На Востоке, в Передней Азии, в Египте и Африке часто встречается магический крестообразный знак "анх". Он объединяет в себе два символа - крест в виде двух пересекающихся под прямым углом линий, который обозначает четыре стихии: солнце, огонь, ветер и воду (символ жизни); и круг (символ вечности). У древних египтян такой крест символизировал соединение мужского и женского начал, Осириса и Исиды, союз небесного и земного. Позже этот знак "анх" олицетворял жизнь, бессмертие, скрытую мудрость и многое другое.
Согласно "Толковому словарю слов Нового Завета" религиозный символ из 2-х перекрещенных брусьев "возник в древней Халдее, и символизировал бога Таммуза (существа в образе Мистической буквы "Тау", первой буквы его имени) в той стране и в примыкающих к ней землям, включая и Египет". В любой книге о Египте, где показаны древние памятники или стены древних храмов, можно заметить кресты в виде буквы "Тау".
По мере того, как символ крест распространялся по разным народам, его употребление развивалось в различных направлениях. У китайцев крест был одной из древних эмблем, он изображался на стенах их пагод, а также на фонарях, используемых для освещения самых священных мест их храмов.
В Индии даже помечали крестом кувшины со святой водой из реки Ганг, он также считался эмблемой освобожденных от телесной оболочки святых Jaina.
Историки с археологами до сих пор точно не определили, какой формы был Крест, на котором был распят Христос. Первые кресты - хризмы - выглядели в виде косого Андреевского креста. Это изображение первой буквы в имени Христа. Существует также версия, что Христос был распят на Т-образном кресте, то есть на таком же, как и двое разбойников. Друугие ученые убеждены, что это был именно крест, причем, называют даже материалы, из которых он был изготовлен: продольный брус - их кипариса, поперечный - из финиковой пальмы, подножие - из кедра, дощечка с надписью - из масличного дерева. Как уже говорилось новый смысл крест приобрел, когда объединились два его символических значения - источник бессмертия и орудие казни Иисуса Христа. Крест стал священным символом вечной жизни и избавления от страданий.
В III столетии некоторые христиане рисовали крест у себя на лбу, несмотря на то, что по этому признаку их узнавали во время гонений. В том же III веке в правление императора Диоклетиана мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди. В те времена язычники в насмешку называли христиан крестопоклонниками. Тогда же и стали появляться разнообразные формы креста. Однако в основе их всегда лежал греческий равноконечный крест.
Например, на Руси носили вначале равноконечные кресты без надписей. Появление буквенного дополнения было вызвано необходимостью для отличия православного креста от других. В Евангелии от Иоана говорится: "Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было "Иисус Назорей. Царь Иудейский". и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Позднее стали писать "Вос" и "Зоя", что означает "свят" и "жизнь". Со временем надписи на крестах видоизменялись. В дальнейшем надпись на доске или титле сократилась до начальных букв и соответствовала по-гречески "I.N.B.I.", по-римски "I.N.R.I.", по-русски - "I.H.Ц.I." Однако наиболее древними надписями являются "I" и "Х", а также "I" и "Р". Символом православия стал восьмиконечный крест, который символизирует распятого Христа. Православное прочтение фигуры Христа отличается от католического тем, что на православном распятии ноги Христа прибиты двумя гвоздями, а на католическом - одним.
Но многие кресты, призванные напоминать о распятии, не имеют самого изображения распятия. Они сооружаются, например, на куполах храмов, изображаются на богослужебных сосудах, одеждах, просфорах, на митрах, архиепископских, митрополичьих и патриарших скуфьях и клобуках, на архиерейских посохах, в орнаментах стенной и иконной росписи, на богослужебных и не богослужебных духовных книгах, на церковных орденских знаках и других установленных Церковью предметах.
На куполах хpамов иногда ставят четыpехконечные кpесты с полумесяцем, концы котоpого напpавлены ввеpх. Он означает собой "якоpь спасения", в соответствии с пpедставлением о хpаме, как о коpабле, плывущем в цаpство божье.
Другие исследователи считают, что крест домонгольского периода, венчавший православные храмы, сочетался с полумесяцем. В Византийской империи полумесяц был символом Богородицы и колыбели. Священным символом мусульман он стал лишь после того, как магометане захватили Византию.
Известное выражение преподобного Феодора Студита "Крест всякой формы есть истинный Крест" относится к рубежу VIII-IX веков. А в 1860 году архимандрит Макарий дал рекомендации по форме крестов на главах храмов и колоколен: "кресты четвероконечные и восьмиконечные, с меньшими крестами на концах и без оных, с полулунным подножием и без оного, могут быть поставляемы на храмах, смотря по предпочтительному усердию храмоздателей и лиц, для коих устрояется храм; но определенное узаконение по сему предметы, как зависящему от усердия и от благочестивого обычая разных лиц, в настоящее время на требуется".
Оба эти высказывания с разрывом в тысячу лет говорят об одном и том же - русское православие признает кресты всех форм, а не отдает предпочтение только какой-то одной, пусть даже самой лучшей форме креста.