Военный православный храм

0
229
Время на чтение 3 минуты
Военный православный храм - специальное здание для отправления публичного и частного (требы) богослужения в полках, на кораблях, гарнизонах, крепостях, военно-учебных заведениях и других воинских заведениях и учреждениях.

Вся жизнь русского воина от рождения (крещения) до смерти (отпевания) была тесно связана с православным храмом. После крещения здесь ребенок воспитывался христианином, человеком и гражданином, здесь учился грамоте, пению, здесь он постигал мир. Солдаты гарнизона приносили в церквах присягу, исповедовались, венчались, отмечали храмовые, полковые, общевоинские и государственные праздники. В военных храмах проходили богослужения перед отправкой в походы, здесь же служились благодарственные молебны за одержанные русским оружием победы. И, наконец, в последний путь солдат, офицеров и генералов отправляли также из храмов.

Православные храмы являлись центрами духовной культуры, они нередко выполняли светские функции: с амвона оглашались правительственные манифесты и указы, объявлялось о важнейших внутри- и внешнеполитических событиях. Храм часто являлся местом хранения важнейших документов, грамот и договоров, хранилищем казны, эталонов меры и веса. Военные церкви были не только местом совершения богослужений, но и своего рода военными музеями, хранившими бесценные церковные и военно-исторические реликвии.

К числу первых военных храмов можно отнести: церковь Спаса Нерукотворного Образа, устроенной в Спасской башне Казанского кремля по повелению царя Иоанна Васильевича; собор Святителя Николая Чудотворца в Киеве, построенный гетманом Мазепой в 1690 1695 гг.; церковь Пресвятой Троицы в Полтаве, 33-го пехотного Елецкого полка; церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Николаевской Измайловской военной богадельни (Измайлово); церковь преподобного Иосафа, царевича индийского и мученицы царицы Александры, Николаевской Измайловской военной богадельни (Измайлово); церковь святого благоверного князя Александра Невского, 91-го пехотного Двинского полка и другие. В короткое правление императора Павла I в Петербурге были построены церкви в Морском кадетском и Пажеском корпусах, построен новый каменный собор Преподобного Сергия Радонежского всей артиллерии. В период царствования Атександра I построены: церковь святого великомученика Георгия Победоносца в здании Главного штаба; церкви лейб-гвардии Павловского, Финляндского полков. При императоре Николае I построены храмы: лейб-гвардии Гренадерского, Семеновского, Измайловского, Конного, Егерских полков, казачьих частей. Николаевского военного госпиталя, после пожара 8 августа 1825 г. вновь построен по проекту архитектора В.П. Стасова собор Преображения Господня всей гвардии и другие. Эти и другие воинские храмы были не только местом для отправления публичного и частного богослужения, но являлись также памятниками истории и выдающимися произведениями архитектуры. В числе их авторов были известные мастера русского зодчества: архитекторы М.Г. Земцов, Ф.И. Демерцов. В.П. Стасов, К.А. Тон, М.Е. Месмахер, Л.Н. Бенуа, В.А. Покровский и другие. Многие из этих храмов стали своего рода хрестоматийными образцами.

Из-за отсутствия единства между членами Святейшего Синода относительно постоянных армейских церквей дело было представлено на высочайшее благоусмотрение. Николай I своей резолюцией на поданных ему документах, официально узаконил разделение храмов. 26 сентября 1826 г. последовал указ Святейшего Синода, в котором была объявлена воля императора. А далее в этом указе следовал довольно обширный перечень храмов, которые надлежало передать армии и флоту.

Военные храмы в зависимости от их значимости разделялись на три типа: соборы, церкви и часовни. Два последних типа, церкви и часовни, могли занимать как самостоятельную постройку, так и быть включенными в какое-либо здание, например, здание полковой казармы, штаба или даже манежа. В свою очередь, соборы, церкви и часовни в зависимости от их местонахождения и принадлежности к определенным войсковым частям подразделялись на несколько видов. Так, например, существовало четыре вида военных соборов: гвардейский, полковой, крепостной и морской.

Несравненно большее количество видов имели церкви, которые следует разделить на две большие группы: постоянные и походные. К первой из них следует отнести полковые, гарнизонные, лагерные, крепостные, а также церкви на военных кладбищах, в военно-учебных заведениях, тюрьмах и госпиталях. Ко второй группе - походные церкви, принадлежавшие сухопутным военным формированиям (сухопутные) и устроенные на военных судах (судовые). Практически все полки и корабли первого ранга имели походные церкви. Воинские часовни располагались как при крупных военных храмах, так и были самостоятельными часовнями при полках или часовнями при госпиталях и воинских захоронениях. На 9 января 1891 г. в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства числилось соборов и церквей военно-сухопутного ведомства: соборов-5; крепостных и госпитальных церквей-21; тюремных-8; бригадных-9; разных-19; полковых-183. В Кавказском военном округе - соборов-2; крепостных-6; местных военных церквей-6; полковых- 37; батальонных-20; разных-17. В морском ведомстве: соборов-4; госпитальных-3; разных-23.

В 1990-е гг. Церковь вновь начала активно окормлять военнослужащих. В 1995 г. в рамках Синода для этих целей был создан специальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Российской Федерации.

Доктор педагогических наук В.М. Котков

11.02.2005
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии