Боевые возможности самолетов Дальней - стратегической авиации позволяют использовать их для борьбы с террористической угрозой. Это означает, что один из элементов ядерной триады России получил новые задачи, не связанные с ядерным сдерживанием, и теперь, так же как и бомбардировщики ВВС США, может привлекаться для нанесения ударов по базам террористов в любой точке мира. Об этом командующий Дальней - стратегической авиацией Игорь ХВОРОВ рассказывает корреспонденту "Известий" Дмитрию Литовкину в канун 90-летия Дальней авиации, отмечаемого 23 декабря.
известия: Игорь Иванович, кажется странным, что стратегический ракетоносец, созданный для нанесения ракетно-ядерного удара, вдруг станет оружием для борьбы с террористами...
Хворов: Стратегическая авиация рассматривается руководством страны не только как элемент системы ядерного сдерживания, но и как средство нанесения упреждающего - карающего удара по террористам в различных точках мира. Трудно представить, что Дальняя авиация использовалась бы в случаях, подобных захвату заложников в Театральном центре на Дубровке или в Беслане. Такие бомбардировщики, как Ту-160 или Ту-95 МС, создавались под использование крылатых ракет большого радиуса действия с ядерными боеголовками. Но не стоит забывать, что у нас есть бомбардировщики с носителями авиабомб - Ту-22М3.
Сейчас мы проводим глубокую модернизацию бомбардировщика Ту-160 под возможность применения обычного - неядерного оружия. За один раз он поднимает 40 тонн бомбовой нагрузки. То есть может взять на борт такое количество бомб, как целая эскадрилья Ту-22М3. Так что если нам поступит приказ вылететь и "накрыть", то силы и средства у нас есть.
известия: Решение подобных задач для наших летчиков в диковинку?
Хворов: Об этом не было принято говорить, но наши ракетоносцы Ту-22М3 в свое время принимали активное участие в боевых действиях в Афганистане. Пилоты, выполнявшие задачи тогда, служат до сих пор. Поэтому, когда мы, например, встречаемся со своими американскими коллегами, нам есть о чем говорить. В том числе и по обмену опытом в плане боевого применения бомбардировочной авиации.
известия: Насчет учений. В плане решения новых - антитеррористических задач стратегическая авиация уже учится воевать?
Хворов: Конечно. В этом году мы приняли участие во всех учениях Вооруженных сил. Участвовали в стратегической командно-штабной тренировке, проходившей под руководством Владимира Путина. В ходе нее наши экипажи успешно произвели пуски крылатых ракет большой дальности. Очень серьезное учение было проведено с одной из дивизий, размещенной на Дальнем Востоке. Было проведено перебазирование бомбардировщиков на Тикси и Анадырь. Затем мы одновременно выполнили взлет, провели бомбометание на незнакомом для пилотов полигоне.
В этом году прошли проверку инспекцией Минобороны. В ходе ее проведения в сложных погодных условиях мы перебазировали наши самолеты с Дальнего Востока на запад страны. Экипажи по 12 часов находились в воздухе. Кроме этого мы провели большие сборы по подготовке молодых летчиков. Сегодня все эти ребята уже летают. В 2005 году нам ставят еще более серьезные задачи по проведению летно-тактических учений. Причем по сравнению с прошлым годом мы будем применять значительно большее количество ракетного и бомбового вооружения. Расширится и география полетов: Атлантика, Тихий, Северный Ледовитый океаны.
известия: А как вы будете воевать с террористами, ведь на вооружении ваших самолетов стоят ракеты с ядерными боеголовками?
Хворов: Это так. Но в этом году на вооружение наших ракетоносцев поступили совершенно новые крылатые ракеты большой дальности с неядерным оснащением. Теперь мы можем решать более широкий спектр задач. Действовать так же, как американские ВВС в Югославии или Ираке. Кроме того, в следующем году мы получим два абсолютно новых Ту-160. Один из них полностью оборудован под применение бомбового вооружения. Оба эти самолета практически по всем электронным системам, комплексам навигации и целеуказания представляют новое слово в стратегической авиации.
известия: Недавно появилась информация о том, что уже разрабатывается бомбардировщик 5-го поколения. Что это за машина?
Хворов: Мы работаем над концепцией такого самолета. Есть около 10 различных проектов. Но окончательного решения, каким именно будет этот самолет, пока не принято. Тем не менее мы склоняемся, исходя из соотношения "стоимость-эффективность", к созданию нового самолета на базе Ту-160. Сегодня его потенциал используется на 60 процентов. Это говорит о том, что концепция этой машины далеко не исчерпана и ее надо развивать. Например, американский бомбардировщик В-52, хотя по форме и устарел, но у него внутри абсолютно новая электроника, и поэтому ресурс этого самолета продлен до 40 лет. Мы думаем идти по тому же пути.
Стратегический бомбардировщик Ту-160
Предназначен для поражения наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Максимальная скорость на большой высоте 2000 км/ч. В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться боекомплект массой до 40 тонн: стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы). Для поражения малоразмерных тактических целей самолет может быть оснащен корректируемыми авиабомбами калибром от 250 до 1500 кг.
Президент потребовал делать ракеты вовремя
В понедельник на встрече президента Путина с членами правительства глава государства напомнил министру обороны Сергею Иванову о необходимости жесткого соблюдения сроков создания новых систем для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
- На успешно проведенных испытаниях останавливаться нельзя, сроки (Создания новых систем. - "Известия") определены, - подчеркнул Путин. - Прошу, чтобы они исполнялись безусловно.
В свою очередь глава Минобороны напомнил, что в бюджете-2005 только в графе "Национальная оборона" на нужды Министерства обороны предусмотрено 472 млрд рублей. Кроме того, расходы на реализацию госпрограммы вооружений будут увеличены на 44,1 млрд рублей. Все это позволит в 2005 году приступить к серьезным закупкам новейшей военной продукции. Вместе с тем, по словам министра, озабоченность вызывают два вопроса: социально-экономическое положение военнослужащих, а также рост тарифов на услуги естественных монополий.
- Оперативные цифры тарифов значительно превышают те, которые нам дают в начале года, - сказал Иванов. - Это касается горюче-смазочных материалов, авиакеросина, а также тарифов на услуги РЖД по грузовым и пассажирским перевозкам. Минобороны не просит дополнительных средств, но договорилось с правительством: если тарифы по-прежнему будут расти, своевременно на это реагировать.
Беседовал Дмитрий Литовкин
21 декабря 2004 г.