Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В гостях у старца

Газета.GZT.Ru

17.02.2005


Корреспондент ГАЗЕТЫ проведал нынешних обитателей последней квартиры Григория Распутина …

140-летие со дня рождения Григория Распутина, приходящееся, по некоторым данным, на 2005 год (точная дата появления на свет одного из самых одиозных персонажей отечественной истории неизвестна), всколыхнуло волну небывалого общественного интереса к личности "святого черта". В религиозных кругах обострилась дискуссия по вопросу о канонизации убиенного старца, а в Екатеринбурге прошла премьера скандального балета "Распутин", против которого отчаянно протестовала православная общественность, недовольная, в частности, тем, что "царь крутит фуэте в лосинах". Дань распутиномании отдал и корреспондент ГАЗЕТЫ Василий Гулин, побывавший в гостях у нынешних обитателей питерской квартиры, в которой Распутин прожил последние два года своей жизни и откуда отправился в особняк князя Юсупова на ужин, ставший для него последним.

90 лет спустя
"Выглядываю как-то раз в окно, а там он, Ефимыч. В рясе, с крестом, борода чуть не до пояса. Я рукой ему помахал - он тоже машет. Я показываю: мол, поднимайся. Ну, он и поднялся. Как водится, посидели с ним немножко. Оказалось - актер. Кино какое-то снимали, вот он во дворе и стоял, в роль входил". Рассказавший мне эту незамысловатую историю художник Александр Думченко вот уже лет десять как проживает в последней питерской квартире одиозного старца. Сам Распутин занимал эти апартаменты в течение куда меньшего времени - всего-то с 1914 по 1916 год. Однако и этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы народная тропа к обители "святого черта" не заросла и спустя 90 лет после его гибели. Хорошо еще, что живописец Думченко - человек на редкость терпимый. Другой бы на его месте просто взвыл: что ни день, то новые визитеры из числа неподдельно интересующихся. Причем многие, откровенно бесноватые, если уж не потомственные ясновидящие, то на худой конец сектанты. Киношники, телевизионщики - с этими еще полегче, хотя ненамного. Впрочем, живописец Думченко на судьбу не ропщет. Он заранее знал, на что шел, вселяясь в одну из комнат питерской коммуналки, некогда служившей Распутину гостиной или диванной. Теперь на этих 20 квадратных метрах помимо самого главы семейства Думченко в весьма относительном благополучии проживает его законная супруга, двое детей, кошка и черепаха.

Подпольный черт
"...Гостей встречала Акилина Лаптинская, почитательница Распутина, из крестьян, выполнявшая роль секретаря. Она провожала гостя в большую, просторную комнату, очень просто обставленную. Посередине - большой стол, на нем самовар и чайная посуда, ваза с большим букетом красных и белых роз (Распутин очень любил цветы). Направо у стены - диван, обитый кожей; по стенам и у стола - стулья и кресла, обитые дешевой материей. Налево у двери - телефон, возле которого лежит бумага с длинным списком абонентов. Григорий Ефимович выходил в столовую в русской поддевке и шароварах, заправленных в лакированные сапоги. Его волосы были обстрижены по-крестьянски, в кружок с прямым пробором. Небольшие светлые глаза с любопытством разглядывали гостя..." ("Петербургский курьер", 1914 год, 5 февраля.)

Чтобы напроситься в гости к художнику Думченко, надо сначала проникнуть в "парадное", которое отличается от черного хода разве что двумя-тремя уцелевшими лампочками. Обшарпанная деревянная дверь на третьем этаже, хриплый звонок. Мне открывает Маша, 16-летняя дочь живописца. Прежде на пути у посетителя, явившегося на прием к старцу, сразу вставала приемная - царство Акилины. Однако после революции и уплотнения одну из стен снесли, а приемную урезали, превратив ее в обычную комнату. Теперь прихожая плавно переходит в полутемный коридор. За первым же его поворотом находится кухня и скромное жилище художника. Там, внутри, чего только нет! Справа - нагромождение разнокалиберных шкафов и стеллажей. Слева - диван-раскладушка. У противоположной стены - обеденный стол и телевизор. В дальнем углу, у высокого окна, - компьютер и террариум с той самой черепахой. На стене - портрет "старца" кисти самого хозяина.

"Да просто так нарисовал, можно сказать от нечего делать", - почему-то смущается автор. Под почти иконописным Григорием Ефимовичем помещается стенд с фотографиями его убийц: Владимира Пуришкевича, Дмитрия Павловича, князя Феликса Юсупова. За его рамкой - письмо от современного почитателя распутинского дара.

"Очень интересовался, что происходит в доме, нет ли какой паранормальной активности? Ну, я ему и ответил: по ночам, дескать, бывает, что дух Распутина гладит мужчин по спине, а женщин пониже", - живописец Думченко заразительно хихикает, чрезвычайно довольный собственной изобретательностью. Жена Люда поглядывает на него неодобрительно: ей шутки на тему ночной активности потусторонних сил явно не по душе. Гораздо больше ее волнует вопрос капитального ремонта, которого в бывшем пристанище Распутина не случалось уже лет сорок. Еще Люда не в восторге от истории про черта, который как-то раз вылез прямо из-под кухонного пола. "Да точно вылез! Из дыры под раковиной! Морда приплюснутая, руки человеческие, на задних лапах походил и ушел! - горячо убеждает меня не на шутку раздухарившийся хозяин. - Скажи, Олег, ты же его тоже видел!" Заскочивший на пару минут Олег, старинный приятель Думченко, авторитетно поддакивает: было, было такое, да и чего вообще в жизни не случается?! Однако остальные домочадцы все-таки склонны полагать, что черт почти наверняка привиделся друзьям в творческом угаре.

Здесь продается распутинский шкаф?
При жизни Григория Ефимовича кухня его была практически лишена мебели. Шкаф с посудой, стол, стул, печь - вот, собственно, и весь антураж. Стены тогда до половины были выкрашены в коричневый цвет, ныне замененный на несказанно омерзительную зеленку. Прислугу как таковую Распутин не держал: пищу для "пророка" готовила либо Акилина, либо одна из двух дочерей старца, которых он, утвердившись при дворе, тоже переселил в Петербург. Впрочем, видели эти стены и венценосных особ. По свидетельству современников, в порядке послушания шкодливый старец привлекал к разделке рыбы даже царевен, заезжавших проведать родительского фаворита. Увы, теперь следы их здешнего пребывания напрочь стерты неумолимыми ветрами перемен, причем перемены эти произошли явно не к лучшему. Вид четырех разнокалиберных стиральных агрегатов, пары неопрятных плит и подозрительной с точки зрения противопожарной безопасности допотопной газовой колонки способен оскорбить даже и не царственный взгляд. На тягостные ранный сантехник побожился в назначенный день с утра в рот не брать и абсолютно безвозмездно заменить драгоценные реликтовые радиаторы на современные. Сделка сорвалась в самый последний момент, и художнику Думченко до сих пор обидно, что он не знает, какой именно умник нашептал труженику гаечного ключа и вантуза, что в бытность Григория Ефимовича квартира отапливалась печью, а вожделенные батареи появились тут значительно позднее и к старцу никакого отношения не имели. Впрочем, если сказать по совести, то и с барышом проданный кухонный шкафчик особой исторической ценности тоже не представлял. Просто Думченко, будучи по натуре человеком изворотливым, слегка облагородил типично советскую сушилку для посуды: прибил к ней пару кусков багета, немного состарил дерево. Но ведь главное-то не это. Главное - символ, сувенир. Так что никакой вины перед покупателем Александр Сергеевич за собой не чувствует.

"Хорошие соседи, тихие"
На плите томится какое-то странное варево. Из угловой комнаты, бывшей спальни распутинских дочерей, появляется Толя, подливает в сковородку бурой жидкости и спешит удалиться. "Ничего я говорить не буду. Вы потом напишете, что я на рынке торгую, а я на самом деле в фирме работаю". Толя, равно как и его сосед Гера, категорически не желает общаться с прессой.

Уроженцы одной из республик Закавказья, они сняли этот угол через риелторскую фирму. А когда, уже, так сказать, постфактум, узнали о его историческом значении, огорчились до невозможности: чужое скандальное прошлое поставило Толю и Геру перед необходимостью общения не только с бесконечными проверками регистрации, но еще и толпами докучливых сумасшедших, живо интересующихся пикантными подробностями их проживания бок о бок с духом "святого черта".

Еще до Геры с Толей в девичьей спальне квартировала простая российская семья: мама Марина и два ее отпрыска - Игорек и Славка. Нормальная такая безотцовщина, шпана, до поры до времени не доставлявшая соседям никаких особенных хлопот - разве что музыка у них постоянно грохотала.

То есть с музыки, конечно, все только начиналось. А дошло в конце концов до форменного беспредела. Сначала из установленного на кухне неохраняемого холодильника семейства Думченко стали исчезать продукты. Потом - уже прямо из комнаты - всевозможное мелкое, но дорогое, как память, имущество. А закончилось все исчезновением тысячи долларов, отложенной дальновидным Думченко на черный день. Поначалу живописец грешил на домовых, поминал недобрым словом черта из-под раковины. Но потом - в минуту просветления - рассудил, что инвалюта рогатому вроде как без надобности и накатал заявление куда следует. Преступление раскрылось на удивление быстро. Старший, Славка, валил все на младшего, Игоря. Говорил, будто это он все придумал, ключ к комнате подобрал, а потом и его подбил на злодеяние. Надеялся, глупый, что брату по малолетке - Игорьку тогда едва 14 исполнилось - много не дадут, а ему, как чистосердечно покаявшемуся соучастнику, тоже скидка выйдет. Но не прошло. Припомнили братишкам прежние приводы по хулиганке и присудили по полной. С тех пор о них ни слуху ни духу. А мама Марина сама умерла - довели детки...

"Мы тут одни остались "долгожители". Остальные здесь совсем недавно, постоянно жильцы меняются. Истории не любят, с такими, как ты, общаться не хотят", - поделился со мной художник Думченко. Словно в подтверждение этих слов из туалета выскользнула какая-то тень, молниеносно скрывшаяся за дверью бывшей спальни самого Григория Ефимовича.

"Аня. С мамой Ириной живет. Года три уже, наверное. Хорошие соседи, тихие..."

"Божьи места" на теле женщины
"Будучи у него, я неожиданно оказался свидетелем очень тягостной сцены. Придя к Распутину по обыкновению рано утром пить чай... я увидел его за ширмой, которая отделяла его кровать от остальной комнаты. Он отчаянно бил одетую в фантастический костюм - белое платье, увешанное ленточками, - г-жу Лохтину, которая, хватая его за член, кричала ему: "Ты Бог!"... Я бросился к нему... "Что ты делаешь! Ты бьешь женщину!" Распутин мне ответил: "Она пристает, стерва, грешить требует". А Лохтина, скрывшись за ширмами, кричала: "Я овца, а ты - Христос!"... Только впоследствии я узнал, что это г-жа Лохтина, вдова путейского инженера, действительного статского советника, поклонница Распутина, имевшая с ним роман... Она подавала мне настолько остроумные, свидетельствовавшие о ее большом уме и светскости, реплики, что я был очень удивлен увиденным..."

Именно такие показания дал Чрезвычайной следственной комиссии, разбиравшейся в обстоятельствах гибели Распутина, близкий друг старца и по совместительству издатель его сочинений Алексей Филиппов. В 1917 году дело быстро свернули, а виновных в убийстве, несмотря на то, что они были известны всему Петербургу, предпочли не найти. Зато спустя 82 года после этого во Франции нашли член, будто бы принадлежавший Григорию Ефимовичу и ампутированный сразу после убийства. Подлинность неплохо сохранившегося репродуктивного органа, обнаруженного некими парижскими домовладельцами в завалявшейся в укромном уголке заветной шкатулке, подтверждалась тем, что вместе с ним было найдено письмо старца, адресованное Акилине Лаптинской, бежавшей за границу сразу после гибели своего кумира.

Вскоре обе реликвии поспешил приобрести питерец Игорь Князькин. Он, чтобы вы знали, личность неординарная, хотя и, мягко говоря, эксцентричная. В рабочее время Игорь Владимирович служит главврачом весьма успешного коммерческого предприятия - Центра простатологии. На досуге же отдает всего себя исследованиям творчества знаменитого поэта Баркова, автора легендарного "Луки Мудищева". Два года назад, в преддверии 300-летия Петербурга, доктор Князькин даже попытался препотимная жизнь Распутина". В нем Игорь Владимирович дерзновенно утверждает, что Григорий Ефимович был не кем иным, как первым русским сексопатологом. "Распутин, - пояснил мне нестандартно мыслящий ученый, - занимался "поиском божьих мест на теле у женщины". Уверяю вас, речь в данном случае идет об эрогенных зонах. Или вот еще один его термин: "изгнание блудного беса", термин, без сомнения, "мужицкий", однако теперь он успешно заменен модным словом "психосоматика". Ну а то, что половые расстройства у женщин Распутин лечил посредством вступления с ними в половую связь, так ведь других методик тогда не было, вот и шел он своим, опытным путем". "В своей книге, - также сообщил мне доктор Князькин, - я раскрою Григория Ефимовича и еще с одной стороны - как философа. Многие его изречения современному человеку понять трудно - это своеобразные шифровки, построенные на фольклоре, цитатах из Библии. Но если как следует их осмыслить, станет понятно, что Распутин был крупным мыслителем".

Между прочим, в процессе работы над образом титана мысли, Игорь Владимирович как-то раз посетил жилище художника Думченко с намерением устроить здесь спиритический сеанс. Для вящего эффекта научный сотрудник захватил с собой склянку с 24-сантиметровым сокровищем. Дух Григория Ефимовича на это так и не клюнул. Впрочем, неудача совершенно не смутила доктора Князькина. "Распутин, - уверен он, - в любом случае является брендом, своеобразной российской торговой маркой, которая известна во всем мире".

"Прогнило все"
Черный ход распутинской квартиры полностью оправдывает свое название: на лестнице не видать ни зги. Впотьмах я едва не сталкиваюсь с двумя мужчинами, деловито обсуждающими перспективы сдачи в аренду квартиры, расположенной этажом выше. На мой вопрос, не повлияет ли на цену сдаваемого жилья то обстоятельство, что именно отсюда отправился в свой последний путь великий русский бренд "Григорий Распутин", риелторы досадливо отмахнулись: "Какой, к черту, бренд? Прогнило все, перекрытия еле держатся".

Григорий Ефимович Распутин (Новых)
Родился в 1865 году (по другим данным - в 1864, 1869 или 1872 году) в селе Покровское Тобольской губернии (ныне - Тюменская область). По ряду поздних свидетельств, обладал недюжинным лекарским и гипнотическим даром и много ездил по святым местам, входя в контакты с различными сектами, в том числе с сектой "хлыстов". В 1903 году Григорий получил рекомендацию епископа Казанского к ректору Санкт-Петербургской академии епископу Сергию (будущему патриарху) и получил доступ к духовнику царской семьи Феофану (в будущем - архиепископу и одному из злейших врагов "старца"). Именно Феофан свел его с "черногорскими княжнами" Милицей и Анастасией, в доме которых в 1905 году Распутин познакомился с царской семьей. С 1907 года он стал желанным гостем при дворе. Николай II воспринял Распутина сдержанно, однако его супруга Александра Федоровна всей душой уверовала в сверхъестественные способности старца, своей молитвой не раз останавливавшего кровотечения царевича Алексея, страдавшего наследственной гемофилией - заболеванием, перед которым медицина бессильна до сих пор. Распутин обращался к царю и царице на "ты", в своих полуграмотных записках и телеграммах именуя их "Папой" и "Мамой".

Старец активно отговаривал Николая от вступления в Первую мировую войну, а когда это все-таки произошло, стал активно влиять на распределение высших государственных должностей и действия войск на фронтах.

Григория не любили все трезво мыслящие люди из окружения царя - от Столыпина до сестры императрицы, великой княгини Елизаветы Федоровны. 17 декабря 1916 года Распутин был убит Феликсом Юсуповым, великим князем Дмитрием Павловичем и депутатом-черносотенцем Владимиром Пуришкевичем. Ни яд, ни пули старца не взяли - он умер (захлебнулся) только после того, как его истерзанное тело было сброшено под лед Малой Невки. Император выслал убийц со словами "никому не позволено заниматься убийством", однако их судебного преследования не допустил. Царская чета скромно похоронила Григория в Царском Селе. В 1917 году по приказу Временного правительства его тело было выброшено из могилы, сожжено, а пепел развеян по ветру.

24 февраля 1991 года на соборе малочисленной катакомбной Православной Церкви Распутин был канонизирован.

Впрочем, Русская Православная Церковь, в том числе и Зарубежная, всегда отрицательно относилась к личности Распутина, считая его одним из виновников крушения страны, династии, Церкви и народа. Еще в начале 20-х годов Патриарх Тихон и митрополит Антоний Храповицкий (основатель Русской Православной Церкви Заграницей) упоминали Распутина не иначе как "хлыста". Даже покойный митрополит Санкт-Петербургский Иоанн, ратовавший за канонизацию Ивана Грозного, к Распутину относился с осторожностью. Впрочем, секретарь митрополита и издатель газеты "Русь Православная" Константин Душенов с конца 90-х годов поддержал дискуссию о "старце". Сейчас главным апологетом Распутина является борец с евреями и масонами писатель Олег Платонов, автор книги "Жизнь за царя". Не препятствует почитанию "старца" и епископ Владивостокский и Приморский Вениамин. Впрочем, "тайное поклонение" Распутину корреспонденту ГАЗЕТЫ приходилось наблюдать и в некоторых московских храмах, в алтарях которых, несмотря на синодальный запрет, имеются иконы старца. Как правило, почитатели Распутина одновременно являются яростными противниками ИНН, штрих-кодов и прочих "символов Антихриста".



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме