На ордынской дороге

Русичей от рабства спасал кудесник Вольгота

Новости Москвы 
0
191
Время на чтение 5 минут
Трудно подсчитать, сколько русских людей погибли на невольничьих путях или навсегда остались рабами в дальних странах. С XIII по XVI век такая участь постигла приблизительно каждого восьмого нашего соотечественника. Невольничьи пути из Московии тянулись не только на юг, но и на запад, на восток, к Волге, а иногда и на север, в Скандинавию. Но самый массовый полон русских шел от Москвы по Ордынской дороге через Серпухов к печальному Муравскому шляху.
Историк Василий Ключевский подчеркивал, что главной добычей в набегах крымских татар был захват мальчиков и девочек из городов и селений Московии. "Для этого они брали с собой ременные веревки, чтобы связывать пленников, и даже большие корзины, в которые сажали забранных детей. Пленники продавались в Турцию и другие страны. Кафа была главным невольничьим рынком, где всегда можно было найти десятки тысяч пленников и пленниц из Польши, Литвы и Московии. Здесь их грузили на корабль и развозили в Константинополь, Анатолию и в другие края Европы, Азии и Африки.
Один из сподвижников крымского хана Махмед-Гирея заявлял, что живой товар из Московии стоит дороже золота. Наверное, поэтому в первой половине XVI века так регулярно и настойчиво совершались опустошительные набеги на Русь. По приблизительным подсчетам, в 1525 году Махмед-Гирей и его брат, казанский хан, захватили в Московии и увели в рабство примерно 800 000 человек. Несколько лет спустя немецкий дипломат и путешественник Сигизмунд Герберштейн в своей книге "Записки о московитских делах" вспоминал о судьбе русских пленных: "Частью они были проданы туркам в Кафе, частью перебиты, так как старики и немощные, за которых невозможно выручить больших денег, отдаются татарами молодежи, как зайцы щенкам, для первых военных опытов; их либо побивают камнями, либо сбрасывают в море, либо убивают каким-либо иным способом".

Русские мамлюки

В Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Средней Азии и даже в Индокитае можно услышать немало легенд и преданий о боевых подразделениях, состоящих из воинов, родина которых находится где-то в северных землях. В некоторых преданиях говорится о "руссах", "москавитах", "снежных гяурах". Родились они будто от полоненных родителей. Многие забыли язык прародины, однако и в чужой стране тайком соблюдают обряды своей веры. Храбрые, а порой бесшабашные, сильные и выносливые, они шли в бой, вырезав у себя на груди крест.
Африканские и азиатские владыки прикладывали немало усилий, чтобы "полоненные русcы" и их потомки не убегали на родину. Конечно, их интересовали рабы только здоровые, сильные, одаренные какими-нибудь талантами. В XIII-XVI веках, когда Египтом правили династии бахритов, а затем бурджитов, в их гвардии, помимо выходцев с Кавказа, служили и русские пленники. Они назывались мамлюками, что по-арабски означает "невольники". Некоторые из северян за свои воинские доблести получали высокое звание "бей". О русских мамлюках упоминалось вплоть до 1808 года. В тот год все беи по приказу султана Мухаммеда-Али были отстранены от власти, а затем уничтожены.
Пленники с севера служили и в войсках знаменитого завоевателя Тамерлана. Они участвовали в 1388 году в покорении Хорезма, в захвате золотоордынской столицы Сарай-Берке. В 1402 году, когда армия Тамерлана сражалась с войском турецкого султана Баязида, в битве при Анкаре особо отличились русские воины. Некоторые из них за свои подвиги получили от Тамерлана "вольную".

Ежегодные "поминки"

И великие московские князья, и цари государства Российского старались спасать своих подданных от рабства и военной силой, и путем дипломатических переговоров, и откупом от вражеских набегов, и выкупом из плена русских людей. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические документы.
В XV-XVII веках записи об освобождении русских пленных появлялись почти ежегодно. "...от крымскаго гонец приехал царя и великого князя Сююндюк Тулусупов, а крымской царь прислал своего гонца Тутая. А писал, что правду учинил на том, что царю и великому князю к нему в Крым посылати поминки большие".
В те времена "поминками" назывались деньги, которые выплачивала Москва, чтобы откупиться от вражеских набегов ордынцев на русскую землю и для выкупа из рабства людей. С 1551 по 1679 год существовал даже особый налог - "Полоняничный сбор", учрежденный Иваном Грозным. Собранные деньги целенаправленно шли на вызволение русских. Для сбора этого налога, а также для устройства на родине освобожденных из неволи было создано правительственное учреждение - "Полоняничный приказ".
Но и после упразднения приказа в 1679 году Россия еще много лет продолжала выкупать своих сограждан. Лишь в начале XVIII века Петр I приказал своему посланнику в Турции не вносить в проект мирного договора обязательство Российского государства регулярно выплачивать деньги крымскому хану.

"А позади - крымчак с плетью"

Тяжел и долог был путь невольников из Московского края к берегам Черного моря. В старину говаривали: "Вывели на Ордынскую дорогу хоть и полоненного, но не сломленного. А как Серпухов миновали - прощай, всяк надежда, впереди - одни печали..."
Прежде чем переправить полоненных русских через Оку, в районе Серпухова крымчаки осматривали их. Кого стоит гнать дальше, а кого не имеет смысла. Больных, раненых, ослабевших добивали и бросали рядом с дорогой. На трупный пир слетались вороны и собирались волчьи стаи. И тех, и других водилось множество у Ордынской дороги. Не зря говорилось в древние времена: "Сверху ворон, сбоку волк, а позади - крымчак с плетью".
Небольшая река Серпейка, левый приток Нары, почему-то считалась последним рубежом для полоненных жителей Московии. У захваченных в рабство была примета: если пленник не сумел бежать до перехода через эту речку, то оставался навсегда невольником. Может, поэтому появились предания, связанные с надеждой на удачный побег и спасение от рабства.
Говорится в преданиях о загадочных тропах, связанных с Ордынской дорогой, о потаенных пещерах и лазах по берегам Оки, Нары, Серпейки, о волшебных силах и духах, которые помогали беглецам из полона или губили их.
Был когда-то на реке, неподалеку от Серпухова, "Воронов обрыв". На нем делали свой выбор беглые невольники. Замирали на его краю люди в раздумье: прыгнешь вниз - превратишься в ворона. Отступишься - и вместо вольной птицы станешь вечным рабом. Много ли беглых решилось превратиться в воронов? Сколько отступилось от волшебного обрыва назад, в полон? О том даже знатоки древних тайн не могли поведать.

Заступник беглых невольников

Где беда на Руси - там непременно герой-заступник объявится. Неизвестно точно, в какие века, но жил во времена, когда заполнялась невольниками Ордынская дорога, кудесник Вольгота - покровитель беглых пленников. Умел он одним взглядом на железные оковы напускать "спешную ржу". Да такую, что цепи рассыпались при малейшем движении. От взора Вольготы любые кожаные и веревочные путы обращались в тлен. А еще по своему желанию умел он замедлять и ускорять бег человека и лошади, путать следы на земле или вовсе уничтожать их.
Знал кудесник и оберегал тайные пещеры. Эти "Вольготовы схороны" располагались неподалеку от Серпухова на берегах рек. Беглые невольники находили в них пристанище. А вот те, кто гнался за пленниками, не могли обнаружить вход в пещеры. Ходила молва, что умел Вольгота "затворять от поганых взглядов" подземелья.
Возникал из кромешной тьмы Вольгота неспешно, будто ночной туман наползал. Таращили спросонья глаза невольники. Не каждый мог понять: видение это или явь. Те, кто замыслил побег, смекали: это Вольгота на помощь пришел. Значит, стоит рискнуть...
А являлся он в стан ордынцев на старой соловой и к тому же хромой кобыле. Поднимали свистом своих товарищей басурмане, кидались навстречу ночному гостью. А тот будто насмехался над ними. Тихим шагом уходил на соловой, прочь от угасающих дозорных костров, от Ордынской дороги в темные чащи.
Свирепели стражники, хватались за сабельки и ятаганы и мчались вдогонку на неоседланных конях. А соловая хромоножка трясла светлой гривой во тьме, ржала задорно, будто насмехалась над ордынцами. Тем временем невольники, воспользовавшись кутерьмой, бежали из полона. Кому везло - добирались до "Вольготовых пещер", а затем возвращались в родные места. Неудачливых настигали басурмане либо их стрелы.
Пойманных ожидала страшная расправа. Каждому десятому перебивали руки и ноги, раздевали догола и бросали умирать на обочине Ордынской дороги. Затем снова из строя беглецов выводили каждого десятого. Клали бедолаг на землю и прогоняли по ним табун лошадей. А оставшихся в живых ордынцы нещадно секли и связывали им руки вымоченными в соленой воде ремешками. Когда кожаные путы высыхали, то стягивали до крови кисти рук пленных, причиняя неимоверную боль.
Но и во время таких мучений Вольгота не оставлял тех из страдальцев, кто продолжал помышлять о новом побеге. То случай удобный подвернет непокорным пленникам, то подсказку нашепчет, как и когда сподручней задать стрекача. Долгие годы из уст в уста передавались жителями Московии слова покровителя беглых: "Быть мне Вольготой до тех пор, пока сами от меня не откажетесь. А как отвернетесь, с ярмом невольничьим смиритесь, так и силушка моя исчезнет и сгинет в безнадежье".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03