Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Резолюция 2-го Съезда представителей печатных и электронных изданий, освещающих вопросы истории, идеологии и современного наследия Русского Белого движения

ИА "Белые воины"

08.02.2005

После I съезда представителей "белых изданий" прошло больше года. За это время произошло немало перемен в общественном осмыслении Белого движения, что позволяет говорить о несомненной актуальности изучения антибольшевицкого сопротивления в России. Появились новые печатные и электронные издания, отражающие проблемы Белого дела, публикуются новые источники, растет число посетителей белых Интернет-сайтов, расширяется круг обсуждаемых вопросов. Несомненно и то, что со стороны российских властных структур наметился позитивный поворот в отношении к противникам основателей советской государственности. Важными событиями стали открытие первого в России и в Зарубежье памятника белому генералу С.Л. Маркову в г. Сальске Ростовской области, памятных знаков в честь генерала М.В. Алексеева в Смоленске и Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака в Омске.

Наконец, нельзя не отметить двух событий, произошедших в течение ноября 2004 г - открытие памятника Верховному Правителю России адмиралу А.В. Колчаку в Иркутске и отмена позорной даты российской истории - "праздника" 7 ноября. Открытие памятника стало крупной вехой в эволюции общественных представлений о российском Белом движении.

Показательна в этом отношении позиция Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй благословил установку памятного знака адмиралу Колчаку в Омске и деятельность Информационного агентства "Белые Воины" (в том числе и издание в Содружестве "Посев" серии "Белые воины").

Значительно прояснилась и позиция Московской Патриархии в отношении тех иерархов и чад Православной Церкви, которые из-за гонений безбожной власти оказались на чужбине. Не может не радовать факт начала позитивных переговоров Патриарха Алексия II и Предстоятеля Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Лавра, принесение покаяния за политику плененной Церкви в отношении Русского Зарубежья. Принято решение о сохранении дома в Екатеринодаре (Краснодаре), в котором погиб генерал Л.Г. Корнилов, и создании в нем музея - в чем немалая заслуга и ряда "белых" российских изданий.

Эти события, безусловно, вселяют надежду на духовное возрождение Белой России. Действия, направленные на увековечение памяти Белого движения, следует поддерживать. Но необходимо задуматься и о том, не идут ли современные политики на поводу конъюнктуры? Поддержали бы Белые воины ту Россию, которая создается сейчас? Ведет ли свое начало современная Россия от 1917-го, от 1991-го года? Или она опирается на тысячелетние традиции, идущие от Рюрика и Михаила Романова?

Нередко в результате неверно понятой идеи "национального примирения" проводятся попытки "примирить" тех, кто уже не может им возразить, "примирить" добро и зло, основываясь на мифе о "равной вине" обеих сторон в гражданской войне. Это приводит к таким нелепым ситуациям, как открытие памятника Колчаку под музыку советского гимна.

Жертвенный, патриотический подвиг русского Белого движения нередко начинает использоваться лишь для решения вопросов политической конъюнктуры, или в качестве "инструмента" для "подъема рейтинга" отдельных чиновников, партий, движений. Выстраданное в годы "красного террора", рожденное в огне и крови Русской Смуты начала ХХ века наследие Белого движения должно стать основой для серьезной программы возрождения Российской Национальной Государственности. Государственности с подлинной исторической преемственностью, исключающей какое-либо прославление тех, кто начал войну против собственного народа. К сожалению, оправдание коммунистических утопий проявляется и в изучении истории Отечества. И это не может не беспокоить.

Есть и другая тенденция. Вместо осмысления богатейшего опыта антибольшевицкого сопротивления, его несомненных успехов и его трагических ошибок, происходит представление Белого дела как галереи многочисленных "страдающих интеллигентов" "плачущих о погибшей России", бессмысленно рассуждающих о "народной неблагодарности", безвольных, и, по сути, обреченных. Эмоционально-психологический подход закрывает суть идеологии Белого дела, его развернутую, созидательную программу. Идеализация борцов с большевизмом нередко выходит за пределы разумного. Сейчас, как никогда ранее, необходима историческая Правда. Только на этой основе можно строить будущую Россию.

Можно отметить и другие проявления псевдоисторического подхода к изучению Белого дела. Часто встречается надуманное противопоставление одних участников антибольшевицкого сопротивления другим. Одни генералы и политики представляются как однозначно "хорошие", другие, по определению, "плохие". Причинами подобных оценок становятся не только личные симпатии и антипатии авторов, но и некритическое восприятие источников, стремление подогнать под некую абстрактную схему сложные, многогранные отношения внутри белого лагеря. Один из наиболее популярных критериев разделения на "хороших" и "плохих" - отношение к монархии, династии Романовых. При этом не учитывается тот факт, что основы Белого дела складывались в условиях распада национальной государственности, поражения в Великой войне, тяжелого экономического кризиса, непримиримых социальных конфликтов. И в те годы восстановление элементарных основ государственного правопорядка имело более важное значение, чем будущая форма государственного устройства. Повторение ошибок Русского Зарубежья, разделенного по надуманным партийным признакам, опасно для современного Белого движения распылением и окончательным рассеянием. Как никогда актуальными должны стать слова генерала Деникина: "Будьте вы правыми, будьте вы левыми, но любите Россию".

Очевидно, что основным критерием оценки нашими современниками-единомышленниками деятелей прошлого и настоящего должны служить верность идеалам Белого дела и Российской Государственности или их предательство, сотрудничество с внутренними врагами России.

Достаточно распространенной, к сожалению, остается версия о масонском, антироссийском характере Белого движения. Верность союзническим обязательствам в борьбе против общего врага - государств Четверного Союза и их агентов в России, оценивается как "антирусскость", "прозападность". Стремление лидеров Белого движения не принимать принципиально важных политических и экономических решений до созыва "Национального Собрания" и "освобождения Москвы от большевизма", объясняется как "политическая бесцветность", "отсутствие" позитивной программы. Меры подавления по отношению к представителям незаконной власти, наказания за преступления, борьба с бандитизмом, выдаются за "братоубийственный белый террор".

Недопустимо разделение военного и гражданского элементов в Белом движении. Слепое следование легенде о "героическом фронте" и "гнилом тыле", делает несправедливо забытыми подвиги подпольщиков, подвижническую деятельность министров белых правительств, самоотверженность местных властей. Наконец, нельзя забывать огромного философского наследия мыслителей Белого дела, подлинных патриотов нашего Отечества.

Белое дело нуждается не в оправдании, не в надуманной "реабилитации", а в понимании, осмыслении. Важно учитывать его ошибки. Но делать это не с целью показа "исторической обреченности", а для того, чтобы избежать их повторений. Нет, и не может быть "согласия" между палачами и их жертвами, нет, и не может быть "примирения" с коммунистическим экстримизмом и террором.

Гражданственность, патриотизм, жертвенность - вот те положительные примеры духовного наследия Белого дела, которые необходимо преподать российской молодежи. Но решение всех вышеперечисленных проблем требует длительной, кропотливой работы. Существует огромное количество источников по истории Белого движения, которые до сих пор известны только узкому кругу специалистов. Важно, поэтому, не только опубликовать их, но и сделать понятными и близкими сотням тысяч наших соотечественников. Это сейчас - одна из важнейших задач в восстановлении исторической преемственности России нынешней от России прошлой, - Белой России.

Как известно, немалый вред единству антибольшевицкого фронта наносили личные амбиции, честолюбие, некритическое отношение к собственным идеям и действиям. Нельзя повторять прошлое. Доверие, терпимость, стремление к согласию и совместному поиску истины должны стать нормой поведения участников формирующегося союза единомышленников, изучающих и пропагандирующих наследие Белого движения в различных формах. Необходимо формирование единого мнения внутри самого современного Белого движения по самым разным вопросам, относящимся к дальнейшим совместным действиям. Белое Дело продолжается, оно не относится к фактам, однозначно ушедшим в область интересов историков. Те, кто считают себя сегодня его наследниками, не могут замыкаться в закрытом "ордене". Возрождение Белой России - может и должно стать делом всего российского народа. Белая печать должна расти. Нужно, чтобы наши идеи могли дойти до каждого истинного патриота и гражданина. Объединение "белых изданий" не может не иметь политического характера - но это борьба не за власть, не за политические "дивиденды". Это борьба за Истину.

Во имя возрождения исторической Правды, для усиления роли наследия Белого дела в современной и будущей России, участники съезда принимают следующие решения:

- Продолжить работу по изучению и распространению духовного и политического наследия Белого движения, для чего обратить внимание на поиск и публикацию новых исторических источников.

- Разработать проект создания союза "Белое Дело" - организации, объединяющей сторонников возрождения наследия Белого движения, с последующим ее утверждением на очередном съезде.

- Разработать концепцию создания "кольца" электронных сайтов, продумать технические возможности для осуществления "отбора" и распространения объективной, научной информации о Белом движении.

- Продумать реализацию изданий - участников съезда, используя возможности Содружества "Посев" и других заинтересованных издательств.

- Признать целесообразной практику одновременного проведения съезда белых изданий совместно с научной конференцией по истории Белого дела. Результаты работы съезда и конференции публиковать отдельными сборниками.

Подписали:
"Белая армия. Белое дело" - Дмитриев Н.И., Кручинин А.М.;
"Белая Волна" - Ходкевич Л.Е.;
"Белая Гвардия" - Цветков В.Ж.;
"Белая Россия" - Гольянов В.А.;
"Белая Сибирь" - Звягин С.П.;
"Белые Воины" - Гагкуев Р.Г.;
"Вестник РОВС", "Информационный Центр РОВС" - Иванов И.Б., Марыняк А.В., Чичерюкин-Мейнгард В.Г.;
"Витязь", "Разведчик.ру - сайт Корпуса Разведчиков" - Ворончихин С.А.;
"Встречи" - Славинский М.В.;
"Доброволец" - Руденко-Миних И.И.;
"Доброволецъ" - Кузнецов Н.А.;
"Доброволецъ- ХХ век" - Пигилов Д.Ю.;
"Изюмский Изборник" - Татаров Б.;
"НетДа" - Ананьев Б.В.;
"Память Чести" - Скрипалев И.В.;
"Посев" - Пушкарев Б.С., Штамм А.Ю.;
"Преемственность и возрождение России" - Зубов А.Б.;
"Русская жизнь" - Александров К.М.;
"Русский Образ", "Национальное Возрождение России" - Горячев И.;
"Станица" - Кокунько Г.В.;
"Южный форпост" - Меснянко А.В.;
"Юнкеръ" - Терзов А.С.;
"Web-сайт Андрея Ганина" - Ганин А.В.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме