itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Нам прибавили 75 миллиардов

0
126
Время на чтение 9 минут
После состоявшейся на днях встречи начальника Службы экономики и финансов Министерства обороны РФ Любови КУДЕЛИНОЙ с журналистами корреспондент "Красной звезды" попросил ее ответить на некоторые вопросы, оставшиеся за рамками обсуждения.

- Любовь Кондратьевна, каковы основные параметры "военной составляющей" бюджета-2005?
- Первоначально доведенные Министерству обороны Минфином объемы денежных средств на 2005 год не удовлетворяли военное ведомство. В процессе совместной работы они были скорректированы. В целом проект бюджета 2005 года по сравнению с бюджетом минувшего года более полно соответствует потребностям армии и флота. Общий прирост средств, выделяемых Министерству обороны, составил около 75 млрд. рублей, в том числе 45 млрд.- "прибавка" по Гособоронзаказу.

Более четкое разграничение между уровнями бюджетной системы ставит новые задачи перед Минобороны. Так, начиная с этого года содержание военных комиссариатов, осуществляющих учет и призыв граждан на военную службу, в полном объеме будет осуществляться за счет средств, выделенных Министерству обороны из федерального бюджета (ранее оно осуществлялось как за счет этих денег, так и за счет средств бюджетов субъектов Федерации).

Изменился и порядок финансирования подведомственных Минобороны учреждений культуры, образования и медицины. В самостоятельную статью выделены расходы на боевую подготовку (ранее они были включены в объединенную статью "Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск").

В целом Министерству обороны на 2005 год по всем разделам выделено 564,4 млрд. рублей, или 19 процентов расходов федерального бюджета. В том числе по разделу "Национальная оборона" - 463,1 млрд. рублей, "Образование" - 19,7 млрд. рублей, "Культура, кинематография, средства массовой информации" - 0,9 млрд. рублей, "Здравоохранение и спорт" - 14,2 млрд. рублей, "Социальная политика" - 66,5 млрд. рублей.

Добавлю еще, что расходы Министерства обороны в валовом внутреннем продукте составляют около 3 процентов. Причем темпы роста расходов на национальную оборону превышают темпы роста ВВП и расходов бюджета. Вместе с тем говорить о какой-то милитаризации бюджета в 2005 году оснований нет.

- Одним из показателей качественного роста оборонных расходов является изменение соотношения расходов на оснащение и содержание Вооруженных Сил в пользу расходов на оснащение. Как с этим обстоит дело?

- Соотношение расходов на оснащение Вооруженных Сил и их содержание в 2005 году в структуре расходов федерального бюджета может составить около 40:60 (для сравнения: 2004 год - 38:62, 2003 год - 37:63, 2002 год - 32:68), то есть будет практически достигнут установленный в 2000 году Советом Безопасности РФ показатель, соответствующий общемировой практике. Мы расцениваем это как определенный успех. Он свидетельствует о повышении качества функционирования Вооруженных Сил. Советом Безопасности Российской Федерации поставлен ориентир - выйти к 2010 году на соотношение 50 на 50. Полагаю, это вполне реально.

- Позволяют ли предусмотренные в бюджете средства обеспечить потребности Вооруженных Сил на необходимом уровне?

- На минимально необходимом, несмотря даже на то, что, как я уже говорила, общий уровень обеспеченности Министерства обороны ассигнованиями из федерального бюджета выше уровня 2004 года. И это только при том условии, что в нынешнем году не будет роста цен и тарифов на услуги естественных монополий сверх прогнозируемых. Если возникнет ситуация с неплановым их ростом, то снова будет ощущаться нехватка средств на приобретение горюче-смазочных материалов, на услуги транспортных организаций, на оплату потребляемых топливно-энергетических ресурсов, на выполнение Гособоронзаказа. То есть мы столкнемся с той же ситуацией, что складывалась и в прошлом году.

Остаются и другие проблемные вопросы, над которыми мы будем работать. Однако, повторяю, бюджет в части расходов Министерства обороны сбалансирован как никогда.

- Один из наиболее острых вопросов - низкий уровень денежного довольствия военнослужащих...

- Расходы на денежное довольствие военнослужащих на этот год предусмотрены в размере 86,8 млрд. рублей. Причем утвержденные суммы очень жесткие и требуют дисциплины и организованности при осуществлении планирования, строительства и развития Вооруженных Сил и реализации организационно-штатных мероприятий.

Как уже писала ваша газета, для военнослужащих, замещающих отдельные должности в центральном аппарате Министерства обороны, указом Президента России было установлено ежемесячное денежное поощрение от 2,6 до 5,5 оклада по воинской должности. А сейчас Министерством обороны подготовлены предложения по совершенствованию денежного довольствия военнослужащих войскового звена, в том числе путем установления выплаты ежемесячного денежного поощрения.

Добавлю еще, что в бюджете на 2005 год изначально не предусматривались средства на индексацию денежного довольствия в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, несмотря на то что нами на стадии подготовки закона о бюджете вносилась поправка о повышении в 2005 году денежного довольствия военнослужащим на 20 процентов. Тем не менее в соответствии с недавним поручением Президента России Минфину такая работа интенсивно ведется, и данное повышение все же должно состояться. В Минобороны сейчас просчитываются различные варианты для их последующей проработки совместно с Минфином.

- Ощутят ли эту прибавку военные пенсионеры?

- Пока этот вопрос в стадии рассмотрения.

- А что касается оплаты труда гражданского персонала?

- Ассигнования на оплату труда гражданского персонала предусмотрены исходя из его среднегодовой численности в сумме 52,4 млрд. рублей. Расходы на выплату заработной платы работникам ведомственной сети в сфере здравоохранения, образования и культуры отражены отдельно от расходов на финансирование национальной обороны и составляют 15,7 млрд. рублей.

Кстати, так же как и по военнослужащим, в настоящий момент прорабатывается вопрос по индексации заработной платы рабочих и служащих Вооруженных Сил.

- Кстати, что касается сроков выплаты денежного довольствия военнослужащим уже в этом году: в редакции раздается немало звонков с жалобами на то, что январские зарплаты задерживают. Как вы это можете прокомментировать?

- Причины тому объективные. С этого года мы перешли на новую бюджетную классификацию и новое программное обеспечение в органах казначейства. Не везде на местах финансисты оказались к этому готовы, однако ситуация выправляется. Могу заверить, что все средства, предусмотренные на выплату денежного довольствия за январь, перечислены в срок и далее задержек не будет.

- Если затронуть наиболее злободневную сегодня тему - вопрос монетизации льгот, то удалось ли военному ведомству отстоять здесь какие-то свои позиции?
- В бюджете заложены средства для замены натуральных льгот (бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения, освобождения от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц) денежными выплатами. В частности, размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы увеличен с 70 до 120 процентов и устанавливается дифференцированно. Кроме того, на стадии решения сейчас вопрос об увеличении этой надбавки военнослужащим, проходящим службу в четырех наиболее "дорогих" регионах - Санкт-Петербурге, Москве, Ленинградской и Московской областях, - до 200 процентов прапорщикам и контрактникам и до 160 процентов офицерам с 1 января с.г. Проект соответствующего постановления уже внесен в Правительство России и должен быть подписан на днях.

Реализация этого проекта позволит повысить денежное довольствие по сравнению с получаемым в 2004 году: офицерам - на 1.400 - 2.000 рублей, прапорщикам и контрактникам - на 1.300 - 1.800 рублей.

Кроме того, в процессе реализации этого закона удалось впервые за последние 10 лет повысить в три раза размер денежной компенсации за поднаем жилья, выплачиваемой бесквартирным военнослужащим, а также впервые определить механизм этой выплаты военнослужащим, уволенным с военной службы и не обеспеченным жильем.

Также во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ Минобороны подготовлено постановление Правительства России от 16 декабря 2004 года N 796, предусматривающее безвозвратную выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на обзаведение имуществом первой необходимости в размере до 12 окладов денежного содержания. Ранее военнослужащим в установленных случаях выдавалась беспроцентная ссуда в таком же размере, но со сроком погашения в течение трех лет.

Кроме того, военнослужащим, имеющим в соответствии с законодательством право на получение государственной социальной помощи (ветераны боевых действий, "чернобыльцы", приравненные к ним лица и др.), ряд льгот, ранее предоставлявшихся в натуральной форме, заменен ежемесячной денежной выплатой в установленном законом размере, которая будет производиться через финансово-экономические органы воинских частей.

Этим категориям военнослужащих также предоставляется право на получение через территориальные органы Пенсионного фонда государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего в себя дополнительную бесплатную медицинскую помощь, обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение и льготный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

- Кстати, о медицинском обеспечении: много вопросов у наших читателей возникает по поводу того, будут ли в этом плане какие-то изменения.

- Медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей, а также военнослужащих в запасе и отставке никаких изменений не претерпело.

- А что вы можете сказать о тыловом обеспечении в целом?

- Расходы в объеме 20,3 млрд. рублей позволят выполнить основные задачи продовольственного обеспечения. Выделенные ассигнования распределены в соответствии со сложившейся системой обеспечения войск и сил.

Как вы знаете, в соответствии с уже упоминавшимся Федеральным законом от 22 августа
2004 г. N 122-ФЗ изменится порядок продовольственного обеспечения военнослужащих. Паек в натуре будет выдаваться военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на учениях. Выплата денежной компенсации взамен продовольственного пайка остальным военнослужащим определена в размере 20 рублей в сутки и не изменялась уже в течение нескольких лет. Притом что реальная его стоимость сегодня составляет порядка 56 рублей в сутки, такое положение нас не может устраивать. Но, к сожалению, договориться с Минфином по данному вопросу, несмотря на регулярные наши настойчивые попытки, не удалось и в этот раз.

В то же время поручением Правительства России от 9 декабря 2004 года Минобороны и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, предложено совместно с Минфином до 1 апреля 2005 года внести предложения об увеличении размера выплаты этой компенсации начиная с 2006 года.

Что касается вещевого обеспечения, то потребность в ассигнованиях на эти цели определена в соответствии с нормами, разработанными в Министерстве обороны. На 2005 год предусматривается 6,3 млрд. рублей. Выделенные средства не позволят выполнить все задачи по реализации поручения Президента Российской Федерации об обеспечении личного состава Вооруженных Сил предметами обмундирования. Так, они позволят обеспечить весь личный состав предметами полевой формы одежды, а вот повседневной формой одежды в полном объеме - только выпускников военно-учебных заведений, специальной же одеждой, обувью и снаряжением полностью - лишь военнослужащих Объединенной группировки войск на территории Чеченской Республики, остальных - на 17 процентов. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, получат только половину вещевого имущества, положенного по нормам снабжения.

Остаются нерешенными и некоторые другие вопросы. В части транспортного обеспечения

Минобороны будет вынуждено часть бюджетных средств 2005 года направить на погашение долгов перед перевозчиками за 2004 год, что сделает проблематичным выполнение необходимых объемов грузовых перевозок, а также обеспечение проезда военнослужащих и членов их семей к месту проведения отпуска и на излечение.

Обеспеченность Минобороны в транспортных расходах напрямую, как уже вскользь упоминалось, зависит от роста тарифов на железнодорожные и автоперевозки. На приобретение специального топлива и горючего предусматривается 22,9 млрд. рублей. Учитывая, что цены на внутреннем рынке растут, эти ассигнования не позволят закупить горючее в объеме потребности.

- Как обстоит дело с реализацией федеральной программы по переводу частей и соединений на новый способ комплектования в финансовом отношении?

- На реализацию мероприятий данной программы на этот год выделено 16,7 млрд. рублей. Эти ассигнования позволят реализовать запланированные мероприятия.

В то же время в рамках этого вопроса хочу обратить внимание на еще одну проблему, которая вызывает серьезную обеспокоенность Министерства обороны. Это реализация Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ, которым, в частности, установлено, что военнослужащим, поступившим на военную службу по контракту в соединения и воинские части постоянной готовности после 1 января 2004 г., вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и предоставления права на бесплатный проезд к месту проведения основного отпуска и обратно производится выплата денежных компенсаций. Минобороны совместно с МВД и ФСБ России был разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект соответствующего постановления, предусматривающего выплату этих компенсаций в размере отмененных льгот.

Минфин же считает, что выплаты этим военнослужащим денежных компенсаций должны производиться в размерах 50 и 150 рублей соответственно. О какой привлекательности контрактной службы можно после этого говорить? Потому в данном вопросе мы занимаем жесткую позицию: компенсации должны быть не ниже стоимости льгот.

Тем не менее из-за этой особой позиции Минфина, несмотря на ряд проведенных согласительных совещаний, решение по данному вопросу правительством не принято до сих пор.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Юров
Что год грядущий нам готовит
На вопросы "Красной звезды" отвечает заместитель председателя Верховного суда РФ - председатель Военной коллегии генерал-полковник юстиции Анатолий Петроченков
29.12.2006
Все статьи Дмитрий Юров
Последние комментарии