Кого бережет российская милиция?

Правоохранительными органами недовольно и население, и власть. Но для изменения ситуации нужно перестроить всю систему силовых структур

Начало года выдалось для правоохранительных органов - особенно МВД - непростым. Силовики не успели толком оправиться от прошлогодних событий в Беслане, как через несколько месяцев им уже пришлось извиняться за бесчинства милиции в Благовещенске. Затем на МВД обрушился гнев генпрокурора Владимира Устинова и премьера Михаила Фрадкова. Оба обвинили "органы" в коррупции и самоуправстве. С одной стороны, столь резкие выступления чуткого к веяниям "в верхах" Устинова можно считать признаком грядущих перемен. Впрочем, никаких более ясных свидетельств тому, что МВД могут ждать кадровые "рокировки", пока нет. Одни эксперты полагают, что нерешительность властей в отношении проблем милиции объясняется нежеланием трогать и без того неустойчивую систему, поскольку ситуация в стране далека от стабильной. Другие отмечают, что необходимость "чистки рядов" давно назрела и перезрела - однако для того, чтобы изменить положение дел, необходимо менять всю систему силовых органов. В частности, они полагают, что во главе таких ведомств должны стоять гражданские министры. А сами министерства должны выполнять функции политического управления, а не быть придатком силовых структур.

На прошлой неделе МВД оказалось под плотным перекрестным огнем критики. Спикер Госдумы Борис Грызлов пообещал, что ожидаемый в скором времени судебный процесс над "оборотнями в погонах" (пятью сотрудниками МУРа и генерал-лейтенантом МЧС) будет "показательным и результативным". Неутешительную статистику обнародовал прокурор Москвы Анатолий Зуев. По его данным, в одной только Москве были привлечены к уголовной ответственности 292 сотрудника милиции - в основном сотрудники среднего звена. Прокурор выразил недоумение в связи с тем, что среди привлеченных к ответственности нет представителей руководства. "А где же руководители?" - посетовал он. Риторический вопрос прокурора повис в воздухе. По данным МВД, в целом по России за прошлый год к различным видам ответственности было привлечено около 15,6 тыс. сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, из них к уголовной ответственности привлечено 2,6 тыс. человек. По словам Владимира Устинова, с 2001 по 2004 г. количество совершенных милиционерами преступлений выросло в несколько раз. Среди них - убийства, вымогательство, похищения людей, изнасилования, превышение полномочий, взяточничество и торговля наркотиками.

"Реальное положение дел очень хорошо знают и чувствуют на себе простые граждане. Это они видят, как "стражи порядка" шастают по ларькам, набивая карманы рублями и бутылками", - заявил генпрокурор. Апофеозом критики в адрес МВД стало выступление Михаила Фрадкова на отчетной коллегии министерства. Премьер заявил, что ни о какой целенаправленной борьбе с коррупцией говорить не приходится. В связи с этим он подчеркнул необходимость "очищения самой правоохранительной системы от мздоимцев и нечистоплотных сотрудников, которые превращают свою службу в разновидность бизнеса, весьма доходную". Кроме того, Фрадков указал на то, что органы МВД "не должны позволять втягивать себя в корпоративные конфликты и споры хозяйствующих субъектов". Наконец, в тот же день прокуратура Башкирии предъявила обвинение в превышении служебных полномочий начальнику Благовещенского отдела милиции Ильдару Рамазанову. Он привлекается к ответственности в рамках уголовного дела о так называемой "профилактической операции", которая проводилась в Благовещенске с 10 по 14 декабря и в результате которой потерпевшими были признаны 72 жителя города. Кстати, по некоторым оценкам, в результате бесчинств милиции в Благовещенске пострадали до тысячи человек.

Впрочем, пока высшее руководство ограничивается лишь словесной "поркой" МВД. Единственная мера по изменению ситуации в МВД была озвучена Михаилом Фрадковым. Она заключается в увеличении финансирования ведомства в этом году на 17% по сравнению с 2004. Эксперты отмечают, что власти не торопятся идти на масштабные кадровые перестановки, опасаясь дестабилизации правоохранительной системы на фоне роста протестных настроений. "Из последних совещаний я не увидел, что грядут какие-то серьезные изменения, - сказал RBC daily главный эксперт Института национальной безопасности и стратегических исследований Сергей Казеннов. - Объективно нет необходимости будоражить общество такими изменениями. Ведь любой такой шаг "подверстают" к монетизации льгот, демонстрациям и прочему. Не хватало еще, чтобы меняли "коней в погонах" на переправе. Это вызвало бы очень серьезные сомнения, слухи о закручивании гаек - сейчас это не нужно ни обществу, ни властным структурам".

Вопрос кадровых перемен в МВД возникает не впервые. Судя по всему, обжегшись на прошлых "рокировках", власти очень не хотят принимать такие решения снова. Известно, что с приходом в МВД гражданского чиновника Бориса Грызлова на ключевые посты "второго эшелона" пришли питерские чекисты. Сейчас присутствие выходцев из КГБ-ФСБ в министерстве еще более очевидно. Так, нынешний министр внутренних дел Рашид Нургалиев в прошлом был заместителем директора ФСБ. Заместитель Нургалиева по кадрам Евгений Соловьев также в своем время занимал пост замдиректора ФСБ. На аналогичной должности курировал контрразведку и Константин Ромодановский, который сейчас занимает пост начальника главного управления собственной безопасности МВД. В приватных беседах представители МВД часто отмечали, что приход в это ведомство выходцев из органов госбезопасности всегда воспринимался "в штыки". Милицейская среда отказывалась принимать "чужаков" - в итоге всегда страдала общая управляемость системы. "Точно так же, как и армию, МВД нужно создавать заново, с нуля. Структура настолько коррумпирована, что, в общем, всем все и так ясно, - сказал RBC daily эксперт Института стратегического и военного анализа Александр Храмчихин. - После этого говорить о борьбе с преступностью и терроризмом бессмысленно".

Однако, по мнению г-на Храмчихина, изменить что-либо без изменения общей системы госвласти невозможно. Он полагает, что властям необходимо изменить саму суть силовых ведомств - они должны быть в первую очередь гражданскими и "политическими". "Необходимость перемен назрела и перезрела. Но вся политическая система - особенно это усилилось в последние два-три года - построена на коррупции, - отмечает он. - Поэтому я не представляю, что там можно изменить". В демократических странах принято, что министры силовых ведомств - гражданские люди, которые проводят политику высшего руководства. "Там все министерства построены как органы политического управления, а не просто как верхушка силовых структур. У нас же "гражданских силовых министерств" нет, - говорит Александр Храмчихин. - И оттого, что во главе Минобороны и МВД поставили чекистов, гражданские министерства не появились". Поэтому, отмечает эксперт, для руководителя наших "неполитических" силовых структур важен вопрос компетенции, а назначение чекистов в МВД или Минобороны - это, по сути, назначение неспециалистов. "Но самое страшное, что это именно чекисты. С давних, еще советских времен в армии не любили чекистов - они воспринимались как надзиратели, - говорит г-н Храмчихин. - Если бы министры были действительно гражданскими - все было бы гораздо спокойнее. А в нашей системе на некомпетентность накладывается еще и психологическое неприятие руководителей".

21.02.2005
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Антон Попов:
Cтранствующий кинолекторий «Под Солнцем» в Санкт-Петербурге
Публицист Антон Попов о гастролях православного режиссёра Василия Яцкина в Северной столице
09.02.2013
Кого бережет российская милиция?
Правоохранительными органами недовольно и население, и власть. Но для изменения ситуации нужно перестроить всю систему силовых структур
22.02.2005
Все статьи автора
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
11.12.2019