Земля и вера

Религиозно-идеологический конфликт грозит поставить израильское общество на грань гражданской войны

0
177
Время на чтение 3 минуты
В стране, где религия не только не отделена от государства, но и является одним из его основополагающих столпов, политические баталии неизбежно сопровождаются религиозно-секулярным конфликтом. Дискуссия о будущем Иудеи, Самарии и сектора Газы (то, что принято называть "оккупированными территориями") - не исключение. Вот уже более тридцати лет эта проблема делит общество на два полярных лагеря. Доводы "за" и "против" продолжения контроля над территориями находятся в области безопасности и демографии, моральных, этических, а также многих других аспектов. Но за всем этим стоит хоть и не всегда упоминаемый, но отчетливо различающийся религиозный подтекст.

Победа Израиля в Шестидневной войне 1967 года изменила не только географический и военный статус страны. Изменилось и содержание диалога внутри израильского общества. Государство-убежище, созданное на основе далеких от религии норм, базирующееся скорее на идеологии социализма, нежели Торы, получило доступ к историческим и религиозным святыням. Феноменальная военная победа, в результате которой были освобождены Иерусалим и Хеврон - два из трех священных (наряду с Цфатом) для иудаизма городов, породила в кругах религиозного сионизма то, что принято называть "мессианскими настроениями".

Религиозные сионисты назвали этот момент в жизни народа "Атхалта дэгеула" - начало Избавления (что само по себе знаменует скорый приход Мессии). Но атмосфера национального и религиозного вдохновения коснулась далеко не всех в Израиле. Для многих результаты Шестидневной войны стали не освобождением древних земель, а оккупацией, от которой нужно избавляться, и как можно скорее. Так зародился один из главных разломов в израильском обществе, который особенно болезненно проявляется в эти дни в связи с возможным уходом Израиля из сектора Газа и северной Самарии, а значит - и с ликвидацией там еврейских поселений.

Поселенческое движение в Иудее, Самарии и Газе возникло вскоре после Шестидневной войны. Мечты о возвращении к Пещере Патриархов в Хевроне, к могиле праматери Рахиль в Бейт-Лехеме превратились в реальность. Несмотря на то что тогдашнее израильское правительство видело эти земли как не более чем "козырную карту" в будущих переговорах с арабами о мирном урегулировании, оно не смогло противостоять энтузиазму и самоотверженности первых поселенцев.

Движение "Гуш Эмуним" ("Блок Верности"), оставаясь внепарламентским движением, стало активной и влиятельной силой израильской политики. Более 200 тыс. человек на сегодняшний день проживают за пределами так называемой "зеленой черты". Расположение многих поселений в густонаселенных палестинских районах, с одной стороны, и твердая идеологическая убежденность поселенцев в верности своей цели - c другой, делают тему будущего поселений не менее сложной, чем вопрос определения границ или возвращения беженцев.

За все эти годы поселенцы так и не преуспели в попытке привлечь на свою сторону общественное мнение. Для многих в Израиле поселенческое движение стало весьма обременительным идеологическим предприятием. Израильский истеблишмент, стремящийся к миру и экономическому процветанию через кардинальные уступки палестинцам, на протяжении многих лет откровенно неодобрительно относится к поселениям и религиозному сионизму.

Конфронтация между сторонниками все более активной деидеологизации общества и теми, кто отстаивает национально-религиозный путь общественного развития, обостряется всякий раз, когда вопрос о компромиссе с арабами и возможном демонтаже поселений становится актуальным. Так было в конце 70-х годов прошлого века, когда в рамках соглашения с Египтом Израиль согласился передать египтянам Синайский полуостров и демонтировать все находившееся там поселения. "Движение за прекращение отступления из Синая" создано, как это ни странно, не самими жителями, в массе своей людьми светскими, а лидерами "Гуш Эмуним". Та же картина создалась, когда в рамках израильско-сирийского диалога возникла угроза поселениям на Голанских высотах.

Сегодня, когда план премьер-министра Ариэля Шарона по уходу из сектора Газа и части Самарии близок к реализации, противостояние становится все более ощутимым. На первый взгляд сугубо политическое столкновение двух частей общества с особой остротой подчеркивает разобщенность последнего. Сторонники поселенцев готовятся к самым активным действиям для того, чтобы не допустить проведения плана в жизнь, вплоть до намеченных акций гражданского неповиновения. Их противники, в свою очередь, не скрывают удовлетворения происходящим и видят в этом важный шаг не только в дипломатическом процессе на Ближнем Востоке, но и в длящемся уже более 30 лет идеологическом противостоянии в Израиле.

Распри вокруг религиозных вопросов не однажды приводили к кровопролитию. Разрушение второго Иерусалимского Храма римлянами стало результатом междоусобной вражды внутри еврейского народа. Всего девять лет назад вследствие крайнего раскола в обществе в Израиле был убит премьер-министр. Путь от религиозно-идеологического конфликта к гражданской войне крайне короток.

2 февраля 2005 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Габриэль Вольфсон
Иерусалим в ожидании беспорядков
Религиозные организации против проведения гей-парада
08.11.2006
Молитва о мире в разгар войны
Главные проблемы - терроризм, распространение вооружений и бедность
26.12.2005
Синагога как индикатор безопасности
Израиль официально прекратил оккупацию сектора Газа
12.09.2005
Вокруг Храмовой горы
Смерть Арафата стала миной замедленного действия для Израиля
18.11.2004
Все статьи Габриэль Вольфсон
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29