Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Духовность "несмотря и вопреки"

Екатерина  Ручьевская, Литературная газета

18.01.2005


В Санкт-Петербурге состоялся фестиваль русской музыки, посвящЈнный 525-летию Академической капеллы …

Программа семи концертов фестиваля - от Стихиры Ивана Грозного до Реквиема Сергея Слонимского (сочинение 2003 года, мировая премьера) - ретроспективно отражала историю Капеллы, от хора Государевых певчих дьяков Ивана III до наших дней. А история эта поистине уникальна.
Хор Государевых певчих дьяков изначально не был хором церковным. ПЈтр I перевЈл его к берегам Невы для участия в закладке будущей столицы - Петербурга. Преобразованный ещЈ в XVIII веке в Придворную певческую капеллу, хор на протяжении трЈх столетий развивался вширь и вглубь, в начале XIX века исполнял "Торжественную мессу" Бетховена, оратории Гайдна "Времена года" и "Сотворение мира", Реквием Моцарта. Затем, с включением в состав Капеллы симфонического оркестра, ей стала доступной практически вся русская и мировая классика. Капелла изначально была и ш к о л о й. Школой певцов, регентов, оркестровых музыкантов, дирижЈров-симфонистов, композиторов, где работали еЈ выпускники, а также великие русские композиторы - Глинка, Балакирев, Римский-Корсаков.
До революции Капелла включала в себя Большой смешанный хор, хор мальчиков, симфонический оркестр и учебный комплекс ("шляхетский корпус") от начального до высшего образования. В советские годы она сохраняла свой в полном смысле государственный статус. Ею руководили такие мастера, как М. Климов, Е. Кудрявцева, А. Дмитревский. А с 1974 года - вот уже 30 лет - Владислав Чернушенко, которому удалось расширить репертуар, включив в него шедевры русской духовной музыки, наперекор общей тенденции атеистического еЈ неприятия (в основном официальной элитой). В афише, например, печаталось: Рахманинов, ор. 37, ибо нельзя было написать "Всенощное бдение". В Капелле зазвучали духовные произведения Гречанинова, Бортнянского, других авторов. Именно Капелле и В.Чернушенко доверил Георгий Свиридов исполнение своего хорового цикла "Молитвы и песнопения" - духовного завещания всем нам.
Впрочем, в 1917 году из состава Капеллы был выведен симфонический оркестр (ныне это первый оркестр Петербургской филармонии). Усилиями В.А. Чернушенко симфонический оркестр Капеллы был восстановлен в 1991 году. В 50-х годах эмансипировался детский хор и образовалась автономная единица (Хоровое училище), что затруднило подпитку Капеллы своими кадрами. Но эти трудности не идут ни в какое сравнение с нынешними бедами!
Капелла уже давно не живЈт в своЈм красивейшем доме, построенном специально для неЈ архитектором Леонтием Бенуа, с акустически совершенным залом. Возводят рядом громадную гостиницу, а в здании Капеллы пошли трещины, и ремонту не видно конца. Капелла и еЈ симфонический оркестр находят прибежище в помещении Большого зала Филармонии, но только для концертов, а не для репетиций. Нищенская оплата труда вынуждает оркестрантов, которые многому научились в Капелле, переходить в другие коллективы, а певцов отправляться за границу...
И тем не менее фестиваль убедил, что Капелла сохраняет высочайший уровень исполнительства! Творческий коллектив - хор, оркестр, солисты, но в первую очередь художественный руководитель Капеллы Владислав Чернушенко и Александр Чернушенко создали подлинный праздник музыки. Свидетель этого торжества - Большой зал Филармонии все семь дней фестиваля был заполнен до отказа. Публика с восторгом приняла Одиннадцатую симфонию С. Слонимского, посвящЈнную Михаилу Шемякину, и его же Реквием. Оба сочинения - яркие, глубокие, достаточно сложные, очень характерные для стиля Слонимского. С энтузиазмом слушали "Поэму памяти Есенина" Г. Свиридова (отличный солист О. Трофимов), кантату Танеева "Иоанн Дамаскин" и, конечно, "Перезвоны" Гаврилина. Мощно и ярко прозвучала оратория С. Прокофьева "Иван Грозный" (при участии
Н. Мартона - партия чтеца). Под управлением А. Чернушенко с большим успехом прошЈл вечер инструментальной музыки. Прозвучали также сюита из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева, тонко и строго исполненные С. Ролдугиным "Вариации на тему рококо" Чайковского и "Итальянское каприччио" - своего рода символ праздничности.
Мы вновь убедились в том, что Капелла хранит не только собственно певческую традицию, еЈ строгую торжественность, но и сам еЈ д у х - ликующий и скорбный, героический и высокий, всегда человечный. Так ведь иначе просто нельзя! Девиз Капеллы - сохранять, защищать, идти вперЈд - не может допустить снижения уровня до серой заурядности, тем более "попсовости". А главное, фестиваль показал, что р у с с к а я к л а с с и ч е с к а я м у з ы к а в о с т р е б о в а н а. Востребована еЈ чистота, яркость, первозданность. Остался, правда, вопрос - почему так часто высокое, смелое, значительное и в искусстве, и в науке, и в литературе существует н е с м о т р я и в о п р е к и?
Капелла не относится к тем, кто продаЈт билеты по бешеным ценам. Не потому ли она и находится в бедственном положении? Но "несмотря и вопреки" хранит и умножает ценности высокой музыки.

Екатерина РУЧЬЕВСКАЯ, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

24-30 декабря 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме