"Курбан-байрам в России должен стать выходным днем"

0
210
Время на чтение 4 минуты
Сегодня мусульмане отмечают Курбан-байрам - день Жертвоприношения. О духовном смысле праздника и о том, почему для россиян он, как и будни исповедников ислама, остается тайной за семью печатями, размышляет председатель Исламского комитета России, философ, правозащитник и поэт Гейдар Джемаль.

- Гейдар-хаджи, у каждого религиозного праздника есть исторический - и актуальный смысл. Каков смысл дня Жертвоприношения (Ид аль-Адха) для мусульман современной России?

- Не думаю, что этот актуальный, как вы сказали, смысл хоть чем-то отличается от того смысла, который сегодняшний праздник имеет для всех мусульман. Ид аль-Адха - свидетельство нашей живой связи с праотцем Авраамом-Ибрагимом (мир ему), установителем того духовного канона, который был восстановлен последним пророком человечества Мухаммедом (да благословит его Аллах и да приветствует). Авраам первым обратился к невиданному доселе Богу, не являвшемуся ни в опыте, ни в мыслях, ни в интуиции, и, обратясь к нему, не поколебался по его приказу принести в жертву собственного сына. Всевышний в последний миг остановил занесенную руку с ножом и подменил человека ягненком, но героический подвиг пророка сформулировал и сконцентрировал в себе всю духовную суть единобожия на последующие времена. В общем, Ид аль-Адха для мусульман - парадигма их веры, ее протяженности в веках. И, на мой взгляд, актуальный смысл праздника ничем не отличается от сакрального.

- Но все-таки во всех религиях жертва носит не символический, а вполне реальный смысл. Нужны ли сегодня в России какие-то жертвы от мусульман, чтобы смягчить обострившуюся межрелигиозную, межэтническую ситуацию?

- Я был свидетелем роста ксенофобии еще с советских времен, когда одновременно с вводом "ограниченного контингента" в Афганистан стала потихоньку раскручиваться пружина отчуждения исламского фактора в общественном сознании. В отличие от нападок на басмачество в 20-30-х годах, это был целенаправленный удар по исламу как цивилизации. Сначала это все шло исподволь, но после 91-го года антимусульманские нотки стали приобретать системный характер. Тогда рука об руку шли идеологическая исламофобия и либерализм в сфере свободы совести. Та или иная тенденция, рано или поздно, должна возобладать. И, как всегда, в России возобладала имперская, охранительная тенденция, объяснимая на фоне двух чеченских войн и "крестового похода" США. В итоге все закончилось объявлением ислама в России цивилизационным противником. Смертным врагом. Вы задали вопрос о жертвах со стороны мусульман... Разве мы все последние полтора десятилетия их на каждом шагу не видим? И жертвы эти невосполнимы. Принесение их, то есть фактический уход ислама на обочину общественного развития страны, во-первых, не соответствует исторической традиции: что ни говори, Советский Союз был главным фактором деколонизации в исламском мире. Во-вторых, антиисламский курс не отвечает сегодняшним интересам России, когда под вопросом ее суверенитет. Без треугольника "Исламский мир-Европа-Россия" Старый Свет вряд ли сумеет выжить. Уникальность исламского мира надо рассматривать не с точки зрения эффективности и величины того или другого государства. В исламе сильно совсем не государство, не бюрократия, а улица. Голос улицы, голос толпы, стоящей, несмотря на все противоречия, на единой идеологической платформе, - с этим американские олигархи смириться не могут. К сожалению, выбор, который сделало наше руководство, носит авантюрный характер: мы следуем в фарватере Вашингтона.

- А разве специфически российский религиозный, православный фактор тут не играет роль?

- Второстепенную или даже третьестепенную. Скорее надо говорить о корпоративном неприятии нынешней бюрократией и высших финансовых кругов исламского фактора как чуждого их системе либеральных рыночных ценностей. Надо понять простую вещь: ислам - единственное из всех монотеистических учений, в котором социальный фактор поднят на уровень религиозной добродетели. Ислам в принципе - идеология антиолигархическая, антилибералистская, антимонетаристская, направленная против, мягко говоря, безответственного отношения к бедноте, которая сбрасывается с корабля, чтобы элита могла быстрее плыть дальше. Здесь корни исламофобии.

- В чем, по-вашему, причина вопиющего невежества российского общества, полного незнания даже об азах ислама, как будто мусульмане живут не рядом с нами, а на Марсе?

- Если в СССР табу на получение информации, касающейся религиозной жизни, разжигало любопытство у части интеллигенции, то после 1991 года, когда иллюзия открытости погасила это любопытство, массы стали сползать в мещанскую индифферентность по отношению ко всему, что не касается их материального благополучия. Второе. Крушение советской системы преподавания, основанного все-таки на каком-никаком, но структурном мировидении, повлекло за собой хаотичность нового образования. Невежество люмпенов - полбеды, куда страшнее фрагментарное представление о мире студентов и преподавателей высшей школы. Для них ислам - восточный базар, они понятия не имеют, что это - важнейший компонент западноевропейской истории последних четырнадцати веков, что вне контекста ислама нельзя понять ни Декарта, ни Данте. После поражения марксизма в России восторжествовала такая лженаука, как геополитика, на птичьем языке которой разговаривают люди, которые должны выдавать серьезные анализы для правительства. В результате обывательские позиции, формируемые СМИ, уровень которых тоже резко понизился, - по интеллектуальному потенциалу на порядок ниже, чем мотивировка исламофобии, которую давала газета "Правда" в середине 80-х. Если "Правда" совершала наезды на исламскую цивилизацию на шатких, но все же социальных основаниях, сегодня идет раскрутка скинхедовских инстинктов. Комплекс неполноценности, бессознательно ощущаемый людьми, которых отрезают от истоков, от возможности знать больше о мире, выливается в животные рефлексы, которые вымещаются на подсказанном противнике.

- Я недавно говорил на тему исламофобии в России с человеком, который сказал, что надо просто объявить Курбан-байрам праздником и сделать выходным днем - и уже половина проблем будет решена.

- В принципе, если ислам по конституции заявлен официальной религией - почему бы и нет? Это было бы цивилизованным выходом для страны, в которой существует в качестве традиционных, скажем так, более чем одна религия. Такая проблема существует и там, где вообще никакие религиозные праздники не отмечаются, но там, где они отмечаются, обычно это делается в интересах меньшинств. Россия упускает уникальные возможности. Не могу не сказать об опыте Китая, в сторону которого мы посматриваем так часто. КНР сегодня делает очень много для своего исламского "меньшинства", ищет выходы к мнению своей "исламской улицы". Это не просто попытка идти в ногу со временем - это попытка заручиться союзником на грядущий период всемирного кризиса, который уже недалеко и от нас. Если мы будем отмечать праздники не только свои, но и "чужие", зона отчуждения неизбежно будет ощутимо сокращаться. Тогда, глядишь, и в будни сможем легче находить общий язык.

Беседовал Михаил Поздняев
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Гейдар Джемаль
Все статьи Гейдар Джемаль
Последние комментарии