Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православная миссия: православная семья и православная школа. Очерк евхаристической педагогики

Епископ Полтавский и Кременчугский  Филипп  (Осадченко), Седмицa.Ru

24.01.2005


Доклад епископа Полтавского и Кременчугского Филиппа, Председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви на XIII Рождественских Чтениях …

Ваше Святейшество!

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

По милости Божией, мы вновь собрались на Рождественские чтения. Прежде собственно доклада хочу обратиться со словами сыновней благодарности к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II за отеческую заботу о проведении столь представительного форума и от имени всех участников поблагодарить организационный комитет чтений и высказать слова почтительной признательности лично Высокопреосвященнейшему Митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту за прекрасную организацию.

Итак, на нынешних чтениях мы призваны говорить о Православной семье и Православной школе. Попробую и я внести свою малую лепту в благое дело и взглянуть на проблему школы и семьи с миссионерской точки зрения.

Миссия, по определению "Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви", заключается в провозглашении Благой Вести всему творению. И большинство из православных людей, занимающихся как образованием, так и воспитанием, вполне прониклись глубоким пониманием этого.

Богу содействующу, благовестив Церкви сегодня разворачивается, с новой силой звучит Евангелие, и не только в стенах храмов, не только в аудиториях академий и семинарий, не только в классах воскресных школ... Есть большой и многоценный опыт благовествования в общеобразовательных школах и вузах. Слово Божие возглашается в военных частях и органах охраны порядка, в тюрьмах и больницах. Нет предела и границ для Слова, и уже православное свидетельство звучит на рок-концертах, среди неформальных групп.

Слава Богу!

Именно осознание того, что Благая Весть о Божественной Любви, о Таинстве спасения, о воссоздании падшего естества, должна быть донесена до всего творения Божия, и является признаком нашего духовного здравия.

Отрадно, что и семье нынче возвещается Слово Божие, причем не только родителями, но и детьми. Многие из прихожан наших храмов пришли ко Христу, услышав Благую Весть от детей.

И, кажется, именно семья и является тем Богом учрежденным сообществом, где вполне возможно не просто возвещение, но и переживание Слова, личностное его восприятие, преображением его действием падшего естества.

Многие опытные педагоги испытывают себя, выходя на ниву православного просвещения, готовы ли они к такому подвигу? Видимо, и не все, и не всегда, - такое заключение можно сделать, рассматривая положение дел в области нашей педагогики. Мы не берем сейчас выдающихся педагогов, но - средних, обычных.

И вот в этой "обычной" педагогической среде наблюдаются порой весьма опасные крайности, которые, на мой взгляд, способны серьезно нарушить православно-семейное воспитание.

Первая: попытка преподнести детям "облегченное" Православие - так вот простенько и доступненько... Главное правильно все сделать. Правильность подтверждается елейными псевдо-умилительными рассказами, насыщенными церковнославянскими цитатами, что, очевидно, воспринимается некоторыми как верный признак истинности воспитательного воздействия.

Другая опасная крайность: рационализация веры. Честно скажу, некоторые произведения "для широкого круга" читать просто страшно, ведь вместо живого опыта веры часто неофитам, и детям в том числе (!) преподносится наукообразное изложение с критикой всего и вся, умствованием о степени достоверности источников и подложности житий. Могут сказать, что-де, и это должно быть.

Очевидно, что так. Однако рационализм - удел скорее специалистов. Ведь согласитесь: если в каждом кафе вместо меню будет содержаться подробное описание процесса переваривания каждого блюда, вряд ли кто захочет там есть. А для специалиста - врача ли, кулинара ли - такая информация и интересна, и полезна. Так, очевидно, и в нашем свидетельстве: сначала главное - живой опыт живой веры в Живого Бога, а уж потом - тонкости и подробности рационального плана.

И первая, и вторая крайности, при всей их непохожести, имеют нечто общее и весьма важное: они ведут ребенка по внешнему пути, предлагают вместо зерна - мякину, вместо ядра - скорлупку, вместо жемчужины - створки раковины. Внешнее христианство не просто опасно, оно опасно смертельно, потому что "рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин. 3. 6), а "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4. 24), и потому "сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. 6. 8).

И тут я должен приступить к самому важному месту доклада, к изложению того, ради чего, собственно, я и вышел на эту кафедру.

"Смысл миссии Православной Церкви заключается в том, что она не нацелена только на передачу интеллектуальных убеждений, нравственных идеалов, но на передачу опыта Богообщения, жизни общины, существующей в Боге. Тринитарное понимание миссии предполагает, что задача миссии состоит в проекции на человеческие отношения отношений, которые существуют внутри Святой Троицы. Бог в Самом Себе есть жизнь общины, и Божие участие в истории направлено на приведение человечества (и творения вообще) в эту общину самой жизнью Бога", - свидетельствует "Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви".

Я глубоко убежден, что важнейшим свойством педагогики должна быть ее евхаристичность, - основанность на Богообщении в Таинстве Церкви, Евхаристии; и одновременно направленность на Евхаристию, к Евхаристии.

Если этого не будет, мы рискуем воспитать поколение (вернее, поколения!) людей, знающих о Боге, но не знающих Бога; людей, оперирующих теми или иными богословскими понятиями, но не познавших Бога, наконец, людей, которые, говоря словами мудреца Ветхого Завета, смертны, ибо "уведели разум" (ср.: "Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум" [Прит. 3. 13]).

Часто Православие преподносится ребенку и в семье, и в школе так: в этой жизни все плохо, надо страдать (и много страдать), много мучиться, болеть, а вот потом, в будущей жизни, что-то может и будет. "А, может, и не будет", - справедливо рассуждает не по возрасту мудрое чадо. И если оно не попробует Жизни тут, если не познает радости богообщения на земле, ему весьма трудно будет поверить в существование всего этого ТАМ, ПОТОМ, ПОСЛЕ.

Установка на вытеснение Христианства из плоскости реальности и жизни смертельно опасна; вдвойне опасна тем, что в корне ложна! А между тем повнимательнее посмотрите и послушайте, о чем же возвещают многие из призванных проповедовать Христа, Который есть "Путь и Истина и Жизнь" (Ин. 14. 6).

Приведу интересные рассуждения нашего современника: "Не отрицая, что многими скорбями подобает войти в Царство Небесное, что удел человеков - болезни, хочу сказать о другом. Христос пришел дать нам жизнь СЕЙЧАС. "Возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем". (Рим. 6.23).

Да, но эта вечная жизнь начинается здесь и сейчас: "...Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком". (Ин. 10:10). "Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам". (I Ин. 1:2). "Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная". (I Ин. 2.25). "Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь". (1 Ин. 3.14-15). "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него". (1 Ин. 4:9). Таковые и подобные места в изобилии встречаются в Писании".

Итак, вся воспитательная система, все педагогика должны приводить человека именно к Жизни. И все, безусловно, знают, что в беседе же о хлебе жизни Христос говорит и об условии, при котором человек причащается сей вечной жизни уже сейчас: "Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... и ядущий Меня жить будет Мною" (Ин. 6.35,40, 47-51,53-58).

Обратите внимание, Христос говорит о причащении Святых Тайн как об условии и вечной жизни, и воскресения. И именно причастие способно преобразить, оживотворить душу и тело человека уже сейчас, дать жизни вечной. И именно причастие Святых Тайн должно стать главным в жизни человека.

Сейчас же, к сожалению, вопрос причащения ставится не как первейший, - не всеми, но достаточно многими воспитателями.

И я могу это понять, ведь добиться внешней праведности (точнее, правильности) намного проще, чем воспитать душу, возделать внутреннее человека. Приучить делать вовремя поклоны, правильно креститься и подходить под благословение можно достаточно успешно, при небольшом только усердии. Но посеять в сердце всегдашнюю жажду богообщения в Евхаристии - и сложнее, и опаснее, и ответственнее. Современный проповедник говорит: "Как по ровному биению пульса и размеренному дыханию врач узнает о здоровье человека или выздоровлении ранее больного, так и по равномерному и размеренному, никогда не истощающемуся влечению к Божественной Чаше можно определить, каково состояние души человека".

И потому в настоящей, евхаристической педагогике важное место должно занимать участие в Евхаристии самого воспитателя, педагога. Согласитесь, смешно выглядит беззубый стоматолог или неграмотный учитель. Так же нелеп и тот, кто пытается вести детей ко Христу, не обретя Его сам. Вероятно, дети это слишком хорошо чувствуют... Потому и нередко самые активные воспитанники воскресных школ становятся вдруг неверами, а прилежные и благочестивые дети, подрастая, развращаются до крайности.

Учитель, воспитатель, педагог может по-настоящему привести ребенка, воспитанника, ученика ко Христу только если сам идет этой дорогой. Да, слишком самоуверенно было бы сказать: "Я прошел путь и обрел Христа, и только Христос обитает в моем сердце". Но тот лишь, кто всеми силами стремится к тому, может помочь другим.

Иначе вся педагогика теряет смысл. Теоретическое и безличное говорение о Христе - к чему они? Могут ли заменить Христа, пришедшего спасти всех и дать Свою плоть в пищу и кровь в питие? Очевидно, нет.

Такая педагогика является самой серьезной и опасной антимиссией, ведь миссия - не только свидетельство, но и передача живого опыта Богообщения, - общения с Живым Богом, Личностью. А педагогика без евхаристии мертва, и она Слово превращает в пустословие.

В самом хорошем случае настоящее воспитание (корень-то: "питание!" заключается в формировании, с одной стороны, понимания важности и безусловной необходимости Евхаристии; с другой - личного переживания Евхаристии; с третьей - жажды Евхаристии.

Эти три момента и являются, как мне представляется, теми основаниями, на которых зиждется настоящая православная педагогика. Безусловно, недостаточно времени поговорить подробно о каждом из названных положений.

Замечу лишь вкратце, что весь воспитательный процесс, все образование должны быть проникнуты Благой Вестью, Евангелием Царствия, которое приблизилось, явилось и жительствует уже. А далее следует непременно привести ребенка и к Источнику Благодати - Святой Чаше. Если этого не случится, и учитель, наставник, педагог и воспитатель просто расскажет о причащении, как одном из таинств, а о Литургии, как об одной из служб (кстати, для многих не самой интересной), - толку будет мало.

Словесные излияния, не приводящие к Чаше, мало полезны, точнее сказать: скорее вредны, чем полезны. Тут уместно вспомнить хотя и резкие, но справедливые слова святых Макария Коринфского и Никодима Святогорца: "боюсь, не оказывается ли бесполезным для нас исполнение заповедей - ведь мы их коверкаем и искажаем и поэтому являемся не исполнителями закона, а противозаконоположниками. Часто мы, постясь, считаем, что исполняем заповедь Божию, а на самом деле, как говорит божественный Златоуст, согрешаем: "Не говори мне, что они постятся, а докажи мне, делают ли они это в согласии с волей Божией. А если не в согласии, то этот пост является более беззаконным, чем пьянство... Ибо то, что совершается по воле Божией, даже если кажется дурным, в действительности является наилучшим. А то, что делается против воли Божией, хотя и кажется самым лучшим, на самом деле является наихудшим и противозаконнейшим. Ибо дела добры или злы не сами по себе, но волеизъявление Божие делает их добрыми или злыми" [Против иудеев. Слово 4. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.680]" ("Книга полезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Тайн", "Возражение 13").

Воля же Божия такова, чтобы все спаслись и познали Истину. "Прииди и виждь", говорят нам Свидетели Истины (Ин. 1. 46). "Вкусите и видите", - вторит им Псалмопевец (Пс. 33. 9). "Приимите, ядите... (I Кор. 11. 23), пиите от нея вси... (Мф. 26. 27)", - эти слова повторяются за каждой Литургией, и поистине несчастен тот, кто не слышит этого гласа!

Да, потребуется приложение значительных усилий для достижение указанного идеала, подвига. Да, но ведь и преподобный и богоносный Исаак Сирин разве не говорил: "Лучше смерть в подвиге, нежели жизнь в падении".

Я уверен, что только в обращенности к Евхаристии может состояться действительная Православная педагогика, только Евхаристичность создаст действительно Православную семью, Евхаристия же оживотворит действительно Православную школу. Святитель Феофан Затворник свидетельствует: "Самая крепкая поддержка духовной жизни - общение с Господом, ибо без Него что мы?" (Собр. писем, вып. 4. 1994. С. 18). И потому, осознав всю меру ответственности нашей за истинность свидетельства, за верное исполнение заповеди Спасителя о проповеди Благой Вести всему творению, будем стремиться в воспитании вести к Евхаристии, которая источает и токи премудрости, и святости, и, главное, жизни.

Спасибо.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме