Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Южная Осетия просит Алексия II взять осетинскую церковь под свой омофор: интервью ИА REGNUM

Соня  Хубаева, Regnum

Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии / 18.02.2005

Как уже сообщалось, в Южной Осетии указом президента Эдуарда Кокойты создан институт Уполномоченного по делам религии при президенте. Занявшая эту должность Соня Хубаева дала интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Соня Абесаломовна, с чем было связано создание института Уполномоченного по делам религии при президенте?

В 1998 году впервые был создан Комитет по делам религии при правительстве Республики Южная Осетия. Это было обусловлено сложившимися условими в религиозной жизни нашего общества. В Южную Осетию были направлены многочисленные миссионеры различных религиозных объединений, которые желали здесь закрепиться и вести свою религиозную деятельность. В связи с этим, парламент республики принял Закон "О свободе совести и религиозных организациях". Этот Закон предусматривает обеспечение регулирования правоотношений в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также определяет обязанности религиозных организаций перед государством. В связи с тем, что в Южной Осетии одновременно стали действовать различные религиозные организации, созданный орган выполнял задачи государственного контроля за исполнением законодательства РЮО по вопросам религии и соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, обеспечения проведения единой государственной политики по отношению к религии и Церкви, содействия достижению взаимодоверия как между различными религиозными объединениями, так и между ними и государством.

В 2003 году в ходе реорганизации структур государственной власти Комитет был включен в состояв министерства культуры. Недавно решено создать институт Уполномоченного, так как работа на этом уровне будет более эффективной.

ИА REGNUM: В Конституции Южной Осетии закреплен тот факт, что "православие является основой мировоззрения осетинского народа". Что Вы можете сказать о развитии православия в Южной Осетии, и каковы взаимоотношения между Православной церковью и государством?

С распадом СССР в 1991 году начало возрождаться и православие в Южной Осетии. Это был период агрессии Грузии. Православная община Южной Осетии не сочла возможным поддерживать связи с грузинской православно церковью в связи с тем, что ГПЦ благословляла вооруженные формирования Грузии на геноцид осетин и, собственно, как бы приняла участие в осуществлении лозунга "Грузия - для грузин". (В скобках замечу, что это ГПЦ не признает до сих пор и продолжает такую же политику, публикуя различные материалы, в которых очерняет деятельность нашей церкви. Я часто встречаю в прессе высказывания иерархов Грузинской православной церкви, которые утверждают, что Южная Осетия, якобы, является канонической территорией ГПЦ. Между тем, трагическая судьба разгромленной монголо-татарами еще в ХIII веке и возрожденной в наши дни Аланской Епархии никому не дает права присваивать ее каноническую территорию. Грузинские иерархи также обвиняют Московскую Патриархию в том, что она, якобы, вмешивается в дела грузинской церкви. На самом же деле, Московская Патриархия, к сожалению, не имеет отношения к делам Аланской Епархии, за что мы на них даже обижаемся).

Еще в начале 90-х молодой тогда священник о. Александр (Пухатэ) с группой прихожан поехал к патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму с просьбой принять возрожденную осетинскую церковь под свой омофор. Алексий II отказал, ссылаясь на то, что "по канонам православной церкви не имеет возможности вмешиваться в церковные дела Грузинской Патриархии". С такой же просьбой к Алексию II неоднократно обращалось руководство Южной Осетии, в том числе и прежний президент Южной Осетии Людвиг Чибиров и Комитет по делам религии, были собраны тысячи подписей, однако вопрос остался нерешенным. В 1992 году православная церковь Южной Осетии была принята в Русскую Православную Церковь Зарубежом (РПЦЗ), в Южной Осетии создано Благочиние, которое стал возглавлять игумен Георгий (Пухатэ). В 2001 году в РПЦЗ произошел раскол, и Благочиние Южной Осетии обратилось в Синод Противостоящих Истинно православной церкви Греции, который возглавляет митрополит Киприан. Синод признал статус благочиния и Юго-Осетинского Аланского округа и предоставил ему статус Епархии. Так была восстановлена Аланская Епархия. Наместником Аланской Епархии стал священноархимандрит о. Георгий. Несмотря на то, что в Республике Южная Осетия церковь отделена от государства, и школа от церкви, отношения между православной церковью и государством динамично развиваются. В Конституции оговаривается особая роль православия в истории Осетии, становлении и развитии ее духовности и культуры. В 2003 году совершено Соглашение (Конкордат) между Аланской Епархией и Республикой Южная Осетия, под которым стоят подписи наместника о. Георгия и президента Э. Кокойты.

ИА REGNUM: Какие еще религиозные объединения существуют в Южной Осетии?

За время работы органа по делам религии выявлена деятельность следующих религиозных объединений, которые не прошли государственную регистрацию в министерстве юстиции и деятельность которых считается нелегальной: община баптистов, которая управляется из Грузии, ею долгое время руководил Отар Каркозашвили, а руководителем по Грузии является епископ баптистской церкви евангельских христиан-баптистов Малхаз Сонгулашвили; пятидесятники, которые имеют три разрозненных собрания и возглавляются и возглавляются разными пастырями: Давидом Зассеевым, собрание которого находится в прямом подчинении епископа церкви евангельских христиан Олега Хубаева (Тбилиси), Тамазом Тедеевым, собрание которого находится в здании синагоги. Третье собрание возглавляет Игорь Валиев. Все эти собрании имеют одно вероучение и отличаются только по некоторым деталям исполнения религиозной обрядности. В Южной Осетии образовалось также религиозное объединение под руководством цхинвальца Владислава Кулумбегова, который долгое время жил в Киеве. 2 года назад он вернулся и создал свою общину. В отличие от перечисленных пятидесятников "традиционного" толка, это неопятидесятническое, харизматическое учение, так как, помимо Иисуса Христа, у этого объединении есть и земной лидер, которому они поклоняются и за здоровье которого молются (Санджей Аделаджа). "Свидетели Иеговы" имеют три собрания в городе и по одному как минимум в районных центрах, но представляют собой единую организацию. Юго-Осетинские "Свидетели Иеговы" подчиняются "районному надзирателю", который находится во Владикавказе.

ИА REGNUM: Какова в целом ситуация в отношении тоталитарных сект?

В разное время в Южную Осетию приезжали миссионеры различных религиозных организаций, которые во всем мире классифицируются как тоталитарные секты, в том числе муниты, бахаисты, адвентисты 7 дня, "Аум СенрикЈ", "Богородичный центр", "Белое братство" и другие, которые всеми правдами и неправдами пытались обосноваться. Однако нашему органу совместно с правоохранительными органами и при единодушной поддержке всех уже существующих религиозных объединений удалось предотвратить такое опасное развитие событий.

ИА REGNUM: Какие выводы и прогноз можно сделать из сложившейся ситуации?

По сравнению с соседними странами у нас мало религиозных сект. Однако аналитики высказывают опасения по поводу того, что рост действующих в Южной Осетии религиозных объединений все еще остается очень высоким. Выражается опасение, что, в частности, могут возникнуть проблемы со "Свидетелями Иеговы". В масштабах большой страны (например, России) их опасность не так велика, как в Южной Осетии. "Свидетели Иеговы" пользуются тем, что, в силу традиций, наши люди вынуждены впускать в дом стучащихся в дверь, и слушать их пропаганду. Мы сотрудничаем с общественными организациями и комитетами по защите молодежи от тоталитарных сект и реабилитации их жертв в различных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Туле и др. Продолжим работу по исследованию религиозного учения "Свидетелей Иеговы", продолжим связи и контакты с аналогичными структурами в других субъектах России и в странах бывшего СССР, в частности, с Приднестровьем, Абхазией и т. д., которые испытывают те же трудности в области религии, что и мы.

Работы в области религии у нас более чем достаточно и, надеемся, мы будем работать в полную силу.

16.02.2005

_regnum/" data-mrc-config="{'type' : 'button', 'caption-mm' : '3', 'caption-ok' : '1', 'counter' : 'true', 'text' : 'true', 'width' : '100%'}">Нравится


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме