Закон спроса и предложения применим также и к исламскому терроризму

Итальянский социолог Интровинье утверждает, что даже с точки зрения ислама террорист-смертник не является мучеником

Генассамблея ООН по Украине 
0
116
Время на чтение 5 минут
"Террористические организации не совершают покушений только чтобы получить от этого удовольствие, или потому что ими движет воля апокалиптического разрушения. Они действуют как "индустрия терроризма", в соответствии с обычной предпринимательской логикой "затраты-доходы", - сказал он в интервью агентству Zenit.

Вместе с Лоуренсом Р. Ианнакконе, Интровинье является автором книги "Рынок мучеников. Индустрия террористов-смертников", опубликованной издательством Lindau, Турин.

Основатель и директор туринского Центра исследований новых религий (CENSUR), а также сотрудник журнала Terrorism and Political Violence - одного из самых авторитетных периодических академических изданий, занимающихся вопросами международного терроризма, Интровинье читал лекции и организовывал образовательные курсы для Critical Incidents Response Group ФБР, а также для экспертов безопасности из ближневосточных стран.

- Давайте выскажем это четко: террорист не является мучеником...

- "Martyres non facit poena sed causa", говорили Отцы Церкви: "мучениками становятся не от того, как умирают, но от того, за что умирают". И поскольку, как гласит учительство католической Церкви, и как подтверждают также торжественные заявления ООН, подписанные почти всеми странами мира, терроризм всегда является преступным средством, в каких бы целях он ни использовался, то тот, кто служит терроризму, не является мучеником.

Даже с точки зрения ислама очень сомнительно, что террорист-смертник имеет право на титул "шахида", мученика. Мы опубликовали в приложении к "Рынку мучеников" фатву из саудовских кругов, близких Осаме Бин Ладену, в которой те пытаются утверждать, что речь идет о мученичестве. При этом мы показали в книге, что цитаты, взятые в качестве аргументов из Корана и Сунны, явно натянуты.

- Почему они убивают себя?

- Даже если смотреть объективно, по причинам, которые я только что изложил, суицидальный терроризм не является мученичеством, субъективно - террорист воспринимает себя именно мучеником.

Более того, интервьюируя несколько лет назад членов группировки Hamas в Иордании, я заметил, что их очень волнует следующее: действительно ли то, что им предлагают сделать, не является самоубийством. Они хотели быть уверенными в том, что не совершают поступка, запрещенного исламом, что они не попадут после смерти в ад. И их наставники уверяли их, приводя богословскую аргументацию, которая рассеивала их сомнения, исходящие, главным образом из шиитских источников, передаваемых не без трудностей в сферу суннитской доктрины.

Следовательно, "мученик", который не является таковым для нас, думает, что он действительно станет им, совершив поступок, заслуживающий награды с религиозной точки зрения.

- Если не бедность и не отчаяние толкает их на самоуничтожение, то что же тогда?

- В книге мы показали, что объяснения, основанные на бедности и на социально-экономическом отчаянии не подходят: многие из террористов-смертников происходят из состоятельных семей.

Конечно, можно говорить о "культурном отчаянии", но это слишком общая категория, которая объясняет все (а значит, рискует не объяснить ничего). Другие говорят о "промывании мозгов", или о манипулировании на ментальном уровне, о категориях, которые я в принципе не разделяю (ср. Массимо Интровинье, "Промывание мозгов, реальность или миф?", Elledici, Leumann [Torino] 2002) и которые трудно применить к Мохаммеду Атта, стоявшему во главе команды 11 сентября 2001 года. Университетский студент, защитивший диплом в Гамбурге с максимальной суммой баллов, который никогда не жил в лагере подготовки смертников или в исламской фундаменталистской обстановке: где ему промывали мозги - во время пятничной проповеди в мечети?

Ианнакконе и я убеждены, что все эти "объяснения" являются плодом антирелигиозного предубеждения и политического или психологического редукционизма, из-за чего явления, которые представляются как религиозные, "не могут" иметь религиозную причину. Религия, как говорил Маркс, это только "надстройка" для базиса, который для самого Маркса заключался в экономике, а для Фрейда - в психологии.

Конечно, никакое явление не следует сводить к одной единственной причине, и претендовать на то, что мотивации террориста-смертника будут только религиозными, было бы в равной степени карикатурно. Но религия играет во всем этом большую роль.

- Существует, как Вы сами утверждали, "индустрия суицидального терроризма"?

- Да. Мы делаем различие между мотивацией отдельных людей, о чем я говорил, и мотивацией организаций. Одиночки, чей способ восприятия религии - особенно ислама - предрасполагает их к насильственным действиям, вплоть до суицидального терроризма, существуют во многих культурах. Но не везде есть "предприятия", "индустрии", отвечающие на этот потенциальный спрос, предлагая вербовку и возможность перейти от разглагольствований об актуальности терроризма к его реальной силе.

Проявлений исламского терроризма нет в Сенегале или Мали, где проживает много набожных и бедных мусульман. Очень мало проявлений в Турции, где чаще всего действуют исламские террористы из других стран, или террористы коммунистического и сепаратистского толка (курды), мотивации которых никак нельзя назвать религиозными.

Терроризм процветает в Саудовской Аравии (богатая страна), в Египте, в Индонезии, в Пакистане, в исламских диаспорах, проживающих в Италии, Испании, Франции и Германии потому, что там есть организации, умеющие вербовать потенциальных террористов.

Конечно, терроризм существует также и в Чечне, Палестине, Кашмире, но не только в этих странах, ведущих войну. Более того, Аль Каеда вербует почти всех своих членов в Саудовской Аравии, в Египте и среди исламских эмигрантов в Европе, следовательно, не в зонах военного действия.

- Вы утверждаете, что в борьбе с терроризмом больше пользы принесет воздействие не на его "предложение", а на "спрос". Можно об этом поподробнее?

- Те, кто придерживаются мнения, что суицидальный терроризм порождается бедностью, считают, что "планы Маршалла" способны искоренить бедность в Палестине или где-либо еще, решив, таким образом, эту проблему.

Пояснив сразу, что эти планы чрезвычайно полезны, - но по другим причинам, - мы считаем, что они не имеют никакого отношения к решению проблемы терроризма. Как было указано, большинство террористов (не все, естественно) происходят их состоятельных семей и из богатых стран.

Предлагаемые решения проблемы часто сконцентрированы на том, чтобы отвлечь террориста-одиночку от идеи стать "мучеником" самоубийцей. В этом плане можно сделать что-то, но очень медленно, и полученные результаты можно будет оценить спустя долгое время.

Мы считаем, что пройдет еще не одно поколение, которое будет воспринимать Ислам так, что в их умах и сердцах будет возникать вопрос об экстремизме, который может подтолкнуть их к терроризму, независимо от того, живут ли они в бедных странах, или в лучших социально-экономических условиях, в зонах, где не ведутся войны, где нет территориальных споров или территорий, оккупированных западом, таких странах, как Саудовская Аравия или Индонезия (я не говорю здесь об островах или отделенных территорий индонезийского архипелага: многие террористы родом из Джакарты).

То, что можно сделать в более короткие сроки, это чтобы предложение не имело спроса, то есть можно пресечь деятельность организаций, производящих вербовку и обучение террористов.

Можно частично обуздать их деятельность в военной области - эту сферу их деятельности нельзя оставлять без внимания, как хотелось бы прекраснодушествующим пацифистам. Следует непременно поставить им преграды в финансовом плане: огромные суммы, которые они слишком легко получают, поступают в основном через "гуманитарные" организации, служащих щитом для террористов.

В книге мы пытались показать, прежде всего, что террористические организации не совершают покушений только чтобы получить от этого удовольствие, или потому что ими движет воля апокалиптического разрушения. Они действуют как "индустрия терроризма", в соответствии с обычной предпринимательской логикой затраты-доходы. Они предлагают политические дивиденды и иногда получают их: группировка Хамас провалила не один план мира в Палестине, террористический акт 11 марта повлиял на выборы в Испании, и так далее.

В настоящее время поняв, что террористические акты, осуществляемые смертниками, больше не являются "подходящими" и не дают результатов (более того, они дают обратный результат), террористические организации меняют стратегию. Поэтому ответ суицидальному терроризму в плане предложения - это, в конечном счете, проблема, которую следует решать политике.

Перевод: София Халходжаева.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии