Почему Ирак не Украина

0
141
Время на чтение 4 минуты
В результате мобилизации всех сил кандидат демократической оппозиции Виктор Ющенко должен занять пост президента Украины. Новое демократическое государство зарождается у самого порога России. Этот плавный переход заставляет задаться таким простым и таким сложным вопросом: почему здесь все складывается более или менее удачно, а в других местах значительно хуже? Короче говоря, почему Ирак не Украина?

Чтобы попытаться на него ответить, избавимся от двух примитивных понятий, являющихся отражением друг друга. Первое из них - это представление вневременных универсалистов, для которых демократия представляет ценность в любом месте, независимо от обстоятельств. Второе принадлежит закоснелым культуралистам, для которых она эдакая аристократка, из "избранных", если исходить из исторических и культурных критериев. Как же поставить проблему? Прежде всего, сделав различие между двумя основными величинами демократии, которые пытаются смешивать, в то время как различие между ними является основным. С одной стороны, это то, что можно назвать демократической процедурой, а с другой, демократической культурой.

Демократия как процедура включает систему правил, позволяющих демократическому режиму функционировать: свободные выборы, правовое государство, соблюдение прав человека. Эта "формальная" величина одновременно является основополагающей и недостаточной. Основополагающей - так как без соблюдения этих процедур демократия окажется бессмысленной. Свободные выборы при отсутствии правового государства или соблюдения прав человека являют собой лишь очень несовершенную демократию.

Но демократия в основе своей требует медленного, постепенного, но глубокого внедрения демократической культуры, которая выражается в доверии народа к институциям, в использовании систематизированной практики в конфликтных ситуациях, в уважении чужого мнения. Поэтому, если эта первая величина может быть относительно легко установлена, благодаря, в частности, внешней поддержке, то вторая в большей степени зависит от местных условий и требует больше времени.

И здесь важную роль играет история. Если у общества имеются исторические и культурные традиции, к которым оно могло бы привязать свой новый опыт, такое внедрение было бы более быстрым. В противном случае, оно бы шло медленнее и ни к чему бы не привело. Однако история на этом не останавливается. Так как наиглавнейший источник легитимности демократии на Украине - это тот факт, что она строится, как всегда вопреки России. Это-то и подводит к тому основному факту, который объясняет, почему Ирак не Украина. В Ираке демократия идентифицируется, вольно или невольно, с оккупационной мощью, которая не делает ничего, чтобы таковой не выглядеть. Отсюда и противоречие между национальным фактором и фактором демократическим. Исключение составляет только Курдистан, где американская интервенция усиливает курдский национальный фактор.

Отсюда парадокс: нет никаких шансов установления демократии, если она привносится внешними силами, которые стремятся покончить с тиранией, ни сколько не заботясь о национальном факторе. Именно это и происходит в Ираке. Даже если подавляющее большинство иракцев сумело поддержать свержение американцами Саддама Хусейна, то же самое большинство воспринимает их как оккупантов. В результате, альтернативой саддамизму становится не демократия, а исламизм.

Как справиться с этой дилеммой, когда мусульманские общества, похоже, просто приговорены переходить от клановой или семейной диктатуры к диктатурам исламистским? Надо признать, что на этот опасный вопрос нет внятного ответа. Так как проблема демократии на исламской земле не может быть решена ни при помощи военного вторжения, ни при помощи возникновения просвещенной элиты, а только при помощи работы над собой, которая еще по-настоящему не начиналась, и к началу которой большинство политических элит в этих обществах вовсе не стремится.

Так как и здесь тоже имеется огромный парадокс. Демократизация посредством силы, наверно, наихудшее решение для мусульманского мира, измученного злопамятством. И в то же время это неразрывно связано с отсутствием демократической культуры. Практически не существует таких мусульманских обществ, которые были бы по-настоящему демократическими, как и не существует таких, которые были бы по-настоящему процветающими. Утверждать в таких условиях, что это не имеет ничего общего с исламом, было бы чистейшим заблуждением.

Конечно, вопрос "исламской замкнутости" вызывает горячие споры даже у специалистов по исламу. Некоторые считают, что основная причина этой замкнутости состоит в неспособности мусульманского мировосприятия согласиться с тем, что малейшая область человеческого существования не связана с религией, не позволяя таким образом возникнуть индивидуальной рациональности, в частности, в политической, социальной и культурной сферах.

Стремление свергнуть верховенство религии над жизнью граждан шло всегда только извне и имело небезызвестный эффект, начиная с колониальных войн и кончая последними событиями в Ираке. Беспощадность оккупации приводит к еще более четкому осознанию собственной принадлежности к исламу. Стремление мусульман к единению родилось вместе с вторжением монголов в Багдад! Однако этот принцип неразрывности между "церковью и государством" перелицован другими мастерами. По их мнению, отрыв произошел с момента наследования Пророку. Кому верить?

Как и любая другая религия, ислам не только мог бы, но и всегда сможет выбрать направление, отличное от того, что он собой представляет. Совсем не ислам "как таковой", видимо, лежит в основе мусульманской замкнутости. Но эта гипотеза отодвигает на второй план главный вопрос. Если ислам смог и может стать открытым для несвойственных ему течений, почему реформистские интерпретации, способные вывести его на современный уровень, всегда были ограничены и систематически терпели поражение? И почему вместо того, чтобы утихнуть, эта реакция все ширится?

Все-таки есть в мусульманском мире тенденция, которая отвергает любую критику, связанную с осовремениванием ислама. Вторжение в Ирак, с этой точки зрения, является частью того кошмарного хитросплетения, в котором оказался регион. Чем больше его пинают извне, тем непреклонней он становится. Печальная констатация для тех в Вашингтоне, кто претендует на то, чтобы силой принудить историю к родам. А так же для того меньшинства в мусульманском мире, которое ищет узкую тропинку между жертвенностью, к которой невольно побуждает Америка, и полной замкнутостью, которая характерна почти для всех незаконных режимов.

Заки Лаиди (Zaki Laidi) - политолог из Центра международных исследований (CERI - Sciences-Po).

ИноСМИ.Ru
31.12.2004
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 11:18
Указы президента 2024 года снова не будут выполняться?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 11:05
Начинается великое «Очищение» Отчизны
Новый комментарий от Игорь Ал
18.04.2024 10:48
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 10:36
«Она была наследницею его державных прав»
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 10:22
У Драбинко в ПЦУ миссия?
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 10:15
Инстасамка, разрешённая в России
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 10:07