Трижды рожденный храм

0
135
Время на чтение 5 минут

-Когда начали наш храм строить, первым делом, понятно, поставили забор, огораживающий место строительства. Жители Рощина заволновались: ага, церковь отгораживается от народа, не хотят нам показывать, что они там строят!.. Потом из-за забора стали появляться стены храма. Народ удивляется: "Вот так дачу себе батюшка строит - роскошную!" Когда же над постройкой встали православные кресты и всем стало ясно, что дачей это сооружение назвать, скорее всего, нельзя... На первую службу собрался весь поселок: был полон не только храм, но и во дворе яблоку некуда было упасть - настоящий всенародный праздник.

Так рассказывал нам настоятель Никольского храма в поселке Рощино (Выборгский район) протоирей Павел Бельский. Поскольку увидеть рощинский храм своими глазами нам не удалось, мы попросили отца Павла рассказать, как выглядит эта недавно построенная церковь.

- Мы старались, чтобы новый храм по возможности повторял прежний, стоявший на этом месте вплоть до Финской войны, - ответил отец настоятель, - Та, старая, деревянная, церковь была, как рассказывают, очень красивой; архитектору, построившему ее в 1870 году, за этот проект было даже присвоено звание академика. Иконы в алтаре писал сам знаменитый Верещагин; я видел фотографии этих икон, присланные нам из Швеции... Там-то и хранятся теперь верещагинские образа: когда прежние жители поселка уходили от наступавшей Красной Армии, они и иконы взяли с собой... Кстати, надо сказать, что и та церковь была в нашем поселке не первой. Самый первый православный храм построили здесь в 1802 году, когда сюда, на финские земли, на оружейный завод привезли большую партию русских рабочих... Выходит, что церковь наша рождалась на свет трижды - это не редкость для русских церквей. Но вернемся к нынешнему храму. Итак, мы хотели, чтобы он как можно больше походил на прежний, но тут выяснилось, что прогрессивной строительной технике XXI века недоступны некоторые технологи века девятнадцатого. В частности, построить шатер над церковью ни одна из строительных организаций не бралась: люди просто не знали, как это делается. Тогда я решил увенчать храм небольшими башенками, подобными тем, что мне довелось видеть на архангельских церквах... И вышло очень красиво, все остались довольны. Храм наш - деревянный, стены выкрашены в белый цвет, купол - в синий, под цвет неба. Он удивительно хорошо смотрится отовсюду, но лучше всего - со стороны озера. Несомненно, Никольский храм - самое красивое сооружение в Рощино, он как бы бросает свет на весь поселок... И когда мы начали звонить в колокола - столько было благодарных отзывов: слышно было даже в деревнях, отстоящий от Рощина километров на двадцать. Особенно красив колокольный звон на рассвете, когда еще не расселся утренний туман... Однажды к нам приехал какой-то видный чиновник из Выборга. Он обошел Рощино, побывал возле церкви и потом спросил меня с какой-то обидой в голосе: "Отец Павел, почему это по всему поселку грязь на улицах, а возле храма - чисто? Чем это объяснить?" Я даже руками развел. Что тут ответить?

- В начале разговора вы упомянули о том, что при строительстве храма у вас были какие-то трения с местными жителями?..

- Да нет, особых трений не было, - просто людям было непривычно видеть церковь после пятидесяти лет безбожной жизни... Хотя в начале строительства раздавались протестующие голоса... Один местный депутат, усиленно заботящийся о благе народа, доказывал, что от церкви пользы не будет никакой, а вот если построить супермаркет, вот тогда... По счастью, его не послушали, и никто в накладе не остался. Помогали нам - и отдельные люди, и целые организации. И что интересно: был это 1995 год, тяжелое время, когда всякая хозяйственная жизнь в районе замерла, предприятия одно за другим закрывались... Но все организации, принявшие участие в строительстве храма, выжили, сумели перенести эти трудности и сейчас исправно работают. Святитель Николай никогда не забывает тех, кто помогает его церквам!

- Вы часто ощущаете благодатную помощь Святителя?

- Постоянно. Вернусь к временам строительства. С самого его начала все члены нашей церковной общины ежедневно читали акафист Николаю Чудотворцу - и храм был построен всего за девять месяцев! Мы даже не просили Святителя о помощи: мы едва успевали эту помощь принимать. Каждый день приходили добровольцы и сами спрашивали: "Не надо ли чем-нибудь помочь?"

- Расскажите о ваших нынешних прихожанах?

- Прежде всего скажу, что люди, молящиеся в нашем храме, это именно прихожане, а не захожане. Люди это скромные, о себе рассказывать не любят... Среди них есть и такие, кто облечен властью, но и они никак не стараются выделить себя среди остальных. О том, что одна из наших прихожанок - профессор университета, я узнал только тогда, когда она пришла просить благословение на поездку за границу, читать курс лекций. Смирению можно поучиться у наших прихожан, мудрости житейской, умению в нужный момент подать руку помощи... Немало у нас молодежи - вот что меня радует. Приходят молодые сознательно, с серьезными вопросами, и крестятся, обычно, после зрелых размышлений. Даже из Петербурга приезжают к нам креститься, услышав, что в нашем в храме существует строгое правило: человек должен готовиться к крещению. Как это часто бывает: пришел, заплатил, тебя окрестили; а мы во главу угла ставим личную подготовку, чтобы человек понимал, к каким ценностям ему отныне следует стремиться. И не страшась того, что я, как настоятель, много спрашиваю с желающих креститься, люди приходят именно к нам. Значит, у людей есть живой интерес к христианству.

- И долго идет в вашем храме подготовка к крещению?

- Все зависит от человека. Бывает, что после первого же разговора видно, что он уже верующий, уже христианин, и только обряд над ним не совершен. А некоторых надо долго готовить... Я всегда стараюсь обходить острые углы, но должен же желающий креститься иметь хотя бы общие представления о Библии, об основных догматах христианства! А главное - человеку следует иметь живой интерес к вере, влечение к христианскому образу жизни. Если я это вижу, то с обрядом крещения не тяну.

- Где, по-вашему, священнику служить легче: в большом городе или в поселке, подобном Рощину?

- Это, наверное, у каждого священника по-своему... Я имею возможность сравнивать: я служил раньше и в Новодевичьем монастыре, в Казанской церкви, а сейчас служу в небольшом храме один. И знаете - одному мне молиться больше нравится. Понимаете: в алтаре нет суеты, а это так важно!.. Владыка, рукополагая меня, говорил: "Не избегайте соборной службы: приезжайте молиться вместе со мной!" Я помню его слова. Да, соборная служба имеет свою красоту, торжественность. А служба одного священника имеет совершенно особый молитвенный настрой, большую внутреннюю собранность, и мне это ближе.

- А каковы, по-вашему, основные проблемы, стоящие перед священником, служащим в глубинке?

- Я бы сказал: не проблемы, а задачи. Приходится ежедневно нести в народ элементарные христианские истины. К сожалению, нужно признать: русские люди зачастую ничего не знают о христианстве. Представления о вере чисто языческие, обрядовые, на службу люди смотрят, как на некое колдовство... И задача священника - развеивать эти мифы, просвещать, объяснять многократно, кропотливо... Как ребенку повторишь десять тысяч раз, прежде чем он наконец поймет, что шалить нельзя, - точно так же и тут. Вот вам пример: все восемь лет своей службы в Рощино я не уставал говорить, что на поминках водку пить нельзя. Со мной все спорили, что-то мне пытались доказать... Но проходят годы - и те же люди, что спорили со мной, уже учат своих знакомых: "Батюшка сказал, что на поминках водку не пьют!"

- Рощинский храм - единственная церковь, где вы настоятелем?

- Нет, не единственная. Есть у нас по соседству поселок Первомайский. Там при больнице построен маленький храм-часовня: больные очень в нем нуждаются. Еще один рядом поселок рядом с Рощино есть - Победа: там мы собираемся строить храм во имя священномученика Вениамина; уже и земля оформляется. Несколько лет назад в нашем детском оздоровительном пансионате был построен еще один приписной храм - во имя Георгия Победоносца. Надо отдать должное директору пансионата: это была его инициатива, а я выступал только консультантом и духовным руководителем. Летом в этом храме много детей: удивительной радостью наполняется сердце при виде этих маленьких прихожан! Дети приходят с такими ясными глазами, задают разумные вопросы, и внимательно слушают, и молятся - мы так молиться не умеем! Многому можно поучиться у них - вот что я понял, окормляя этот храм. Когда смотришь на детей и думаешь, что именно им придется завершить восстановление христианства на Руси, сердце как-то успокаивается: эти не подведут, они станут нам достойной сменой, они, с Божией помощью, сделают и больше, и лучше нас.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40