Неоконченный спор

0
108
Время на чтение 6 минут
Как-то разговорились мы с одним моим приятелем - экскурсоводом Андреем. Будучи человеком крещЈным, воцерковлЈнным, он посетовал между прочим на чрезмерную строгость правил в иных наших монастырях и привЈл в качестве примера один из них, старейший Б-ский монастырь.

Так вот, привЈз якобы Андрей в этот монастырь одну небольшую семейку туристов из трЈх человек: папы, мамы и дочки. И было у них, как он мне поведал, совершенно замечательное настроение: с утра они посетили большой кафедральный собор, ознакомились с фресками РублЈва, затем - знаменитый, занесЈнный ЮНЕСКО в список шедевров мировой архитектуры, храм у Святого озера, даже искупались в этом озере, перекусили там же на открытом воздухе прямо напротив храма, от души нафотографировались, на обратном пути собрали вдоль луга "роскошный" букет из цветов, и вдруг нате вам - пришли в монастырь, а их не пускают - в главный собор. Оказывается, всего-то навсего, мама с дочкой не в том наряде были - в джинсовых брюках!

- И что же тебя возмущает?.. Теперь будут знать. Ну, не осмотрели изнутри ещЈ один памятник архитектуры. Зато осмотрели другие, более древние, искупались в святой водичке, прогулялись по заповедному лугу...

- Да то хотя бы, - ответил Андрей, - что после такого приЈма они вообще ногой в храм не ступят. Можно ж как-то было понять, уступить, снизойти... Мы же все христиане...

- Погоди, погоди, - сказал я, желая его успокоить. - "Христиане" - тут не при чЈм... Интересно, а почему это они не смогли понять? И до каких это пор, до какого предела надобно уступать и снисходить?.. Я вот тебе такой пример приведу...

И я рассказал ему об одном инциденте, имевшем место в Оптиной пустыни года эдак четыре назад. Мне о нЈм, в свою очередь, поведал во время моего позапрошлогоднего посещения Оптиной один мой знакомый монах - иеродиакон отец П., в миру Николай (бывший тоже, кстати, литератор, журналист, семь лет как постригся). Одно время отец П. исполнял при монастыре должность коменданта. Приходилось ему в том числе следить и за порядком в монастыре, за его безопасностью, за режимом посещения обители паломниками, туристами, гостями, прошенными и непрошеными...

Однажды (как рассказывал отец П.) буквально вдавилась, вломилась какая-то группа женщин, лет под сорок и свыше, совершенно "отвязных", довольно фривольно одетых, чуть ли прямо не с речки, да ещЈ и вдобавок "под мухой": кто в каких-то пляжных коротких халатах, кто в цветастых, в обтяжку, трусах ли, лосинах, и от всех "табачищем разит за версту"...

Ну что было делать?.. Естественно, комендант, вместе с двумя помощниками, встал на пути этой "десантуре бесовок":

- Простите, сестры, но в таком виде вам лучше не проходить. Здесь всЈ-таки, знаете, монастырь, - смиренно напомнил он им.

Какой тут начался гвалт: "Как? Что? Да кто он такой! Да ты знаешь, кто я, кто мы?!" Одна из "сестЈр" всЈ-таки прорвалась сквозь кордон. Отец П. вежливо, творя про себя "умную молитву", взял еЈ за локоток и попытался вернуть назад. "Ах, так? Он ещЈ рукоприкладством занимается? Подать сюда игумена!.."

Однако! Кто же это были такие? Оказалось - ни много ни мало - известная у нас в стране либерал-феминистка, пропагандистка "безопасного секса", со своими подругами. То ли они на даче тут поблизости отдыхали, то ли ехали откуда-то с юга, решили по дороге искупнуться в реке, а заодно "осчастливить" своим визитом знаменитый мужской монастырь. В любом случае, это был уже почти скандал!.. ПолуобнажЈнных подвыпивших феминисток на территорию монастыря хотя и не пустили, но разборка в присутствии одного из помощников игумена всЈ-таки состоялась, и пришлось моему знакомому иеродиакону отцу П., от греха подальше, оставить свою "высокую" должность коменданта - что он, кстати, сделал с превеликой радостью, - и, переместившись на время в коровник, принять послушание старшего дояра. Тут, по крайней мере, спасаться легче: и молиться гораздо спокойнее, и на святых отцов времени больше оставалось...

- Ну? И что, по-твоему, этих распоясавшихся тЈток тоже надо понять? - спросил я Андрея. - Идти им навстречу, делать уступки?..

- Нет, ну это уж ты совсем крайний случай привЈл, - отозвался он хмуро.

- Это он для тебя крайний, а для них не крайний, а только начало края. Слышал, небось, европейские феминистки добиваются от Европарламента отмены запрета на посещение женщинами святой горы Афон? Дискриминация-де! Ущемление прав и сво-бод!.. ЕщЈ лет сто назад трудно себе было даже представить праздношатающихся по монастырям женщин в штанах, шортах, с обнажЈнными пупками. А теперь - почти норма. А ты представляешь, каково потом бедным монахам после этих картинок? ПойдЈт ли им в голову на ночь вечернее правило?.. Обижаются! Ради Бога, пусть обижаются. В чужой монастырь, как говорится, со своим уставом не ходят.

- Да, но ты же знаешь, пути-дороги к Господу неисповедимы.

- Нет, ну это, конечно, - пришлось согласиться мне с ним. - Это так. Мои стЈжки-дорожки тоже не розами были усыпаны. Не переживай ты за эту свою семейку. Бог даст, дойдут, доберутся они до своего Храма. В свой срок, в своЈ время. Давай порассуждаем так. Вот нормальный человек, отправляясь даже на приЈм в поликлинику, со-ответ-ству-юще приготавливается и одевается. Так? Так. Хотя бы из уважения к врачу. На приЈмные или выпускные экзамены нормальная девушка постарается одеться поприличнее, в юбку ли, платье. Хотя бы из страха, что еЈ тусовочный брючный "прикид" не всякому члену комиссии придЈтся по вкусу. А при подходе к храму - дому Божиему! - нет никакого ни страха, ни трепета. Мысли только о личном удобстве. Если для мамы с дочкой всЈ равно, в чЈм войти, что вчера - в супермаркет, что сегодня - в храм Божий, почувствуют ли они после этого разницу - между тем и другим?

- Нет, безусловно, ты прав, одежда ко многому обязывает, - не стал со мной спорить Андрей.

Тут мы наперебой, будто только что для себя открыли Америку, стали вспоминать ситуации, обстоятельства и даже служебные предписания, когда хочешь не хочешь, волей-неволей, а в иных случаях и с великой охотой люди одеваются в чЈрные мужские костюмы, фраки, вечерние женские, бальные, "для приЈма гостей", подвенечные (свадебные) платья, мундиры, униформу, мантии, рясы... И это нормально и правильно! В этом есть свой резон, ещЈ и какой!.. Девушка в вечернем платье уже не сядет на стул, широко, по-бурлацки, расставив колени и опершись о них, как вратарь при пенальти...

- У них и взгляд-то при этом другой, - заметил Андрей. - И речь. И осанка-Тут, - когда мы наконец достигли почти полного единомыслия и взаимопонимания, - в подтверждение темы я привЈл Андрею пример, как два года назад... или три... ну, не важно... студентки нашего Суздальского художественно-реставрационного училища, с отделения реставрации тканей, переоблачившись в отреставрированные ими же самими старинные сарафаны, кокошники, душегреи, под предводительством моей жены, заведующей этого самого отделения, перемещались по главной улице города в сторону Торговых рядов, где они должны были принимать участие в празднике под названием "Город мастеров".

Это было шествие! Настоящее зрелище! Надо было видеть, какова была реакция встречных прохожих, а также многочисленных туристов и гостей города, оказавшихся на пути следования студенток, в одночасье, безо всякого преувеличения, превратившихся, как одна, в настоящих русских красавиц. Откуда только появилась эта лебединая стать, эта мягкая поступь, этот царственный взгляд с поволокой!.. Чудеса да и только. Уж кто-кто, а я-то знал студенток своей жены, неоднократно видел их в повседневной, ничего не говорящей ни уму, ни сердцу бесцветной одЈжке, и могу быть свидетелем: разница - как между небом и землЈй.

Как раз в то самое время, когда девушки пересекали площадь, неподалЈку от Преподобенской колокольни остановился автобус с иностранцами. Экскурсовод повела их было в сторону Ризоположенского монастыря, но туристы смешались, все стали оборачиваться, некоторые - суетливо - расчехлять свои фото и видеокамеры и наводить на процессию.

- О! Бери найс!.. Бьютефел!.. Рашен гелс!.. - раздавалось со всех сторон. Дело даже не в иностранцах. Бог бы с ними, с этими иностранцами. Но просто поразительно, удивительно, уму непостижимо, как это девушки до сих пор не могут усвоить, насколько обкрадывают сами себя, облачаясь обычно, почти поголовно, в мужские одЈжки? Мало того, что каждая из них лишает себя возможности быть романтичной, таинственной, обаятельной, они ещЈ и лишают себя - причЈм добровольно! - главного своего достоинства - естественной женской привлекательности (не путать с пресловутой "сексапильностью"), превращая себя в парней и мужчин. Дожили - женщины не хотят больше быть женщинами! Говорят, рождаемость падает, семьи не держатся, супруги не могут ни о чЈм договориться...

Да, одежда обязывает, - пришли мы с Андреем к обоюдному выводу. Но она не только обязывает - она ещЈ и диктует стиль поведения!

И ещЈ одно наблюдение... Во второй половине программы "Города мастеров", как рассказывала моя жена (я присутствовал только на первой), после официальной, обязательной еЈ части, девчонок повели сниматься на пленер - приехал, по предварительной договорЈнности, один профессиональный фотограф из Москвы. Снимали в Суздальском кремле, в Музее деревянного зодчества, у речки, на валах, на лугу... СъЈмки продолжались несколько часов кряду. "Он их буквально измучил", - сказала жена. Но! За всЈ время съЈмок, как она рассказала, жена не услышала от девчонок ни одного "вау!", а одна "куряка" из группы призналась ей по секрету: "Знаете, Людмила Михайловна, сама удивляюсь, но я за весь день про сигареты даже ни разу не вспомнила!".

Вот что делает с людьми одежда! То есть она не только облагораживает, украшает, организует, заставляет подтягиваться внешне и внутренне, она ещЈ и дисциплинирует - морально и нравственно.

- Или наоборот - разлагает, - поддакнул Андрей, когда я закончил рассказ о студентках.

Наконец-таки. Уф! Кажется, мы всЈ-таки окончательно нашли общий язык с Андреем.

Но тут - неожиданно - он говорит:

- ВсЈ это так. Конечно... Но всЈ-таки жалко.

- Кого? - не понял я сразу.

- Обидно... Да, девушку эту, - ответил Андрей и вздохнул. - Она так рвалась, так хотела попасть внутрь храма...

- Н-да, - сказал я, начиная, кажется, понимать.

- Ну, а вообще как?.. Честно: что, в самом деле, м... ничего... симпатичная девушка?

- Ну! Что ты!.. Девушка - класс!... Нет, правда, очень хорошая девушка.

- Да?.. Ну, тогда я не знаю, - развЈл я руками.

- Тогда я не знаю...

Мне - действительно - нечего было добавить.

Суздаль
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Дауров
Есть ли шанс у России?
Из писем крестнику, разных лет
20.08.2015
Никто не хотел напрягаться
Отклик на статью о.Александра Зайцева «О врачебной системе Ксении Кравченко»
15.02.2013
Иверонские диалоги
Афонские зарисовки
06.02.2012
Афон: паром, туда и обратно
Афонские зарисовки
25.01.2012
Все статьи Виктор Дауров
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40