Прощай, оружие! Коллективное...

Партнеры России по СНГ стремительно разбирают общее оборонное пространство

Новости Москвы 
0
108
Время на чтение 5 минут
Система коллективной обороны СНГ начала стремительно разваливаться. Первое свидетельство тому - предстоящая в ближайшее время ликвидация Штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств - участниц Содружества независимых государств. Как стало известно "НВО" из информированных источников в Минобороны РФ, Москва после долгих и интенсивных консультаций наконец-то согласилась с предложением Астаны упразднить этот наднациональный орган. Структура, которая на протяжении всей постсоветской истории пыталась хоть как-то регулировать военные отношения между государствами СНГ, приказывает долго жить.

То, что такое решение, возможно, будет принято уже на саммите глав государств Содружества, который пройдет в августе 2005 года в Казани, подтвердил "НВО" вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, который был инициатором создания ШКВС, долгое время возглавлял секретариат Совета министров обороны СНГ и Главное управление международного военного сотрудничества МО РФ. Сам генерал считает этот шаг "крайне ошибочным и вредным, значительно ослабляющим позиции России на постсоветском пространстве". Как известно, до сего времени Россия противилась упразднению ШКВС и даже на Совете министров обороны (СМО), который прошел в ноябре минувшего года, инициировала поддержку Штаба со стороны других республик СНГ - в первую очередь центральноазиатских и Армении. И вот теперь, как говорится, разворот на 180 градусов. Почему?

В какой-то степени ответ на этот вопрос дают руководители различных структур СНГ и военные министры постсоветских республик. "Сейчас не существует единого евразийского пространства безопасности, - полагает генеральный секретарь СНГ Николай Бордюжа. - Оно остается фрагментарным и размытым, в известной мере внутренне противоречивым, так как отдельные его элементы не только не гармонируют, но и конкурируют друг с другом". Чтобы этого избежать, по его мнению, "должны быть разграничены сферы влияния в вопросах обеспечения коллективной безопасности между действующими в регионе интеграционными структурами - СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ и другими". То есть Бордюжа дипломатично не говорит об упразднении военных структур в рамках СНГ (ШКВС и СМО), но явно выпячивает подчиненную ему структуру - Организацию Договора коллективной безопасности (ОДКБ), которая, по его мнению, могла бы стать "локомотивом интеграционных процессов на пространстве СНГ". Еще более категоричен здесь министр обороны Казахстана Мухтар Алтынбаев. Как и президент Нурсултан Назарбаев, он считает, что "вместо неэффективных ШКВС и СМО должен быть создан и работать в рамках Содружества Совет безопасности государств СНГ". Данную идею частично уже поддержал белорусский министр обороны Леонид Мальцев: он предлагает ШКВС распустить, а секретариат СМО оставить.

Но в ОДКБ входят только 6 из 12 постсоветских стран (Балтию сразу исключаем). Они, скажем, будут "локомотивами интеграции", а что делать другим? Не сможет стать "локомотивом" и Совбез стран СНГ, если он будет создан, так как военных интеграционных процессов на постсоветском пространстве как не было, так и нет.

Приходится констатировать, что Содружество как переходная форма от республик СССР к постсоветским суверенным странам медленно умирает. И здесь военные коллективные отношения - не исключение. Страны формируют свои военные отношения не по шаблонам, заложенным в 90-е годы, а по своим национальным интересам. И это, видимо, объективный процесс. То, что военный штаб ОДКБ эффективнее ШКВС, - иллюзия. Скажем, уже сейчас в рамках ОДКБ есть ядро стран, объединенных собственными коалиционными силами в Центральной Азии. Есть единая группировка войск России и Белоруссии на западе СНГ, России и Армении - на юге. Все эти группировки имеют собственные штабы управления и лишь с натяжкой их можно объединить под флагом ОДКБ. В то же время недавний 10-летний юбилей образования Объединенной системы ПВО СНГ (ОС ПВО СНГ) показал, что у многих постсоветских стран есть общие интересы в защите своих воздушных рубежей. И, конечно, костяк этих стран составляют государства ОДКБ. Но уже и среди них есть конкуренция, проблемы. Так, явно отстает от интеграционных процессов в рамках образования ОС ПВО Киргизия, входящая в ОДКБ. Ее начальника воздушной обороны полковника Владимира Валяева даже не было на торжественном заседании координационного совета стран - участниц ОС ПВО, где обсуждались планы на 2005 год. Зато интерес к этим мероприятиям проявили Украина и Узбекистан, которые, как известно, в ОДКБ не входят.

Как всегда активен Казахстан, предложивший проводить учения сил ПВО стран Содружества не только на российском, как это было раньше, а на своем военном полигоне Сары-Шаган. Украина уже "клюнула" на это, разорвав договоры с Москвой о стрельбах в Ашулуке (Астраханская область), и сейчас готовит межправительственное соглашение по стрельбам на казахстанском полигоне. Таким образом, налицо военно-техническая конкуренция между союзниками ОДКБ - Астаной и Москвой. И Астана здесь, видимо, побеждает, поскольку ее полигон и значительно больших размеров, и, видимо, с точки зрения финансов более привлекателен. Но это еще раз доказывает тот факт, что военные отношения строятся не по шаблонам организаций ОДКБ, ШКВС, а по интересам военных структур государств СНГ.

Москва традиционно поставляет военную технику и услуги для государств ОС ПВО СНГ по своим внутренним ценам, во многом беря на себя обустройство военной инфрастуктуры (аэродромов, испытательных площадок, штабов), подготовку кадров и т.п. Но взамен получает лишь нездоровую конкуренцию военных полигонов, "полувраждебные" блоки (вспомним ГУУАМ), закупку вооружений и военной техники, а также обучение офицеров из ВС СНГ в странах НАТО (как это будут сейчас делать Украина и уже делает Грузия).

"Коллективные штабы и органы коллективной обороны в нынешней своей форме исчерпали себя еще и потому, - полагает академик Академии военных наук Владимир Попов, - что Россия до конца не определилась в своих принципах, в своей идеологии во взаимоотношениях со странами СНГ".

По мнению аналитика, ШКВС исчерпал себя. Его уже в 2004 году сокращали в два раза и те 55 офицеров, которые в нем остались, погоды не делают - их эффективность явно мала. Но это не значит, что штаб должен быть уничтожен. Его работники вполне бы могли заняться теоретической работой, разработкой концепций, выявлением угроз, планированием совместных мероприятий в интересах Москвы. Ведь именно в ШКВС были разработаны документы, определяющие содержание таких понятий, как коллективная оборона и безопасность СНГ.

К тому же ШКВС находится в Москве. Российская столица дает базу для работы, решает бытовые проблемы офицеров из стран СНГ. Дополнительно платит за связь за свет и т.п. А ведь кто платит, тот, как говорится, должен заказывать и музыку...

Военно-политические структуры на пространстве СНГ

ОДКБ - Организация Договора коллективной безопасности. Создана 15 мая 1992 года шестью странами СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь, Таджикистан). Договор предполагает военно-политическое сотрудничество между ними и предусматривает необходимую помощь, в том числе и военную, в случае совершения акта агрессии против любого из них.

СМО - Совет министров обороны. Создан 14 февраля 1992 г. Орган Совета глав государств по вопросам военной политики государств - участников Содружества. Координацией деятельности СМО занимается секретариат, который возглавляет генерал-лейтенант Александр Синайский.

ШКВС - штаб по координации военного сотрудничества государств СНГ. Является межгосударственным постоянно действующим рабочим органом Совета министров обороны (СМО) и предназначен для содействия развитию всестороннего военного сотрудничества государств СНГ и координации реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств и СМО в этой области. Начальник штаба - генерал армии Владимир Яковлев (бывший главком РВСН РФ).

ОС ПВО СНГ - объединенная система ПВО СНГ. В нее входят 10 стран СНГ, подписавших специальное соглашение в 1995 г., но активное сотрудничество в данной сфере ведут только Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия.

ШОС - Шанхайская организация сотрудничества. Создана 26 апреля 1996 года Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Позже к "шанхайской пятерке" присоединился Узбекистан.

ЕврАзЭС - Евразийское экономическое сотрудничество. Организация, в которую входят Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, была создана в 2000 г. Молдова и Украина обладают статусом наблюдателя при ЕврАзЭС.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Мухин
Все статьи Владимир Мухин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40