миру со стороны западных интеллектуалов (Гегель, теоретики нацизма, современные американские аналитики). Русско-сербское духовно-культурное ядро должно стать навсегда гарантом единства славянского мира, определять благие горизонты его неотмирного будущего.

Идея прогресса, на которой зиждется философия глобализма, самый сильный обман исторической оптики, самая сильная иллюзия, утопия, просто заблуждение. В наиболее трезвые минуты прозрения наиболее выдающиеся умы понимали - нет прогресса в истории, а есть реальная боль жизни. "Время - движения горя" - говорит Андрей Платонов, разрушая тем самым всякие лже-оптимистические надежды на все более "цивилизованную", "достойную", "счастливую" жизнь. Путь России и Сербии реально подтверждает эту горькую истину, что время - движение горя. Но лишь на дне отчаяния обретается высшая радость, лишь в смирении и покорности даруется мудрость и воля.

Православные муки Сербии родственны православным мукам России. Долгая история двух народов, которые смогли выстоять в откровенно инаково-враждебном культурно-политическом окружении может развернуться в совместное будущее. Будущее необходимо строить совместно. Для этого необходимо восстановить историческую память, увидеть общность трагической судьбы, общность страданий и надежд.

Поэт Иван Лалич в стихотворении "Плач Летописца" тревожно вопрошает о грядущей судьбе, о ее бытийных перспективах:

...Кто выведет нас

Из несчастья нашего? На каком языке

Говорит златоустая мудрость по ту

сторону вечности?

Кого я увижу - зверя иль ангела -

Сквозь магический кристалл времени?


(Пер. В. Кочеткова)

Глубинное общение российской и сербской философии приведет к взаимному умножению духовных и метафизических потенций наших культур. Россия в Сербии узнает важнейшие истоки своей книжной православности, Сербия в России - важнейшие сотериологические перспективы. Взаимное отражение родственных культур в зеркале исторической судьбы - способ более глубокого самопознания, а значит и узрения своих духовных заданий в мире. А они оказываются общими, ибо как завещал святой Иустин: "Что важно для русской души, то важно и для сербской: только ведомые Святителями они могут спастись от ада и войти в рай вечной жизни Христовой".

[1] Очень родственные философские интонации мы находим в современной сербской поэзии. Подготовленный к Дням Славянской письменности и культуры, проходивших в 2203 г. на государственном уровне в Воронеже, сборник "Из века в век. Сербская поэзия: Стихотворения" (М., 2003) является наглядным подтверждением этому. Многие имена сербских поэтов стали благодаря сборнику доступными нашим соотечественникам, которые, окунувшись в поэтический мир Сербии, бесспорно, обнаружат много родственного и общего, почувствуют неумирающий византийский дух и силу сербских поэтов.

22.02.2005
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Варава
Все статьи Владимир Варава
Последние комментарии