itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Казачьему роду нет переводу

Но все-таки надо законодательно помочь ему

0
213
Время на чтение 5 минут
Время встало на дыбы, и надобно думать о стратегии постепенного охлаждения "горячей точки" на юге страны и севере Кавказа. Только политико-военно-экономическими мерами ситуацию не исправишь.

Только телами юных солдат брешь не закроешь.
Между тем ничего выдумывать не надо. Есть люди, которые готовы стать нашим живым заслоном и, что особенно важно подчеркнуть, заслоном умным, знающим местные законы, не с московского кондачка действующим в условиях условной границы на кавказском Юге России.
Это терское казачество. Вернее, казачество как таковое. Называя только одно войско, я рискую обидеть остальные: кубанское, донское, яицкое, сибирское и другие, ибо казачество - не географическое понятие и даже не политическое, а скорее нравственное.

Известный не только в Железноводске, но и на всем Северном Кавказе, Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа уже одним своим названием декларирует главную идею, заложенную в основание этого не так давно созданного образовательного учреждения. О ней мне рассказывала удивительная женщина, жена казака Валентина Васильевна Олейник.

Она является заслуженным работником культуры Республики Дагестан, в лицее заведует школьным музеем и преподает предмет "Культура, традиции и история казачества". Вот ее слова. Казаки, в частности гребенские, веками соседствовали с горцами, и у них много в культуре было общего.

Например, куначество. Кунак - это друг. У горцев, стало быть, и у гребенцов, было так: если в твой дом вошел гость, то с этих пор он твой кунак и ты не имел права забывать об этом. Даже во времена грозной кавказской войны XIX века русские офицеры, будучи в гостях у горца, становились его кунаками. Горец обязан был предупредить кунака об опасности, и, наоборот, казак, принявший в дом горца, отвечал за него. В начале XX века многие казаки отказались исполнять закон о запрете куначества, настолько свят он был для них.

Но о куначестве, возможно, слышали многие, продолжила Валентина Васильевна. Меньше знают про аталычество - это когда юного казака отдавали в семью горца, а горец из этой же семьи шел в казачью. Здесь, на Тереке, это было... Аталык - это человек, в другой семье живущий, воспитанник. Мальчика-казака отдавали, чтобы знал все обычаи горцев, а горца - чтобы знал все казачьи традиции. Для чего это делалось? Чтобы жить в мире. Вот она, та кавказская война: если аталык встречает аталыка, он никогда его не убьет - отойдет в сторону. Понимаете, как было? Теперь эти обычаи изучаются у нас в лицее в курсе "Культура и традиции". Это сближает детей разных национальностей, а у нас учатся не только казаки, и мы никак не разграничиваем их. Общая идея такова: "Не войной победим, а дружбой".

...Умные люди основали этот лицей: Иван Иванович Никишин, который работал сначала главой администрации г. Железноводска, а потом стал главой администрации всех Кавказских Минеральных Вод, был также депутатом краевой Думы, и Анатолий Федорович Дьяков, первый президент РАО "ЕЭС России", - казак, уроженец станицы Марьинская, ставший инвестором строительства... Дьяков построил необыкновенное по красоте школьное здание.

- Нечто особенное в архитектурном плане просто обязано было стать особенным и по содержанию, - сказала Людмила Васильевна Скороход, заведующая Железноводским отделом образования. - Вот и "нашелся" Анатолий Федорович, который, кстати, и сейчас готов помогать своему детищу. Идея казачьего лицея, как все необычное, пробивалась с трудом, но в конце концов удалось убедить всех.

Лицеистов с пятого класса знакомят с казачеством не как с обособленной общиной, а в жизни с соседними народами. Как исторически казачество вживалось в структуру народов Северного Кавказа? Как вообще появились казаки на окраинах России? Каковы традиции и святыни казаков?

- Патриотизм, стремление к воле, любовь к Отечеству - вот главное и общее в казачестве, - говорит В.В. Олейник.- Когда казаков ловили в Турции, они требовали, чтобы их казнили, как их предков, т.е. на кол сажали. За веру чтоб претерпеть! Где-то "патриотизм" - чуть ли не ругательное слово. Но только не у нас. У нас нормально все это понимается детьми, потому что "с малечку" учим. С малечку - понимаете? Как же они не будут понимать, когда у нас есть такие темы: "Истоки христианства у казаков", "Икона в казачьей семье. Значение ее. Почитание святых"? Это пятый класс, совсем еще дети! Дальше поздно будет. Вот вам патриотизм. Далее - "Казачьи церковные праздники". Они немного отличаются от общерусских тем, что связаны как с православными святынями, так и с защитой Родины, защитой границ.

Тут в разговор вступил Анатолий Владимирович Кузнецов, кандидат филологических наук, заместитель директора лицея по вопросам казачества:

- Если возьмем территорию от Буга до Дальнего Востока, то вы увидите, что казачьи обычаи, традиции - это закон, общий для всех казаков, их девиз всегда был - "За веру, царя и Отечество". Вера и Отечество и сейчас присутствуют в казачьих законах. Теперь - за веру, народ и Отечество. Обучение и воспитание и в лицее, и в нашем общежитии, которое мы называем Дом казака, подчинено именно этим законам. Есть у нас казачий круг взрослых, который состоит из преподавателей, и есть детская казачья организация, детское казачье самоуправление.

- Детям это нравится?

- Конечно. Мы каждую неделю проводим казачье правление, куда приходят свои ребята, из Дома казака, и местные дети, маленькие руководители - десятники. Между прочим, дети, - тут Анатолий Владимирович улыбнулся, - отработав определенное время в казачестве, требуют у нас поощрения: звание присвоить. Ну в общем-то правильно - они ведь растут и хотят расти, хотят гордиться собой. Мы и присваиваем. Казачья присяга у нас с 14 лет дается.

Специалист отдела образования Ольга Петровна Иванова сделала важное дополнение: "В Доме казака ребята воспитываются точно так же, как и в армии. Они несут вахту, у них есть дневальный ежедневно. День начинается с подъема, с молитвы, с утреннего осмотра, как положено, с физзарядки на стадионе: с первого класса по одиннадцатый с половины седьмого утра все уже на стадионе, даже зимой! Такая жесткая дисциплина касается только мальчиков, хотя в лицее учатся и девочки".

А в остальном это такое же, как все, образовательное учреждение. Только более четкое и строгое. Здесь любят науку. Действует "Учительско-ученическое научное общество", с этого учебного года организуется Малая академия наук. В лицее прекрасный музей: в нем главное - не бурки и бочонки, а рассказы о личностях, о героях казачества. Тут столько тем для исследований... Очень многие казачата выбирают для себя военную службу. С первого года лицей наладил взаимоотношения с пограничной частью, с военным институтом пограничной службы. Василий Иванович Абраменко, казачий есаул, заместитель директора лицея по АХЧ, сам вывозит ребят в Пограничные войска. Пограничники рассказывают и показывают лицеистам, как задерживали боевиков. Для казачат все это безумно интересно, потому что казаки издревле - те же пограничники.

Центральный зал музея Русской национальной гимназии в станице Расшеватская Ново-Александровского района посвящен собственно истории станицы.

Любовь Петровна Певкина, основатель и директор гимназии, заслуженный учитель РФ, сказала про школьный музей: "Здесь живет душа станицы". Не о ценностях, мне кажется, она говорила (их здесь, как мы убедились, очень много: и иконы, и подлинные утюги, ткацкие станки, шали, колыбельки, и подлинные документы). А душу я в другом увидела - это семейные газеты. Современные, вчера сделанные. "Царское войско", "России служат казаки", "Мы родом из детства", "Казачьему роду Корвяковых нет переводу"... (много фотографий с подписями: казак Корвяков Иван Стефанович служил на флоте. Его отец Корвяков Стефан Иосифович - участник Великой Отечественной войны. Дети Ивана Стефановича Николай Иванович и Виктор Иванович служили в Германии. Наконец Корвяков Павлик, самый младший, казак в шестом поколении, тоже сфотографирован в казачьей папахе...) В каждом классе ребята оформляют газеты или альбомы о своих родственниках - Гречихиных, Сыромятниковых, Толоконниковых...

- Наставники у ребят - настоящие казаки: скажут, как отрежут, - не без гордости заметила Певкина. - Приказ обсуждению не подлежит, если атаман сказал, что надо поступать именно так. Здесь ненавязчиво воспитываются и нравственность, и духовность, и умение вести себя достойно. Вот это мужское начало очень сильно формируется в этой организации "России служат казаки".

- Как вы считаете, Любовь Петровна, казачество возродится?

- К сожалению, возрождение казачества идет очень медленно, и только потому, что нет серьезной государственной поддержки, - считает директор гимназии.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Корсакова
Когда не хватает мира в душе...
Размышления о нас, навеянные событиями столетней давности
26.01.2018
«Среди огня и орудийной смертоносной пальбы...»
К 100-летию восстановления на Руси Патриаршества
05.12.2017
Адмирал Айвазовский
К 200-летию со дня рождения великого художника
01.08.2017
Тайна Паустовского
125 лет назад в Москве родился выдающийся русский писатель
31.05.2017
Воины в белых халатах
Они спасли жизни миллионам наших соотечественников
22.02.2017
Все статьи Татьяна Корсакова
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09