"Был обман"

0
208
Время на чтение 4 минуты
Нынешний начальник штаба Воздушно-десантных войск генерал-лейтенант Николай Стаськов в декабре 1994 года в звании генерал-майора командовал группировкой федеральных сил "Восток" и участвовал в трагическом для российской армии "новогоднем" штурме Грозного.

- Почему провалился штурм Грозного в новогоднюю ночь 1995 года?

- Операция изначально была рассчитана на внезапность, но уже к ее началу этот момент был упущен как в оперативном, так и в тактическом отношении. Нам противостояла хорошо вооруженная, подготовленная армия. Согласно поставленной задаче, мы должны были пройти колоннами по Грозному и водрузить в точках назначения соответствующие флаги. Все было рассчитано на то, что после того как мы войдем в Грозный с трех направлений мощными бронетанковыми колоннами, кровопролитных боев удастся избежать, а чеченцы, испугавшись, сдадутся сами.

- Вы в это верили?

- То, что они не испугаются, было понятно еще в ноябре, когда они разгромили в Грозном батальон, состоявший из бывших военнослужащих российской армии и представителей чеченской оппозиции. Нужно было быть очень наивным, чтобы полагать, что чеченцы сдадутся без боя. С течением времени понимаешь, какая это была трагическая ошибка. По количеству войск, техники мы, конечно, значительно превосходили боевиков, но трагедия заключалась в том, что в своей основе это была несколоченная, необученная масса. Да, были штатные подразделения и соединения, например 76-я дивизия: они в основном и имели успех. Большинство же солдат только недавно поставили в строй, они даже не знали своих командиров и по сути представляли собой мишени.

То, что операция была рассчитана на вход в Грозный с трех направлений колоннами, тоже было трагической ошибкой. Нас туда впустили, а когда стемнело, начали методично расстреливать. Но здесь вина ни в коем случае не лежит на младших командирах и офицерах, на которых потом пытались списать все. Вина лежит на тех, кто непрофессионально разрабатывал эту операцию.

- А кто принимал решение идти на штурм Грозного?

- Его наверху принимали. Сверху торопили руководство Министерства обороны. А оно торопило нас.

- Но вы в тот момент понимали, что войска обречены?

- Понимал. Я имел на организацию боевых действий не более двух суток, и это с разнородной массой, которую только что прислали из округа. Мы не могли, например, толком рассчитывать на поддержку артиллерии, потому что большинство артиллерийских расчетов были необучены и даже ни разу не стреляли. Так что и я, и большинство других командиров понимали, с чем мы столкнемся. Наша группировка не 'сгорела', как 131-я (Майкопская. - ГАЗЕТА) бригада и 81-й полк, только потому, что я изменил маршрут движения. Изначально нам было приказано продвигаться к площади Минутка (центральная площадь Грозного. - ГАЗЕТА), причем мы должны были идти через туннель, а это было все равно что залезть в мышеловку. Поэтому я пошел по бездорожью с танками и артиллерией. В итоге к обозначенному пункту, правительственному зданию (президентскому дворцу в центре Грозного. - ГАЗЕТА), мы вышли по прямой. Но нашу колонну все равно подожгли: и спереди, и по хвосту ударили. Боевики использовали свою излюбленную тактику: носились по параллельным улицам на 'Жигулях' и расстреливали нас из гранатометов. Когда ночью горят машины, рвется боеукладка, люди гибнут от собственных снарядов и теряется управление войсками, начинаешь чувствовать, что невозможно повлиять на обстановку.

- От своих вам тоже доставалось?

- Да. В первую очередь от авиации. И все из-за отсутствия взаимодействия. В условиях сильной облачности видимость была всего 50-70 метров - бомбили по ненаблюдаемым целям, ударили в том числе и по нашей группировке. На войне, конечно, все случается, но когда гибнут от своих...

- Некоторые военачальники теперь говорят, что той ночью группировка 'Восток' свою задачу не выполнила и на помощь 131-й бригаде, в итоге полностью уничтоженной в районе железнодорожного вокзала, не пришла.
- Чтобы быть объективным, надо спросить тех людей, которые были со мной. Перед нами стояла задача нанесения второстепенного удара, направленного на то, чтобы отвлечь на себя основные силы противника. До конечной точки - правительственного здания - мы не дошли всего 700 метров. Нас самих спасло только то, что мы смогли занять и организовать круговую оборону на пустыре в недостроенном здании. Задачи идти на помощь 131-й бригаде мне вообще никто не ставил. Да и о том, что она уничтожена, я узнал только утром.

- У вас что, связи не было?

- Был обман. Командир 81-го полка Александр Ярославцев тоже теперь вспоминает, что, когда запросил информацию о соседях, ему ответили: "Все выполнили задачу, вышли в свои районы, а вы здесь топчетесь на месте, не можете четырех пастухов разогнать". В это время мы приняли один бой, второй. Я тоже запрашивал о соседях, а мне из штаба группировки говорили, что все они свои задачи уже выполнили, и ругались, почему мы так медленно продвигаемся. Я тогда удивился, подумал: "По воздуху у них, что ли, колонны летают?" В общем, устроили нам какое-то соцсоревнование и при этом все время врали. А в итоге оказалось, что не только никто не вышел на назначенные рубежи, а, наоборот, сгорели все. Кроме того, той ночью случилась полная потеря управления всей объединенной группировкой. Утром, когда мы уже закрепились, я доложил обстановку, и мне тут же приказали отходить назад тем же маршрутом. Тогда я еще не знал, что все сгорели. А в штабе знали. Но думали, что такая же участь постигла и нашу группировку.

- До сих пор разнятся данные о потерях в Грозном: кто говорит о сотнях человек, кто-то о тысячах...

- Потери были огромные, но точно эти цифры официально никто никогда не назовет. Если брать обе стороны, то потери вообще сложно оценить.

- Когда произошло осознание того, как надо воевать правильно?

- Мы и до того знали, как надо воевать. А тех, кто не умел, кровь очень быстро учила. Другое дело, что мы пытались выполнить задачу по овладению городом очень быстро, к определенной дате, в строго установленное время.

- То есть можно было взять Грозный и без таких потерь?

- Естественно. Если бы брали квартал за кварталом, используя наше подавляющее огневое преимущество, то даже с необученными солдатами можно было взять город с минимальными потерями.

- Как вы считаете, армия свою задачу в Чечне выполнила?

- Давно. Крупных банд, для уничтожения которых требуется армейская группировка, в республике уже не существует. Чем больше военные находятся в Чечне, тем больше они становятся раздражителем для гражданского населения. Однако несмотря на то что войсковая часть операции давно закончилась, гражданский аспект операции по сути только начинается. Да, военные должны присутствовать в республике как стабилизирующий фактор, но порядок там уже должны наводить милиция и местная власть. Не воссоздав социальную базу, мы не сможем уничтожить корни терроризма и будем вечно бороться с ним на руинах Грозного.

13.11.2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Стаськов
Воины духа
Начальник штаба ВДВ <b>Николай Стаськов</b>: "Американцы до сих пор нас боятся и уважают"
02.08.2004
Все статьи Николай Стаськов
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40