Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Новости выбирают и проигрывают

Александр  Горбунов, Литературная газета

14.12.2004

Давно собирался начать разговор о содержании информационно-новостных блоков на нашем ТВ. Слишком у многих вызывают недоумение и вполне понятное раздражение скудость, ограниченность их тем, а нередко и полная смысловая пустота. Когда изо дня в день зритель видит стандартный набор из плохо продуманного официоза, рекламы монетизации льгот, репортажа из Ирака, затем из США и какого-нибудь курьЈза "на закуску". Ничего внятного о жизни самой России, а также и ближайшего зарубежья - стран СНГ. Понятно, что, работая в таком режиме, информационные службы неизбежно "теряют форму". Борьба за Украину, предполагающая полномасштабную информационную войну (с успехом проводимую Западом и украинской оппозицией), выявила всю ограниченность ресурса отечественных "новостников". И, к сожалению, не только еЈ.

Для начала в качестве примера предлагаю рассмотреть один информационный день - 23 ноября. Он выбран не случайно. Именно тогда произошЈл чЈтко спланированный лавинообразный рост выступлений киевских "оранжистов" и "самостийная присяга" самому себе проигравшего кандидата Виктора Ющенко.

Из утреннего 10-часового выпуска "Сегодня" (НТВ) можно было узнать о начавшемся массовом протесте сторонников Ющенко, не признающих объявленную ЦИКом победу Януковича, а также о позиции США, обеспокоенных "массовыми нарушениями" (4 минуты). Далее речь шла о вспышке детской инфекции в Екатеринбурге (3 минуты). О Махмуде Аббасе и конференции в Шарм-эль-Шейхе по Ираку (2 минуты). О том, что в США упал личный самолЈт Буша-отца, о фигурках оригами в Таиланде. Как это чаще всего бывает в последние годы, о своей стране (а на той же Украине о стране-соседе) зритель не узнал ничего, кроме локального ЧП. На сей раз в виде вспышки инфекции. Ну разве ещЈ то, что депутаты решили перекроить "праздничный календарь".

В 11 часов "Россия" около 5 минут показывала митинги и речи киевских и львовских оппозиционеров и 0,5 минуты демонстрации восточных украинцев. Перестановка депутатами праздничных дат (2 мин.). Обвинение Евросоюзом Белоруссии в "мошенничестве" при проведении референдума. Ирак. Махмуд Аббас. Наводнение в Венесуэле. Музейная экспозиция в Букингемском дворце. Репортаж из Литвы, где некий чудик подал в суд иск с обвинением собственного имени. И здесь по сути ни одного материала о российской жизни. Не отличались оригинальностью шедшие одновременно "Новости" ТВЦ - только здесь первой строкой стояло "назначение" новых выходных. Правда, пара социальных репортажей - о забастовках учителей и разваливающихся домах в г. Жуковском вместе с сюжетом о юбилее Анатолия Поперечного служили намЈком на некоторое отличие от других каналов.

"Первый" в 12 часов начал с Украины. Но и он почти все 5 минут "украинского" блока посвятил оппозиционным мероприятиям. Стала явно ощущаться нехватка какого-либо комментария со стороны политиков и политологов победившей официально стороны. Неизбежное упоминание о думском переосмыслении праздников (2 мин.). Шарм-эль-Шейх. Пойманы мошенники в Москве (3 мин). В Иванове существуют мореходы-экстремалы (3 мин.). Собственно, о РФ только это и можно было узнать.

13 часов. НТВ вновь 7 минут рассказывает о действиях оппозиции в Киеве и об "обеспокоенности" Госдепа США, выраженной его представителем А. Эрели. Кишечная инфекция в Екатеринбурге (3 мин.). Ураган в Калининграде. "Праздничная" Дума (4 мин.) Махмуд Аббас. Грузия отмечает "революцию роз". Музей современного искусства в Нью-Йорке. Йозеф Менгеле (известный нацистский медик-палач), умерший в Бразилии, не раскаялся в своих взглядах. Последняя информация, наверное, должна была укрепить решимость бандеровской составляющей западноукраинской тусовки, где идеи с душком до сих пор популярны.

14 часов. "Россия" после криминальной "Дежурной части" (кто разъяснит необходимость еЈ присутствия на государственном ТВ?) рассказывает о реакции Евросоюза и Госдепа США, митингах "оранжевых" (2 мин.). О "новых" праздниках (2 мин.). О снегопаде в Краснодаре и Турции. "Евросоюз изолировал Лукашенко" - почти как восклицание. Шарм-эль-Шейх. Махмуд Аббас. Афганистан. "Аль-Каида" в Лондоне. Падение частного самолЈта Буша. Что о России? Ничего. Как понимать украинские события? Никак. ТВЦ тем временем по сути повторяет предыдущий выпуск, дополняя его сообщением о поставках продуктов из регионов в Москву.

15 часов. Первый канал. Сумбурное пятиминутное повествование с "Майдана незалэжности". Далее по уже оглашЈнному списку. С добавлением констатации отопительного кризиса на Сахалине. Ничего нового и в 17-часовом выпуске "России".

Итак, всю первую половину очень важного, пожалуй, ключевого, политического дня российские телеканалы провели в дремоте. Не было даже попыток активного проникновения в суть происходящего на Украине, не было работы репортЈров, операторов, интервьюеров, обозревателей. Корреспонденты (по указу начальства?) не стали утруждать себя ничем, кроме бессмысленного топтания на поверхностных площадках поодаль от разгорячЈнных демонстрантов. И всЈ это на привычном фоне тотального отсутствия позитивного, да хоть какого-нибудь образа России. При чЈм тут он? Да при том, что в соседней республике внимательно смотрят московское ТВ. И делают соответствующие выводы.

Впрочем, ближе к вечеру стали складываться тенденции. Со всей остротой проступили "индивидуальные" черты каналов. Если в 18-часовом выпуске Первого в репортажах с Крещатика появились отзвуки некоторой вразумительности и принадлежности к государству, то линия, начатая 19-часовой программой "Сегодня" (НТВ), заставила вспомнить о "родовых" приметах этой телекомпании середины 90-х годов.

Очевидное воодушевление и сорадование по поводу фарсового самовозведения Ющенко в президенты, принятия им опереточной "присяги". "Здесь собралась половина Киева". "Было полное ликование". Конечно, есть "юридические нюансы", говорит корреспондент НТВ, но оппозиция утверждает, что все юридические нормы соблюдены.

В 20 часов канал "Россия" достаточно вяло, но всЈ же пытается донести до аудитории, что попытка "присяги" не удалась. Прозвучала позиция МИДа. А затем и позиция президента Путина.
Программа "Время" вдруг начинает трансляцию (в записи) (!) спектакля "присягания" Ющенко. Затем даЈт краткое интервью с ним. И это в 21.00 на всю Россию, на всю Украину! Спрашивается, зачем? И лишь потом рассуждения о нарушении Конституции, "подкреплЈнные" репортажами с Западной Украины, каким-то вычурно слабым показом акций в Донецке, а также мнением нашего "друга" Саакашвили и его речью на украинском языке.

К 22 часам НТВ решило больше не стесняться. А. Пивоваров пытается начать передачу с зачитывания текста пресловутой "присяги". "Виктор Ющенко присягнул на верность народу Украины". "Демонстранты идут на администрацию президента". РазвЈрнутая трансляция "принятия присяги". "Каштановое потрясение". Издевательский репортаж с Востока. Приветливый репортаж с Запада. В 23 часа "Россия" смогла лишь сообщить, что ситуация накаляется, и повторить старые сюжеты, обнаружив при этом полную невнятицу оценок. Единственным комментатором оказался Глеб Павловский со своим весьма двусмысленным заявлением: "Народ должен выбрать между революцией и Конституцией".

И лишь в 23.30 в спецвыпуске Первого канала впервые зазвучали "пророссийские", "за Януковича" экспертные доводы, появилась адекватная расстановка акцентов в сюжетах. Достаточно внятный комментарий Михаила Леонтьева. Надо сказать, что с этого момента "Первый" стал наращивать попытки информационного воздействия на ситуацию, доведенные до оформленного, логически верного вида в воскресной программе "Время". Но было уже поздновато.
В описываемый день Россия "благодаря" усилиям своих новостных телеслужб потерпела ощутимое информационное поражение. На экранах торжествовала оппозиция, "присягающий" Ющенко, неистовствующая Тимошенко, и где-то на заднем плане ютились понурые сторонники Януковича. А самого его вообще не было видно.

Пара слов об НТВ. Став рупором "оранжевых", в своей прозападной позиции оно соревновалось, пожалуй, только с оголтелыми комментариями "Эха Москвы" в духе "освобождение от русского гнЈта", "прощай, немытая Россия". Чего стоит один лишь насмешливый репортаж под заголовком "Братство рухнуло - монумент развалился сам собой" о треснувшем фундаменте небольшого знака российско-украинской дружбы, установленного в Москве. Здесь зачитываются американские газеты. Здесь мы - вечно оправдывающаяся, ущербная сторона.
Странную позицию нейтралитета занял и государственный (?) канал "Россия", что увенчалось замечанием Сергея БрилЈва в "Вестях недели" о "феномене восходящего Ющенко" и о том, что, мол, "может быть, он и более выгодный союзник России", вместе с благостным сюжетом о "походе оппозиции".

Мне неизвестны страны, где ещЈ была бы подобным образом поставлена работа информационных служб. Где для руководства телекомпаний позиция президента и интересы государства, подавляющего большинства населения не являются ориентиром. Просто такие страны, "по законам физики", наверное, не могут долго существовать.

1-7 декабря 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме