Современный духовный кризис в России и нарвские события 1700 -1704 гг.

0
297
Время на чтение 4 минуты
Современный духовный кризис в России характеризуется, в том числе очень важной чертой, которую в переводе на язык медицины можно назвать амнезией, потерей памяти. Человек, очнувшись в ходе недуга или после несчастного случая, оказывается не в состоянии вспомнить свое прошлое, иногда даже собственное имя, место жительства, родственников.

Он даже может произносить свое имя, но не ассоциировать его со своей личностью.

Если говорить о сознании нации, то она тоже представляет собой некую коллективную личность и имеет свое имя: французы, англичане, японцы и т.д.

Мы свое имя как будто бы знаем, называя себя русскими, но что оно означает и подразумевает - по-настоящему вспомнить не можем. Однажды, как будто ножницами, была обрезана нить, соединяющая нацию в единое целое, нить ее исторической жизни. И было утеряно живое ощущение истории. На этой проблеме я и хотел бы остановиться.

То, что я называю здесь живым ощущением истории, предполагает, что события прошлого входят в самоидентификацию моей личности, становятся частью моей биографии. Если так, то я не могу вырвать такое событие или историческую фигуру из моего самосознания, мыслить себя самого в отрыве от них. Тогда, скажем, какое-либо оскорбительное или просто непродуманное высказывание о них задевает меня лично. Ведь если я русский, то те люди, которые Россию создавали, неразрывно со мной связаны.

Такое ощущение не сводится к исторической эрудиции как таковой. Можно например, прекрасно знать биографии русских царей, императоров, но ощущать в отношении к ним полное отчуждение, как это и было в советской историографии. Царская - это другая Россия, канувшая в лету, тот же, кто на нее смотрит и ее изучает извне, выражаясь словами Горбачева, "вышел из Октября".

Отношение к этой "другой" России за последние десятилетия конечно же претерпело изменения от откровенно враждебного до снисходительно-примирительного и даже в чем-то сочувственного. Вспомним недавние исторические передачи Парфенова на НТВ. Но всЈ равно и для Парфенова и для очень и очень многих других эта, "другая" Россия, с точки зрения душевной принадлежности, так и не стала своей. Много говорят о русской боевой славе, вспоминают А.В. Суворова и М.И. Кутузова, но внутренний мир этих личностей продолжает нашему современнику оставаться чуждым и непонятным. Достаточно сказать, что выдающиеся русские военачальники преимущественно были глубоко верующими людьми, и уже поэтому они не могут не быть чужими для современной военной молодЈжи, в массе своей не имеющей никакого представления о вере и Церкви.

Сегодня, в связи с юбилейными датами русско-японской и I мировой войн, много говорят о последнем царствовании, о сильных и, главным образом, слабых сторонах личности Николая II. Такого рода анализ, конечно, необходим. Но есть и другой вопрос: ощущаем ли мы психологически Николая II, несмотря ни на что, нашим властителем? Чувствуем ли свою внутреннюю связь с этой личностью? Наш он царь, или чей-то, - каких-то "злобных" помещиков и капиталистов, о которых до сих пор в уничижительных тонах говорят многие школьные учителя истории? Вряд ли для подавляющего большинства людей, называющих себя русскими, возможен положительный ответ: да, наш. Но коли так, то в этом важнейшем психологическом пункте обрывается историческая память, наступает амнезия. Человек начинает рассматривать как "наши", свои, лишь события и политические фигуры последних 80-ти лет. Все, что до этого - набор отвлечЈнных фактов, таинственная Россия 1913 г., лежащая вне пределов живого ощущения родины.

Царь - это "их" царь, старых русских, на потомков которых сегодня смотрят с любопытством и даже приязнью, но без чувства национального родства.

Однако давайте отдадим себе отчЈт, насколько такое положение дел, без преувеличения сказать, катастрофично. Сегодня в Европе нельзя помыслить нацию с настолько короткой памятью. Для почтенных европейских народов такие русские останутся народом с задержкой в развитии, подростком с девиантным поведением.

Психологический барьер необходимо сломать, сделать "старорежимную" Россию своей, родной Россией, вновь обрести живую национальную память.

Мы сегодня достаточно, простите, "заболтали" известную фразу, что без знания прошлого нет будущего. Пора вдуматься в ее смысл, воспринять ее всерьез, а не как идеологическую присказку, сделать все, что еще возможно, в области образования и воспитания молодых людей.

У центральных властей соответствующая политика отсутствует. Тем более восхищает то, что происходит на протяжении уже многих лет, и в особенности сегодня, в Ивангороде, месте важнейших для России событий, с усвоения смысла которых действительно может начаться излечение от национальной амнезии. Почему именно о 1700 - 1704 гг. имеет смысл здесь говорить? Нам очень трудно сегодня вжиться, вчуствоваться во времена Великого князя Александра Невского или даже царя Ивана III. Это уже глубины истории, полулегендарные события. Другое дело - начало XVIII в. Это время, начиная с которого "есть пошла русская земля" на последнем витке еЈ истории, в Петербургский период. Именно после страшного поражения под Нарвой в 1700 г. проявились качества Петра Великого как выдающегося государственного деятеля, а 1704 г. убедительно показал, что "работа над ошибками" прошла успешно. Это время, начиная с которого ещЈ хоть в чЈм-то до сего дня сохранились основанные Петром Великим институты. Но и включение в это время требует значительных усилий - не только воспроизведения внешней канвы событий, но и понимания внутреннего мира их участников.

Воины под Нарвой погибли за Веру, Царя и Отечество. Чтобы вжиться в их жизнь, напитаться еЈ энергией, стать из подростков взрослыми, нам мало просто сведений из истории Русской Церкви или самодержавия в России. Мы должны, не побоюсь этого слова, полюбить, сделать своими православную веру и русских монархов. Не то, чтобы в политическом смысле стать монархистами, это смешно сейчас звучит, или подлинно воцерковиться, не каждый сегодня способен принять этот дар. Речь идЈт о максимально возможном психологическом приближении к этим реалиям, сопереживания им, когда мы сможем хотя бы без запинки сказать "наш царь" или "наша церковь", наша вера. "Наше отечество" - фраза, произносимая сегодня легче. Но без первых двух смысл еЈ на самом деле ускользает. Вне веры и царя, отечество на протяжении русской истории не мыслилось.

Не исключено, что если психологический шлюз между прежней, рискну сказать, настоящей и сегодняшней Россией открыть, то живительный поток истории многое смоет в наших низинах. Грандиозная личность Петра Аркадьевича Столыпина, воспринятая с точки зрения внутреннего мира, затмит любую политическую фигуру советского времени, и более того, обнаружит еЈ духовное ничтожество.

Без подобной работы, если мы ещЈ надеемся на лучшее будущее, не обойтись.

Олег Евгеньевич Иванов, доктор философских наук, профессор. Проректор по научной работе Института богословия и философии (Санкт-Петербург)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28