Город пророков и дервишей

На месте убийства Авеля гуляют влюбленные парочки

0
173
Время на чтение 6 минут
Визит в Россию президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада как-то оживил интерес к этой стране в нашем озабоченном собственными проблемами обществе. По телевидению мы увидели молодого, интеллигентного политика (по профессии сирийский лидер - врач-офтальмолог), чьей образ явно не вписывается в мрачную картину державы "оси зла", "оплота терроризма на Ближнем Востоке". Впрочем, те из наших соотечественников, кто не склонен верить подобным "страшилкам", давно уже открыли для себя Сирию как страну совершенно уникальных возможностей для путешественника. Автору этих строк в декабре прошлого года также довелось прикоснуться к истокам средиземноморской цивилизации в группе искусствоведов и культурологов, профессионально интересующихся Востоком.

По-видимому, Сирийской Арабской Республике трудно выдержать экзамен на соответствие европейским стандартам демократии. Буквально по всей стране можно встретить парные портреты отца и сына - прежнего президента Хафеза Асада и нынешнего Башара Асада. Для Запада подобное наследственное президентство выглядит подозрительно. Но не следует забывать, что на Востоке такая преемственность власти воспринимается как подтверждение стабильности.

Впрочем, не за демократией же мы в Сирию приехали. Для путешественника гораздо важнее другой климат - психологический. И надо сказать, что атмосфера доброжелательности в стране разлита буквально повсюду. В государстве, находящемся в зоне контакта и исторического противоборства цивилизаций и религий, сегодня нет межконфессионального недоверия, а уж тем более - нетерпимости.

Главный город Сирии Дамаск по праву может считаться самой древней из существующих сегодня столиц. Историк XIII века Якут Аль-Хумави считал, что после изгнания из рая Адам и Ева поселились в районе Дамаска; другой мусульманский автор Ибн Асакир писал, что первые стены, построенные на земле после потопа, - это стены Дамаска. По археологическим данным, культурному слою под городом насчитывается 6-7 тыс. лет. Конечно, многие города мира имели неолитических "предшественников". Но достойно внимания, что само название "Дамаск" (по-арабски "димашк") в практически неизменной форме существует со II тысячелетия до н.э. Легенда производит слово "димашк" от арамейского "демшак", что означает "кровь брата". По преданию, на горе Касьюн (Кассиун), одном из отрогов Антиливана, совершилось первое в человеческой истории убийство: Каин пролил кровь брата своего Авеля.

Сегодня на горе Касьюн - обзорная площадка, место романтических встреч для влюбленных парочек. Отсюда, сидя на застекленной веранде ресторанчика в декабрьские сумерки, хорошо наблюдать, как внизу постепенно проявляется, проступая сквозь зимний туман вереницами огней своих улиц, великий город.

Сердце его духовной жизни - мечеть Омейядов. Чтобы туда попасть, нужно пройти сквозь "сук" - крытую улицу-рынок, длинный сумеречный туннель, по обеим сторонам которого располагаются лавки и магазинчики. "Сук" завершается великолепной античной колоннадой. Это - западные пропилеи храма Юпитера Дамасского, главного сакрального центра римского города.

Входя в ворота комплекса мечети Омейядов, необходимо отдавать себе отчет в том, что ты попадаешь на территорию, где человек взывает к Богу в течение тысячелетий. Римляне воздвигли свой имперский храм не на пустом месте: племена арамеев, пришедшие на сирийскую землю в XII веке до н.э., построили в Дамаске святилище своего бога Хадада.

Дальнейшие судьбы этого храма (в византийское время он носил также имя св. пророка Захарии) неотделимы от судеб Византии и христианского Востока. В 635 г. арабы-мусульмане, будучи не только прекрасными воинами, но и искусными дипломатами, договорились о мирной сдаче Дамаска. Арабский историк IX века Белазури пишет, что полководец Халид ибн аль-Валид дал дамасскому епископу письменное обещание, что завоеватели не посягнут на жизни жителей города, на их имущество, дома, церкви и стены города.

Но когда две колонны последователей Пророка вступили в Дамаск, одна из них натолкнулась на ожесточенное сопротивление. Прорвавшись в город, мусульманские войска соединились в главном соборе. Позже было решено, что в наказание христианам за их вероломство половина храма будет обращена в мечеть... 20 августа 636 г. собранная императором Ираклием огромная армия была разбита в битве на реке Иеромаксе.

Арабское название этой реки Ярмук недавно в зловещем контексте появилось на страницах СМИ. Так именовал себя "джамаат", ликвидированный в Нальчике. Очевидно, смертницам мнилось, что они уподобятся женам воинов халифата, ободрявшим мужчин в знаменитой битве с православными "ромеями". Времена, когда крест господствовал над Востоком, завершались. Покидая край, Ираклий горестно воскликнул: "Прощай, о Сирия! Какая прекрасная страна достается врагу..."

В 661-750 годах Дамаск был столицей халифата Омейядов. 70 лет городской собор был местом молитв как православных, так и мусульман. Но в 705 г. халиф Валид решил, что для престижа династии необходимо, чтобы храм целиком был обращен в мечеть. Взамен христиане получили некоторые из ранее конфискованных церквей, в том числе древнейшую церковь Анании.

Прежняя базилика была перестроена. По мнению ряда исследователей, она стала первым программным сооружением, отразившим мусульманское мировоззрение и сакральный космос халифатского ислама. В частности, именно мечеть Омейядов сыграла определяющую роль в утверждении канонической формы михраба (ниши, ориентированной в сторону Мекки) и минбара (проповеднической кафедры). Непосредственные следы христианского прошлого храма можно обнаружить у его восточной стены. Здесь с византийских времен сохранились колодец и купель.

Перед посетителем мечети открывается величественная картина. Огромный прямоугольный двор, обрамленный портиками, с южной стороны замкнут зданием многоколонного молитвенного зала. Выходящие во двор стены покрыты многокрасочным ковром смальтовых мозаик (для их исполнения халиф приказал, по преданию, призвать мастеров из Константинополя).

Мечеть Омейядов сохраняет основные черты планировки византийской базилики, но направляет молитвенное движение верующих не на восток, а на юг, поперек вытянутого прямоугольного помещения. В южной стене устроено несколько михрабов, а перед ними небольшой ажурный павильон. Сквозь зеленоватые стекла можно увидеть убранную в соответствии с традициями ислама гробницу, в которой находится голова Иоанна Крестителя. Мусульмане почитают его под именем пророка Яхьи.

Мусульмане-шииты со всего мира стремятся в Дамаск для того, чтобы поклониться одной из своих величайших святынь. В небольшом помещении, входящем в комплекс мечети Омейядов, хранится голова имама Хусейна - наследника Пророка Мухаммада, сына четвертого халифа Али, убитого узурпаторами власти в халифате. У гробницы Хусейна царит атмосфера непосредственного переживания трагедии: шииты продолжают оплакивать мученическую смерть имама, как будто она случилась только вчера. Женщины в черных одеяниях склоняются в рыданиях, словно бы оплакивая всю неправедность, несовершенство и несправедливость этого мира... Мусульмане верят, что, положив голову в нишу стены, к которой примыкает павильон с гробницей, можно ощутить чудесное благоухание, которое источает святыня.

У гробниц Иоанна Предтечи и имама Хусейна охватывает труднопередаваемое чувство подлинности, сакральной достоверности этих мест. Замкнутый архитектурный космос мечети создает отгороженное от внешнего мира пространство, располагающее к созерцательности и размышлению.

А на Востоке созерцание - отнюдь не привилегия дервишей. В дневные часы в мечети можно увидеть людей, которые на первый взгляд просто отдыхают, сидя на роскошных мягких коврах. Дом молитвы не подавляет их. Здесь - просто хорошо...

Христианский квартал Дамаска сегодня не имеет характера замкнутого "города в городе". Он расположен между воротами Баб Тума (здесь оказал упорное сопротивление арабам отряд под командованием Фомы, племянника императора Ираклия) и Прямой улицей. Сегодня эта улица, римская "виа ректа" или "декуманус", остается главной магистралью Старого Дамаска (ее участки получили современные названия). Именно в этом районе совершались события, описанные в 9-й главе книги "Деяния Апостолов". Здесь в доме некоего Иуды остановился прежний ярый гонитель учеников Иисуса Савл Тарсянин, ослепший после грозного откровения, явленного ему по пути в Дамаск.

Церковь Анании - непременная составляющая всех паломнических и туристических маршрутов. Фактически это крипта - подземный храм, действительно восходящий к временам античного христианства. Сегодня он принадлежит католической общине. Спустившись в небольшое помещение, можно почувствовать дух гонимой веры, скрывавшейся от преследователей.

Другая значимая христианская святыня - ворота Баб Кисан. Когда иудеи задумали убить Савла-Павла, ученики "ночью, взявши его, спустили по стене в корзине". По преданию, это случилось как раз у этих ворот, носивших в римское время имя Сатурна.

Сегодня в Дамаске представлены различные христианские Церкви, действующие на территории Сирии: православная, армянская, католическая, нехалкидонская яковитская... Можно услышать, как совершается служба на греческом, арабском, арамейском и других языках - мертвых и современных... Город, впервые появляющийся в библейской истории во времена Авраама, остается живым подтверждением того, что сакральный "хронотоп" человечества еще не свернут.

Сергей Георгиевич Антоненко - историк религии

16.02.2005
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Антоненко
Отвести Смуту от Русской земли
К этому стремился первый патриарх Московский и всея Руси Иов
29.03.2007
Не убоявшийся "халдеев"...
Что побудило митрополита Филиппа бросить вызов царю
17.03.2007
Под сенью священного кедра
Овеянная легендами земля Ливана приковывает взгляд путешественников и ученых
21.02.2007
Вифлеемские ясли и конфликт цивилизаций XIX века
Проиграть в Севастополе - победить на Святой Земле
22.12.2006
Гибель Богов
Император Диоклетиан преследовал христиан ради блага государства
31.12.2004
Все статьи Сергей Антоненко
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 21:54
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35