Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Либеральный пинг-понг

Алексей  Бурменко, Правая.Ru

22.02.2005


Или как Владимир Владимирович "спорил во благо" с Владимиром Вольфовичем о русском патриотизме …

"Истратил лучшие годы на ложь. Ложь во благо - так не бывает. Ложь - это ложь. Это не имеет отношения к журналистике. День за днем ты врал. Это было твоей профессией. Не буду заниматься, не буду служить и поддерживать власть. Отрекся, раскаялся и никогда не вру.
В.В.Познер


Прошедшая в минувшее воскресенье программа Владимира Познера "Времена" была полностью посвящена теме патриотизма. На такой разговор, по словам ведущего его, подвигло недавнее заявление министра обороны Иванова о необходимости создания в стране нового телеканала целиком риентированного на патриотическое воспитание подрастающих поколений граждан России. Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден и не требует специального разговора. Конечно же, нужен. Как и то, что это не панацея от массового оболванивания "россиян" навязываемыми им извне абстрактными "общечеловеческими" ценностями, в которых просто не предусмотрено место для любви к родному Отечеству. Поскольку по мысли подвижников этих новых "нравственных абсолютов" для любого "цивилизованного" человека на земле должна быть только одна Большая родина и про этот передовой бастион "свободного мира" уже рассказывает Голливуд. И в чЈм без малого 20 лет нам, только с ещЈ большей напористостью, но с меньшим талантом назидают ежедневно со страниц газетных полос и телеэкрана доминирующие на российском информационном поле либеральные СМИ.

Уже с первых минут программы стал очевиден сценарий предполагаемой дискуссии. Памятуя о своей недавней осечке в передаче, посвящЈнной теме антисемитизма, Познер на сей, раз подошЈл к выбору гостей, приглашЈнных для разговора в студию, более "тонко". Теперь защищать традиционные русские ценности, по его лукавой режиссуре, должны были представители, так называемой патриотической "попсы". Некоторым могло показаться, что приглашение им в студию Жириновского, Проханова и Бабурина было экспромтом, за которым ничего не стоит, кроме старческого журналистского любопытства к людям, которые ему лично мало симпатичны, но он готов, вслед Вольтеру, отдать жизнь ради свободы выражения иного, чем у господина Познера, мнения. Позволим себе в этом сильно усомниться.

И вот почему. Вся эта богатырская "троица", призванная лукавым ведущим представлять российских патриотов, давно уже используется нашими публицистами "лево-троцкистского" толка, оседлавшими с начала 90-х все командные высоты отечественных масс-медиа, как дежурное пугало для отвращения граждан от "патриотизма". И надо сказать, что в этом они преуспели. Так что появление за круглым столом "карикатурного патриота" Жириновского, метаметафоричного "имперского экзистенциалиста" Проханова и ещЈ одного думского старожила "государственнической" тусовки Бабурина, чья харизма мытищинской купчихи больше годится для рекламы "Останкинской" колбасы, нежели для отстаивания в Останкино интересов простых русских людей, - могло вызвать у нормального зрителя только улыбку. Не всегда сочувственную. На то и был, видимо, познеровский расчет.

Зато другую сторону в изначально безсмысленной дискуссии на этот, казалось бы, вполне очевидный по ответу для большинства телезрителей вопрос, были подобраны люди, хоть внешне и узнаваемые, но не столь растиражированные, а, главное, более выигрышные, в смысле телевизионной картинки, чем их "демонизированные" (ещЈ больше оглуплЈнные) оппоненты.

Хотя помнится, ещЈ совсем недавно главный либеральный гуру отечественного ТВ Владимир Владимирович Познер клятвенно заверял на голубом глазу, что пока он будет вести свою программу, ноги Жириновского в ней не будет. Но чего не скажешь ради красного словца, когда, по словам самого же телеведущего, он "истратил лучшие годы на ложь". Тут можно с ним согласиться. Такое востребованное во все "времена" мастерство в один день не профукаешь. Это к слову. Как иллюстрация твЈрдости принципов телеведущего.

Первым, разумеется, взял быка за рога "патриот" Жириновский. Он и задал нужную тональность разговору. Сразу вспомнились безсмертные слова гайдаевского Шурика : "Надо, Федя, надо..." И Владимира Вольфовича понесло! Как пьяный фокусник из рукава, он тут же достал из буйных палат своего хитросплетЈнного разума собственное определение патриотизма "патриот - это тот, кто ездит на "Запорожце", хотя может купить "Мерседес"... Лицо Познера при этом лучилось, как у директора интерната для детей с замедленным умственным развитием. Ну, вот, поглядите, демонстрировал он публике своего своенравного воспитанника. А тот продолжал трудиться в поте лица над оборотами русской речи. Услышав ещЈ один такой перл из уст вошедшего в раж Жириновского, чуткий на не свой идиотизм телеведущий, вновь обрадованно встрепенулся: "Вы говорите, что настоящий патриот лучше будет трудиться дворником у себя в стране, чем поедет в Америку... Даже если он там будет получать в сто раз больше денег???" На что лучший друг российских дворников, выпятив губу, как Муссолини, тут же решительно затряс головой. И добавил, чтобы ни у кого из зрителей не возникло разночтений в его относительной на тот момент вменяемости: "Даже если его пригласят стать американским президентом, дворник-патриот должен оставаться дворником в свое стране!!!" -отрубил он своим медальным "остаповым" подбородком под дружное ржание собравшихся в студии зрителей.

Оставим, за скобками, что сам Жириновский в обыденной жизни человек весьма практичный и далеко не глупый. Но неглупый как делец и удачливый спекулянт от политики. И вот под словесный аккомпанимент этого эксцентричного думского барышника и прощелыги завязалась дисскусия о патриотизме. Надо ли говорить, какой после этого пошЈл в студии содержательный разговор о патриотизме!

Затем слово с оценкой последних инициатив министра обороны было любезно предоставлено писателю Проханову. Но и его справедливые, в целом, слова о полезности патриотического воспитания были изрядно потоптаны им же самим тяжеловесными, как футурологический сапог "последнего солдата империи", словесными конструкциями. Словно мэтр забыл, что он выступает не перед завсегдатаями упомянутого им мамлеевского кружка, а перед рядовыми, в, общем-то, чуждыми всего иррационального телезрителями. После этого стало понятно, что Познер отвЈл редактору "Завтра" в своей передаче роль "городского сумасшедшего". Эдакого босого блаженного калики советской империи, чьи малопонятные игры со словом могут по достоинству оценить только ярые почитатели его писательского таланта. В конце концов, Проханов, почувствовав некий подвох со стороны ведущего, постарался быть проще и стал чЈтче выражать свои мысли по тому или иному вопросу. Иногда это ему удавалось. Но чаще всЈ-таки нет. И это не вина Проханова, скорее родовая писательская отметина. Видеть мир таким, каким ты его представляешь, а не таким, каков он на самом деле есть. Отсюда, наверное, его полуфантастический рассказ, о том " как он полз с одним "особистом" по реке, а со стороны острова Даманский наступали китайцы"...

У нас, людей, живущих в том самом городе Имане, где проходили данные события, эти слова, мягко говоря, вызвали скептическую улыбку. Потому как (общеизвестный факт) никто из "штатских" людей, и уж тем более корреспондентов, не ползал в те героические мартовские дни 69-го года по реке на Даманском. Максимум, где это в тогдашнем ресторане "Север" при городской гостинице. Все эти эллинские апокрифы уважаемого писателя плюс внушительный орден на лацкане прохановского пиджака, надо полагать, произвели на зрителей очень сильное впечатление. Такое, какое, верно, и планировал Познер, приглашая экзистенциального "империалиста" Проханова на передачу.

ЕщЈ более сильное впечатление произвЈл на собравшихся Сергей Бабурин, когда на опрос участников воскресной программы "Времена": назовите двух главных патриотов в истории России на которых нужно патриотам равняться, назвал... Ивана Сусанина... Надо было видеть Познера в тот момент. Он уже не скрывал своей торжествующей улыбки. Казалось, ещЈ чуть-чуть, и он начнЈт подмигивать образцовской куклой в глазок телекамеры, такое у него было счастливое лицо. Мол, ну, что я говорил, дай только им власть, и эти патриоты заведут Россию, как Сусанин в болото!

Конечно, легендарный Сусанин безспорный герой. Однако, зачем так бездумно использовать его славное имя? Тем более в столь явно жульническом контексте познеровской передачи. А другого, не жульнического контекста, у Познера априори не будет. Непривычен "телеакадемик" бороться с противниками по-другому. ВсЈ же многолетняя школа-с...советской спецпропаганды за плечами! Когда "день за днЈм ты врЈшь-с... и это "твоя профессия".

Но плох тот "академик", кто не готовит себе достойную смену. Показанная следом в программе небольшая документальная подборка одного молодого тележурналиста, рассказывающая об истории патриотического воспитания в СССР, служит только подтверждением этих слов. Не буду останавливаться на деталях, но кадры были подобранны так, что наши отцы и деды выглядели на них вымуштрованным скопищем наивных и жизнерадостных болванов. "Сочувственная", как к неразумным детям, ирония в их адрес, озвученная автором в закадровом тексте, только подчЈркивала этот амбулаторный подтекст. Тут даже Владимир Вольфович не сдержался и проявил свою активную гражданскую позицию. Остались недовольны также другие участники. Но что Познеру их Гекуба. "Мне кажется, сюжет достаточно сбалансирован", - ответил он с издевательской улыбкой в ответ. Что же такое в его понимании означает "достаточно" - так и осталось за кадром.

Затем слово было предоставлена противоположной стороне. На сей раз в роли критиков инициативы Иванова по патриотическому воспитанию выступали не столь одиозные фигуры, как скандально известный литератор Вик. Ерофеев. По сути, Познер пригласил тех же патриотов, только либерального толка. ПричЈм самого пушистого "вегетарианского" направления. Среди них известный кинокритик Дондурей, режиссЈр, актЈр и ведущий Иван Дыховичный, а также самый модный на сегодня молодой драматург Евгений Гришковец. Все они старались говорить очень правильные вещи. Суть которых заключалось в том, что Родину свою любить, конечно, надо, но только не из-под палки. Приводили примеры с Чаадаевым, Лермонтовым. Словом, вполне мило и интеллигентно беседовали про своЈ законное право любить Отчизну, но "странною" любовью. Познер же делал в такие минуты одновременно глубокомысленное и благостное лицо. Де-вот какими должны быть настоящие патриоты. А не то, что эти... бросал, он изредка, словно кость, возможность высказаться размякшим было от всего этого светского пинг-понга Проханову, Жириновскому и Бабурину. Те охотно ловили его бросовую кость и продолжали с разным талантом и мастерством исполнять заранее отведЈнные им роли.

Впрочем, Познер не был бы самим собой, если бы не использовал представившуюся ему возможность отыграться за предыдущую неудачу по максимуму. Уловив острым чутьЈм матЈрого политрука-пропагандиста, что наконец-то настал в передаче момент его "познеровской" истины, он принялся добивать зрителей цитатами Т. Джефферсона, И.В. фон ГЈте и С. Джонсона с близкими лично ему трактовками патриотизма. А чтобы мало не показалось, привлек в качестве спарринг-партнЈра Жириновского. "Так вы не согласны со словами великого немецкого поэта ГЈте?" - плутовато посмеиваясь, наседал он пламенного уличного трибуна. Тот, размахивая своей буйной головушкой, естественно не соглашался. В зале в это время звучали весЈлые аплодисменты, как на концерте Регины Дубовицкой и еЈ "аншлаговской" команды. На такой оптимистичной для Познера ноте и закончился его воскресный спор с ковЈрным вице-спикером Думы, г-ном Жириновским "о полезности патриотического воспитания в нашей стране".

Что тут сказать: видимо только на нашем сегодняшнем телевидении возможен такой спор "патриота" Владимира Вольфовича с "либералом" Владимиром Владимировичем. Наблюдая со стороны за всем этим профессиональным журналистским мошенничеством, которое демонстрирует в последнее время во всем своЈм специфическом многообразии ведущий программы "Времена", при этом укрываясь от собственной идеологической несостоятельности высказываниями великих людей, как-то сразу приходит на ум замечательный русский писатель Ю. Олеша, сказавший однажды по подобному поводу: "Кавычки цитат напоминают уши тупиц". В нашем случае я бы добавил: и некоторых "телеведущих"!

Что показывает опыт последних дискуссий на телевидении вокруг темы патриотизма? Прежде всего, всю бесполезность, я бы даже сказал, вредность для правоконсервативной мысли России присутствие на этих передачах давно уже отсыревшей обоймы, наших присяжных "телепатриотов" господ Прохановых, Бабуриных и т.д. При всех их прежних заслугах перед патриотическим движением, они уже в силу одной своей "одиозности", которую им все эти годы старательно создавали в СМИ, просто по факту не могут донести до народа нужное слово. Про лидера ЛДПР молчу. Он уже давно за гранью даже политической оперетты. Требуются новые люди, яркие и харизматичные, способные вести на ТВ наступательный диалог, при этом оставаясь вежливыми и корректными по отношению к телезрителям и оппонентам. Необходимо явить на телевидении новое лицо русского патриотизма. И это, на мой взгляд, нужно делать уже сейчас. Хотя тут же возникает вопрос, как это сделать, когда все общенациональные каналы по-прежнему в руках одной либеральной группки людей, которые просто так никогда не сдадут своих позиций. По-моему, начинать нужно с малого - с лоббирования в президентских структурах создания на ОРТ и РТВ конкурентоспособных патриотических аналитических программ, идущих в прайм-тайм. Речь идЈт не о закрытии передач Познера и Сванидзе, а всего лишь о конкуренции современного русского консерватизма и традиционализма с так называемым "западничеством" в их лице. Глубоко сомневаюсь, что они выдержат честную борьбу на интеллектуальном поле. Но это, как говорится, их проблемы. Если же мы не сделаем этого, или хотя бы не попытаемся это сделать, то всЈ останется по-прежнему. В студию будут приглашать отживших своЈ манекенов в качестве "достойных" выразителей русского патриотического лагеря, а с ними будут дискутировать вполне симпатичные и по-домашнему милые люди, из числа тех редкостных либералов, кто не запятнал ещЈ себя членством в московской "демшизе", "правозащитной" деятельности, СПС и прочими маргинальными "соровскими" структурами. Надо ли говорить, на чьей стороне будут зрительские симпатии... Если мы не хотим, чтобы на нашем центральном телевидении и дальше продолжался этот либеральный пинг-понг, в который могут играть все, но выигрывает всегда только Познер, то должны действовать в этом направлении более активно.

21.02.2005



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме