Мы почувствовали, насколько горьки плоды разделения

Новости Москвы 
0
203
Время на чтение 6 минут
Митрополит Неофита (Димитров). Он родился 15 октября 1945 г. в Софии. Закончил Духовную академию "Св. Климент Охридский" и аспирантуру в Московской духовной академии. В 1975 г. был пострижен в монахи Патриархом Болгарским Максимом и принял имя Неофит. Преподавал литургику и церковную музыку, был ректором Духовной академии и первым деканом восстановленного Богословского факультета Софийского университета. В 1985 г. он был хиротонисан в епископский сан, а с 1994 г. возглавил Русенскую митрополию. Недавно митрополит Неофит издал компакт-диск с церковными песнопениями.

- Ваше Высокопреосвященство, Вы были с Патриархом Максимом в Москве, где ему была вручена премия Международного фонда единства православных народов". Уже ясно, какова будет судьба этой награды?

- Его Святейшество Патриарх Болгарский Максим уже не раз заявлял, что это не его личная награда. Она присуждается Болгарской Православной Церкви как признание ее активной и полезной деятельности, направленной к единству святого Православия и православных народов. Это не единство одного блока, воюющего против другого, или единство, угрожающее иному сообществу. Наоборот - это единство святого Православия, истинной веры. Награда в размере в двадцать тысяч долларов, по предложению Его Святейшества и решению Священного Синода, будет направлена на начало реставрации юго-восточного крыла Троянского монастыря, которое остро нуждается в срочном ремонте (точнее, в восстановлении из руин). Министерство финансов уже выразило готовность помочь в строительстве так называемого игуменского крыла с использованием средств от некоторых проектов.

- Как Вы охарактеризуете отношения между Болгарской и Русской Православными Церквами сегодня? Некоторые люди все еще видят в них следы болгаро-советской дружбы...

- Отношения между Болгарской и Русской Православными Церквами всегда основывались на взаимном уважении и соработничестве в служении святому Православию. Нет необходимости связывать эти отношения со светскими государствами, потому что и во времена царской России наши Церкви поддерживали отличные отношения. Если обратиться к истории, Болгарская Церковь благотворно влияла на церковную жизнь в России, а позже, когда Болгария страдала в рабстве, Русская Церковь щедро помогала Болгарской. И участвовала в церковной жизни Болгарии многими полезными делами. И, отмечая участие Русской Православной Церкви в призывах об освобождении многострадальной Болгарии, мы можем лишь благодарить и стараться поддерживать в настоящее время эти контакты, это отношение, не примешивая политические соображения и не поддаваясь всевозможным смущениям. Общение между Православными Церквами строится на базе единой веры, единого крещения, единого богослужения, единого богословия. И на основе общего стремления к духовному совершенству.

- На встрече двух Патриархов была затронута очень болезненная тема - о судьбе болгарских медиков в Ливии. Как будут развиваться события, что можно ожидать?

- Вопрос о помощи в благополучном разрешении процесса против болгарских медиков в Ливии обсуждался дважды в разговорах Его Святейшества с высокопоставленными представителями Русской Церкви и лично с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Он уже обращался с призывом о справедливом ведении процесса в Ливии, но и сейчас, в новой обстановке, Патриарх и митрополиты обещали содействовать спасению наших соотечественников. Каким образом русские духовники будут добиваться этого, будет обсуждаться в их среде...

- Не пора ли уже забыть то, что случилось в годы раскола?

- Исторический факт трудно забыть. А для нашей Болгарской Православной Церкви это был исторический факт, и, при этом, позорный. Вспоминая его, мы должны делать все возможное, чтобы не допустить в будущем повторения, а значит, и чтобы подобных условий для него не возникало. Ибо все мы почувствовали, насколько горьки плоды разделения. И сейчас есть духовники, которые не могут превозмочь свою гордость из опасения, что будут унижены, приняв решение покаяться и вернуться туда, на что возводили обвинения и хулы. Но святоотческая мудрость ясна - кто разделяет Церковь, тот разрывает Христову одежду. Даже римские солдаты не осмелились разделить между собой Христов хитон после распятия и оставили его целым. Это стало одним из символов церковного единства. Еще один урок этого разделения - о недопущении участия государственных органов в конфликте. Нельзя было принимать политической помощи в разделении, это было недомыслием, увлечением и неправильным пониманием декоммунизации. Болгарскую Православную Церковь, как священную институцию, необходимо всеми силами сохранять единой, ибо именно она сохраняет единым наш народ. Правительства и партии приходят и уходят, а вера остается неизменной. И голос Церкви - это голос Господний.

- Некоторые говорят, что относительно малое число молодых людей заходят в храм, и что Церковь нужно модернизировать?

- Модернизация Церкви - дело очень деликатное. Необходимо четко выяснить направления этой модернизации. Установить аудиоаппаратуру в храме? Поставить электрические колокола? Обзавестись компьютерами? Хорошо. Но превратить храм в концертный зал или в политическую трибуну? Уложить богослужебное таинство в несколько коротких молитвословий, лишенных красоты и богатства святоотческой мудрости, мы не можем. Хотя и не массово, но все же молодые люди находят путь в храм, читают богословскую литературу, знакомятся с христианскими ценностями, чувствуют надежную опору в жизни, осознают роль Церкви и благодатное воздействие святых таинств. Молодым естественно быть более буйными и нетерпеливыми в своих увлечениях. Очень важна здесь роль приходского священника, встречи и разговоры на темы богословия и нравственности, привлечение молодых людей к социальной деятельности прихода.

- Уже более десяти лет Вы возглавляете Русенскую митрополию. Тяжела архиерейская митра, если можно так выразиться?

- Народ говорит: тяжела царская корона. Это в полной мере применимо и к митре владыки, которая несет на себе образ тернового венца Христа.

- Светские власти Вас понимают?

- Я удовлетворен нашими отношениями с гражданскими руководителями, как в центре епархии, городе Русе, так и в городах Тутракан, Разград, Попово. Мы сотрудничаем, и по мере своих возможностей власти всегда помогали Церкви вниманием и пониманием. Как пример, могу отметить большой храм свт. Николая, который был отреставрирован и с внешней, и с внутренней стороны, озвучен и теплофицирован с огромной помощью мэра города, его сотрудников, состоятельных людей, дарителей и спонсоров.

- Вы долгие годы работали со студентами. Наверняка Вы следите за тем, как происходит профессиональная и жизненная реализация воспитанников богословского факультета. Насколько для них привлекателен труд священника - достаточна ли оплата труда, велико ли уважение народа?

- Выбор служения - дело личное. Если молодой человек видит в нем только оплату, трудности, условности и неясное будущее, он не примет такого решения. Но если он внимает призыву Господа Иисуса Христа: "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мт. 16:24) и с верой начнет этот путь, он станет хорошим священнослужителем. Без самоотречения нельзя перенести трудности и страдания по пути исполнения своего долга в Церкви. Верно, что лишь немногие воспитанники наших богословских школ принимают духовный сан. Но мы верим, что для этого решения очень важно призвание, поэтому лучше, чтобы священниками становились достойные люди, а не наемники. Жизнь священника благодатна, он священнодействует, обладает духовной силой и властью. Он говорит с людьми, и они верят, что он указывает им правильный путь в жизни, видят в нем мудрого наставника. Особенно в исповеди христианин должен в полной мере доверять своему священнослужителю, чтобы раскрыть свое сердце ему и через него - Богу, получить душевное облегчение и прощение за допущенные прегрешения.

- Лет десять тому назад к богословскому образованию были допущены женщины. Как складывается их судьба после окончания обучения?

- После начала демократических перемен мы наблюдаем большой интерес к богословию. Абитуриентов набирается достаточно; открываются и другие богословские факультеты - в городах Велико Тырново, Шумен, Кырджали. Женщины находят свое место в Церкви, потому что есть много областей, в которых они могут быть полезными и проявить себя. Они специализируются: преподают религию в школах, ведут телевизионные и радиопередачи, занимаются журналистикой. Они становятся супругами будущих священников и способствуют их деятельности. Таким образом, в семье достигается единомыслие, я бы сказал, богословское единомыслие, что очень полезно. При каждом приходе можно поддерживать молодежную секцию, и работу с женщинами возложить на супругу пресвитера, если она, конечно, обладает подготовкой и желанием для такой деятельности, которая может приносить хорошие плоды.

- Вы выпустили компакт-диск с Вашими песнями "Жизнь и песнопение". Как родилась идея этого альбома? Насколько я знаю, это первое музыкальное произведение нашего владыки.

- Еще в детстве меня и моего брата родители водили на православные богослужения. Наша мать была исключительно верующим и в большой степени музыкальным человеком. Она с любовью участвовала в церковных хорах при столичных храмах. И дома она старалась внушить привязанность к церковному пению, нам, детям, оно было приятным занятием, и мы его полюбили. И вот, можно сказать, что мы посвятили свою жизнь службе Богу, а большая часть богослужения в храме - песнопение. Мои близкие и знакомые, ценители церковной музыки, поощрили меня составить на память несколько песнопений так, как они слушали их в моем исполнении. Это желание подкрепили издатели диска - журнал "Болгарское дипломатическое обозрение". Благодарю Бога за то, что он мне дал силы осуществить эту нелегкую и ответственную работу. А насколько мне удалось приблизиться к искусству - пусть скажут слушатели. В работе меня вдохновляла отмеченная в прошлом году девяностая годовщина со дня рождения Его Святейшества Патриарха Болгарского Максима. Диск был посвящен этой замечательной дате, с большим почтением к патриаршему достоинству Его Святейшества и с признательностью ему самому, как предстоятелю Болгарской Церкви и моему духовному отцу.

- В завершение беседы - наш традиционный вопрос. Как по-вашему, в каком благословении нуждается современный человек? Чего мы желаем ему? Что нужнее всего?

- Вера, ум и разум, здоровье, мир и благоденствие.

С митрополитом Неофитом беседовала Антонина Мечкова, г. Новинар

РелигияБГ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Неофит (Димитров)
Все статьи Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Неофит (Димитров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 13:16