itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Национализм

0
141
Время на чтение 7 минут
Стараниями "прогрессивной общественности" понятия "национализм" и "националист" к началу XXI века превратились в жупел, даже в ругательство, между тем как сто и даже семьдесят лет назад эти слова для большинства цивилизованных людей звучали весьма позитивно...


Сейчас с термином "национализм" связывают почему-то не любовь к своему народу, а агрессивную ненависть к чужакам, т.е. неправомерно отождествляют его с ксенофобией. Поэтому крайне важно "вернуться к истокам" и выяснить, какое содержание вкладывали в слово "национализм" творцы русской правой идеи.

В начале ХХ века в Государственной Думе появилась фракция русских националистов. В тогдашнем политическом спектре они занимали место между октябристами и черносотенцами. От октябристов их отличали подчЈркнутая лояльность к самодержавию и требование господствующей роли русского народа в Русском государстве. В то же время "просвещЈнный патриотизм" националистов определял их дистанцирование от "чЈрной сотни" с еЈ простонародной ксенофобией. Русские националисты последовательно поддерживали мероприятия Петра Аркадьевича Столыпина по обузданию сепаратизма окраин и укреплению русской государственности. Стараниями киевского отделения партии националистов во главе с В.В. Шульгиным в 1912 г., в годовщину убийства Столыпина, в древней столице Руси был поставлен памятник погибшему премьер-министру (в дни Февральской революции он был уничтожен). Слова Столыпина "Нам нужна великая Россия!", выгравированные на постаменте памятника, стали девизом партии.

Совершенно неправомерно приписывать русским националистам какого бы то ни было времени лозунг "Россия - для русских!". Кстати, эти слова, произнесЈнные в конце XIX века Александром III, означали в тот период ограничение проникновения иностранного капитала в русскую промышленность и политику протекционизма, не более того. Под "русскими" же царь-консерватор подразумевал всех коренных подданных России, независимо от национальности. И позднее, когда революционное движение проявило свой подчЈркнуто этнофобский антирусский характер, русские националисты и черносотенцы всегда отделяли народы Империи, враждебно настроенные по отношению к России и русским (евреи, поляки, финны, грузины, армяне), от лояльных народностей. Последних было большинство, проще говоря - все остальные. Представители нерусских народностей принимались даже в такую "черносотенную" организацию, как "Союз русского народа". Поскольку единственным критерием приЈма было исповедание православной веры, для сотен тысяч преданных России татар, башкир, казахов, черкесов, осетин и т.п. пришлось создавать особые мусульманские державно-патриотические прорусские организации.

Выдающийся теоретик русского монархизма Лев Александрович Тихомиров (1852?1923) в работе "Монархическая государственность", вышедшей в 1905 г., утверждал: "Чтобы в таком разноплеменном государстве [как Россия] возможна была монархия, необходимо преобладание какой-либо одной нации, способной давать тон общей государственной жизни и дух которой мог бы выражаться в Верховной власти". Следовательно, русский национализм есть важнейшее условие крепости Российского государства. Национализм господствующей нации - сила не разъединяющая, а сплачивающая народы в их совместном государственном строительстве на их же общее благо. "В единении разноплеменного государства важнейшее условие составляет сила основного племени, его создавшего, ? предупреждал Тихомиров. - Никогда, никакими благодеяниями подчинЈнным народностям, никакими средствами культурного единения, как бы они ни были искусно развиваемы, нельзя обеспечить единство государства, если ослабевает сила основного племени". Особенно Тихомиров предостерегал против политики, строящейся на задабривании народностей, враждебных к русской государственности, за счЈт народа русского. "Это - политика саморазрушения", ? предсказывал он.

"Общность культурных основ развития", создающая "духовное единство" народов Империи, достигается, по мнению Тихомирова, с помощью: 1) единого государственного языка, 2) поддержания господствующей Церкви, 3) насаждения науки и образования, 4) установления разумной экономической организации, основанной на совместном производстве материальных благ всеми народами государства. Среди факторов объединения на первом месте стоит общий язык. Здесь уместно развенчать миф о том, будто русские националисты стремились к "русификации" окраин. Вот как эта политика выглядела в понимании Тихомирова.

"В разноплеменном государстве необходимо установление одного государственного языка, каковым может быть, понятно, только язык основного племени... Без этого не может быть ни администрации, ни суда, ни вообще самых элементарно необходимых для государства органов. В местностях, сплошь инородческих в дополнение к государственному языку может быть допускаем как дополнительный также и местный язык, но и это имеет разумный смысл только до тех пор, пока всЈ население не успело изучить государственного языка... Общность одного государственного языка не только, однако, не заключает в себе требования подавления языков местных, но даже, наоборот, дополняется их развитием". Ясно, что при нынешнем состоянии просвещения в России необходимость в каких-либо местных официальных языках отсутствует. Попытки в некоторых республиках РФ уравнять местные наречия с русским языком явно искусственны, а потворство этим попыткам со стороны центральных и местных властей есть прямое преступление против государственного единства.

Разумная национальная политика, по Тихомирову, должна вести к тому, что "государство, созданное одной основной нацией, в свою очередь, становится могущественным орудием создания ещЈ более великого национального целого, реализуя в этом процессе объединения созидательные способности как нации-основательницы, так и собранных ею около себя наций-сотрудниц". Выдвинутые Тихомировым принципы можно обозначить как "просвещЈнный национализм", хотя сам мыслитель не использовал этот термин.

РазвЈрнутое обоснование национализма представил в ряде работ Иван Александрович Ильин (1883?1954). В "Пути духовного обновления", написанном в 1932?35 гг., Ильин дал определение: "Национализм есть любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию". Утверждать, будто национализм порождает взаимную рознь и неприязнь народов, всЈ равно, считает Ильин, что уверять во вредосности любого лекарства или занятий спортом. Злоупотреблять можно всем, и уродливые стороны есть у каждого явления, но всЈ это "совершенно не касается духовно здоровой любви к своему народу".

"В чЈм же состоит сущность истинного национализма?", ? задаЈтся вопросом Ильин. "Любить родину - значит любить не просто "душу народа", т.е. его национальный характер, но именно духовность его национального характера и в то же время национальный характер его духа... Истинный национализм есть национализм духовный, который идЈт не только от инстинкта национального самосохранения, но и от духа, и любит не просто "родное", "своЈ", но родное-великое и своЈ-священное. Этим определяется отношение националиста и к другим народам... Любить свою родину умеет именно тот, кто не склонен ненавидеть или презирать другие народы... Истинный патриот любит в своЈм народе то, что должны любить и будут любить, когда узнают, и все другие народы; правда, он любит у своего народа и то, что другие народы не полюбят; однако и он вовсе не призван любить у других народов всЈ, но лишь то, что составляет истинный источник их величия и славы".

Национализм для Ильина тесно связан с христианством. Навязываемое убеждение, будто христианство, проповедуя универсальное братство людей, требует отказа от патриотизма и национализма, есть, по Ильину, вреднейшая выдумка, созданная для духовного разложения русского народа и удобства его завоевания. В работе "Основы христианской культуры", изданной в 1937 г., Ильин формулирует принципы "христианского национализма":

"Национализм есть уверенное и страстное чувство,...

- что мой народ получил дары Духа Святого;

- что он приял их своим инстинктивным чувствилищем и творчески претворил их по-своему;

- что вследствие этого сила его обильна и призвана в дальнейшем к великим, творчески-культурным свершениям;

- что поэтому народу моему подобает культурное "самостояние" как залог величия и независимость национально-государственного бытия...

Национальное чувство есть любовь к исторически-духовному облику и к творческому акту своего народа.

Национализм есть вера в богоблагодатную силу своего народа и потому - в его призвание.

Национализм есть воля к его творческому расцвету в дарах Святого Духа.

Национализм созерцает свой народ перед лицом Божиим, созерцает его душу, его таланты, его недостатки, его историческую проблематику, его опасности и его соблазны.

Национализм есть система поступков, вытекающих из этой веры, из этой любви, из этой воли и из этого созерцания.

Вот почему истинный национализм есть не тЈмная, антихристианская страсть, но духовный огонь, возводящий человека к жертвенному служению, а народ - к духовному расцвету.

Христианский национализм есть восторг от созерцания своего народа в плане Божием, в дарах Его Благодати, в путях Его Царствия.

Это есть благодарение Богу за эти дары, но это есть и скорбь о своЈм народе, если народ не на высоте этих даров...

Национализм открывает человеку глаза и на национальное своеобразие других народов; он учит не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и их национальное чувство: ибо и они причастны дарам Божиим, и они претворили их по-своему.

Так осмысленный национализм учит человека, что безнациональность есть духовная беспочвенность и бесплодность; что интернационализм есть духовная болезнь и источник соблазнов и что сверхнационализм доступен только настоящему националисту. Ибо создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом акте своего народа...

Тот духовный акт, которым народ творит свою культуру, есть акт национальный... Человек может не замечать этого; народ может не сознавать этого. Но это остаЈтся и пребывает. И есть у каждого народа известная ступень духовной зрелости, на которой он осознаЈт особенности своего национального духа и своей национальной культуры и уразумевает, что ему даны свыше Дары и что он воспринял, усвоил и воплощает их своеобразно. Тогда нация постигает свой религиозный смысл, а национальная культура утверждается на обоих (доселе не сознававшихся) религиозных корнях. Религиозная вера осмысливает национализм, а национализм возводит себя к Богу".

Таково обоснование национализма классиками русской правой идеи.

Лит.: Ильин И.А. Путь духовного обновления. Гл. 7: О национализме. / Соч. в 10 т. Т. 1. М., 1993. С. 196-217; его же. Основы христианской культуры. 7.: О христианском национализме. / там же. С. 323-329; Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998. С. 608-614.

22 января 2005 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ярослав Бутаков
Венский конгресс: сто лет мира
С 1812 по 1914 год неприятель не переходил западную границу России
05.09.2014
Нужны ли России русские?
У Федеральной миграционной службы РФ своя «государственная» политика
25.05.2012
Превратится ли КПРФ в ХДС?
Думские коммунисты выступили в защиту христианских ценностей
19.04.2012
В России появится партия «славянофилов»?
Альтернативой западничеству может стать только самобытная русская политическая доктрина
24.03.2012
Все статьи Ярослав Бутаков
Последние комментарии