Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая на ежегодном Епархиальном собрании столичных клириков, сделал ряд важнейших заявлений. Среди прочего, глава Русской православной церкви осудил сложившуюся практику излишней коммерциализации. "Ничто так не отторгает людей от веры, как корыстолюбие священников и служителей храмов", - заметил по этому поводу Алексий II.
Суровый приговор. Вряд ли можно также сомневаться, что противники Русской православной церкви постараются против нее использовать сказанное Святейшим. Желающих залезть в церковный кошелек, посмотреть, что там лежит, сегодня более чем достаточно. Однако слова Патриарха не так просты, как это покажется постороннему. Их можно уподобить притчам, которые только имеющий уши - да услышит.
Попробуем понять, о чем идет речь. Многих людей, впервые приходящих в какую-либо церковь или монастырь, обычно смущают так называемые "ценники" на свечи и церковные требы (крещение, отпевание, венчание, поминовения и так далее). Привыкший к обиходному "купи-продай", невоцерковленный человек воспринимает это как плату за оказание услуг. Заплатил - и Божья благодать будет отпущена согласно прейскуранту, думает редкий гость.
Однако на деле все обстоит иначе. Таинства, безусловно, совершаются бесплатно. А указанные суммы всего лишь представляют собой рекомендательный характер - вот столько было бы желательно оставить в церковной лавке. Ведь обязанности заботиться о Божьем храме никто с верующих не снимал. Кстати, в некоторых монастырях и церквях примечание о сугубой добровольности пожертвования встречает каждого посетителя у входа.
Тогда о чем идет речь? К сожалению, в словах Алексия II есть большая доля правды. Коммерциализация начинается с малого. Представим себе батюшку, которому дано поручение возродить из руин порушенный за годы безбожной власти храм. Требуется найти немалые деньги. Да еще и правящий архиерей требует исправно перечислять "церковный налог" в епархиальную казну, грозя страшными земными карами за несвоевременную уплату. Вот и не остается нашему батюшке другого выхода, как всеми правдами и неправдами добывать деньги.
Другой вариант. Допустим, есть в каком-то месте "раскрученный" монастырь, в котором находятся или мощи прославленного святого, или отчитки (экзорцизм) ведет известный священник. Здесь коммерциализация уже расцветает пышным цветом. Поставленные на поток требы могут приносить неплохие доходы. Хватит и отцу наместнику на новый джип или итальянскую мебель, перепадает и рядовым батюшкам. В ином месте за право читать акафисты люди чуть ли не дерутся. Знаю пример, когда один отставленный от чтения акафистов священник воспринимал отстранение как жизненную трагедию. Ведь его "коллеги" в течение пары лет на этом зарабатывали себе на квартиру.
Безусловно, Святейший Патриарх и члены Священного синода лучше всех прочих знакомы с проблемой коммерциализации в Церкви. Другое дело, что подобная информация не всегда должна выноситься на публичное обсуждение. Есть проблемы, которые следует решать внутри церковного сообщества. Но и умалчивать их тоже не следует. Поэтому Алексий II и решил пока высказаться иносказательно, обойтись притчей. Однако если его намеки не будут поняты, вслед за словом может последовать дело.
23 декабря 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна