Народная вера России оживает

После краха коммунистического Советского Союза православная церковь переживает свое блестящее возрождение

0
122
Время на чтение 4 минуты
Сергиев Посад, маленький город с сорокатысячным населением, находится в 70 километрах к северу от Москвы. Он раскинулся на холмистой местности вокруг Троице-Сергиевой Лавры, основанной святым Сергием, отпрыском ростовских дворян, в 1337 г. Кто приезжает сюда, попадает в сердце русской православной церкви.

Здесь в XIX в. творил Андрей Рублев, здесь он написал свою знаменитую икону - 'Святая животворящая троица'. Здесь находится самая высокая в России 90-метровая колокольня. Здесь у царя были собственные покои. В центре Лавры, словно на сказочных кулисах, сверкают на небе пять куполов Собора Успения Богородицы: четыре из них синие, усыпанные золотыми звездами, пятый купол, залитый золотом, будто соревнуется с зимним солнцем.

Выпал первый снег. Рясы монахов, монашек и священников, во множестве спешащих по территории монастыря среди такого же множества посетителей, еще больше выделяются на его фоне.

Один из них, отец Савва, монастырский священник, живет здесь с 18 лет. Сегодня ему 31 год. Отец Савва приехал сюда из Липецка, города в центре России. Свое призвание, которое он почувствовал в 80-е годы, он воспринимает, как и прежде, как 'непостижимую тайну, завладевшую им и неожиданно все изменившую'. Для его семьи и друзей, которые были неверующими, это был шок: 'Но никто не захотел встать на моем пути'. Сегодня вся семья ходит в церковь.

После окончания семинарии и Православной академии в 1999 г. он был посвящен в монахи. Тем самым он стал относиться к 'черным' священнослужителям, в отличие от 'белых'. Отец Савва может подниматься по иерархической лестнице, 'белые' же священники имеют право 'лишь' жениться. На вопрос, как он оценивает возрождение своей церкви, он начинает с радостью рассказывать о строительстве новых церквей, о возвращении старых, основании монастырей и академий. Но главное, как он считает, это отсутствие угнетения христиан.

История гонений на христиан омрачает и современную церковь. Преследование во времена коммунизма не дает восполнить потери: 'Исчезли традиции. Многие из тех, кто сегодня ходят в церкви, уже не понимают суть веры'.

А суть ее состоит в том, что церковь помогает людям различать между добром и злом. А что же делает для этого священник-монах? 'Постоянное богослужение, - говорит отец Савва - провожу службы, принимаю исповеди, молюсь. Молитва - это главная задача. Бог радикально открывает нам глаза, и поэтому монах переживает трагедию мира намного интенсивнее. Его молитва - это помощь миру. Мир существует только благодаря молитвам монахов. Поэтому он не рушится'. Но монах может делать это, потому что отходит от мирской жизни: 'Если монах вкладывает слишком много сил во внешние события, то уже необходимой чистоты молитвы не будет'.

В России снова верят. Усердно и открыто - в бога. В партию почти уже никто не верит. Партия умерла. Бог торжествует: в возрожденных монастырях и в восстановленных церквях, на церковных богослужениях, в растущем потоке паломников и наплыве учащихся в семинарии, в государственных указах и частных праздниках.

Новая старая вера является в то же время опорой для общества, переживающего глубокий духовный кризис, общества, которое две трети столетия ставило превыше всего такие имена, как Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин, заменив ими бога только для того, чтобы испытать чудовищную катастрофу. Для Ленина, основателя Советского Союза, 'всякая защита идеи бога была защитой реакции', как он писал в 1913 г. в письме к Максиму Горькому. А реакцию следовало уничтожить.

Среди первых жертв наряду с дворянством и буржуазией были, прежде всего, священники, монахини, епископы, митрополиты и патриархи русской православной церкви. Только в течение первого года революции погибли 4 епископа и сотни монахов, священников и верующих. Согласно тайной статистике ЧК жертв насчитывалось почти 1000. Гонения закончились только с наступлением эпохи Горбачева.

В 2004 г. преследование - это уже история. Оно не забыто, но все же прошло: 'Сейчас мы делаем то, что делали тысячу лет', - говорит 52-летний Сергей Житенев, историк, педагог и генеральный директор Центра паломничества Московской Патриархии. Он расположен в неказистой гостинице 'Университетская' на Мичуринском проспекте и предоставляет для паломников простое прибежище: 'За 70 лет советской власти паломничество не умерло. Поэтому нам не нужна никакая программа, никакая искусственная схема. Все зависит от самих верующих'.

Центр не только принимает паломников, но и организует поездки в целях паломничества, главным образом в Израиль, Святую Землю. 'Паломнические поездки, - рассказывает генеральный директор, - в православной вере считаются подвигами'. Паломническое движение в стране насчитывает сейчас почти два миллиона человек и располагает собственным журналом 'Православный паломник'. Из 145 миллионов человек в России почти 80 процентов воспитаны в православной традиции. Даже президенты Ельцин и Путин уже принимали участие в паломнических мероприятиях. Ельцин часами стоял на богослужении, ходил и на исповедь.

Хотя по-настоящему верующими сейчас можно считать лишь 15 процентов населения, но число их растет. В советские времена их насчитывался всего 1 процент. Особенно велико обращение к религии среди молодежи. 40 процентов верующих составляют в настоящее время люди моложе 30 лет.

Генеральный директор Центра паломничества знает, о чем говорит. Еще 14 лет назад он сидел вместе с Ельциным в Верховном Совете, сегодня он верит в бога и работает ради него. Во время нашей беседы бесшумно и непрестанно скользит вокруг его руки нечто вроде четок; это традиционная 'сердечная молитва' в русской православной церкви.

В 1931 г. Сталин хотел доказать, что историю делает он, и никто иной, на Храме Христа Спасителя. Огромная церковь, расположенная на юго-востоке от Кремля, строилась с 1839 по 1889 г.г. в благодарность за спасение Москвы от Наполеона. Высота ее составляет 103 м, - в свое время она была самым высоким зданием города. На площади в 9 тысяч квадратных метров могли молиться 10 тысяч верующих.

Сталин приказал снести церковь, чтобы возвести на ее месте гигантский дворец Советов высотой в 300 метров, с крыши которого должна была возвышаться к небу 100-метрова статуя Ленина, завершая атеистический триумф. Но проект был приостановлен, от него остался лишь грандиозный котлован, из которого позднее был сделан бассейн, а затем снова засыпан. В середине 90-х годов началось чудо восстановления великолепного Храма Христа Спасителя.

Этот собор, благодаря частным пожертвованиям и бюджетным деньгам, был возведен в точном соответствии с оригиналом. В 2000 г. в присутствии представителей руководства города, государства и церкви, а также руководителей братских церквей из всей Европы его освятил Патриарх Алексий II, резиденция которого с 80-х годов снова находится в московском Свято-Даниловом монастыре. Отсутствующий в облике города в течение 60 лет храм снова вернулся в прежней красе всего за пять лет работы каменщиков, специалистов по бетону и мрамору, архитекторов, иконописцев и ювелиров.

Трудно найти более убедительный символ для возрождения православной церкви России, чем этот собор. Он олицетворяет собой веру, которую отец Савва из Троице-Сергиевой Лавры характеризует без всякой торжественности, но с глубокой уверенностью: 'Мы должны понять, что история творится Богом, а не людьми. А как это происходит, остается его тайной'.

Перевод ИноСМИ.Ru

14.12.2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии