Всерьез и надолго

0
217
Время на чтение 4 минуты
Как сказывается присутствие террористической угрозы на политическом и экономическом процессе в самых разных обществах? Как живут с терроризмом страны, столкнувшиеся с ним раньше России? Это первая статья в серии "Фактор терроризма".

Против кого направлен терроризм? Против всех. Список, где террористы самореализовались, обширен: США, Франция, Испания, Россия, Индонезия, Египет, Израиль, Турция... Объектом удара может быть правительство, армия, государство, а главное, общество. Каждый из его членов, любой из нас.

Взрыв в туннеле на Пушкинской площади произошел аккурат под офисом центра Карнеги. Мимо Тушинского рынка, где произошел взрыв, я каждый день проезжаю на автобусе. "Дубровка" расположена в двух шагах от больницы, куда я ходил навещать мать. Тысячи, миллионы людей прошли в двух шагах от террора, так сказать, по касательной.

Рассуждая о терроре, одни вспоминают о российских народовольцах, другие - о "Красных бригадах", басках, ирландских католиках. Кое-кто упоминает даже белорусских партизан. Энциклопедия начала прошлого века определяет террор как "господство ужаса во время французской революции". Все эти суждения имеют право на существование. Но к нынешнему терроризму они не очень применимы. За ним сегодня закрепилось определение "исламский".

Когда хотят выразиться более политкорректно, пишут "международный". Однако лукавить бессмысленно: у этого терроризма есть цивилизационная привязка - ислам. Этот внешне провокационный термин не должен обижать мусульман. Есть терроризм католический (ирландский), был немецкий нацизм. Но нельзя отождествлять народ с его "предрассудком". Тем более если этот "предрассудок" разделяет лишь часть общества, а сам он ограничен в историческом времени.Поэтому правильнее соотносить терроризм с конкретной идеологической и политической тенденцией в мусульманском обществе, а именно с исламизмом. Тогда террор определяется уже как "исламистский" и привязывается к конкретной группе общества.

Однако и исламизм бывает разный - от умеренного, например в Турции, Тунисе, Йемене, Бангладеш, до экстремистского, ассоциирующегося с "Аль-Каидой" и множеством вращающихся в ее орбите группировок.

Истоки исламистского терроризма во внутренних проблемах мусульманского мира и его отношений с Западом. В исламе религия, как нигде, переплетена с политикой, ислам не отягощен секулярностью и всегда вмешивался в мирские проблемы, регулируя жизнь и человека, и государства, и общества.

Исламизм подпитывается трудностями внутри мусульманского мира: хроническим кризисом, постоянными провалами модернизационных (западных, марксистских, национальных) моделей, разочарованием в правящих элитах. Многие мусульмане все охотнее верят в возможность "исламской альтернативы" - реконструирования общества и государства на основе шариата, в воссоздание на микро- и макроуровне нормативов традиционного исламского поведения и образа жизни.

Устойчивость исламизма, его энергия и тяга к экстремизму определяются отношениями между мусульманским миром и Западом. А точнее, экономическим, военным превосходством Запада, его преимуществом в "состязании цивилизаций".

Беспомощность перед Западом оборачивается желанием отомстить. Исламистский терроризм оказывается своего рода следствием комплекса неполноценности. Этим во многом объяснима символика и театральность теракта 11 сентября, уничтожения посольств США, взрывов в Мадриде, жуткие казни заложников.

Бен Ладен, вероятно, понимает, что его цель недостижима. Смысл его жизни - борьба. Он заражает своей страстью других. Бен Ладена уважают в мусульманском мире. Да и не только там. Люди, бросившие вызов самой Америке, обречены на популярность. Прежде всего у тех, кто чувствует свою слабость, кто радуется бедам сильного и успешного. Тем более когда этот сильный претендует на абсолютное лидерство, на право быть образцом для подражания остальным. Экспансия Запада неизбежна: хотя бы в силу своего веса Запад не может не давить. Но и исламская реактивность будет также возрастать.

Исламисты различаются не только по степени радикальности. Разнятся между собой и экстремисты. Это различие может оказаться не столь уж непринципиальным. Да, и те и другие взрывают, казнят заложников. И тем не менее. Есть террор, и есть террор. За одним стоит стремление наказать противника, самоутвердиться. Это глобальный терроризм.

Но есть и другой терроризм - приземленный, инструментальный. Его адепты действуют на национальном уровне. Они ведут борьбу против правительств, пытаясь добиться определенных политических целей. На национальном уровне исламисты могут использовать террор, чтобы заставить власть пойти на уступки, главная из которых - признание исламизма (представляющих его партий, движений) как легитимной политической силы. Терроризм стал составной частью борьбы мусульманских сепаратистов в Чечне, Индонезии, Синьцзяне.

Как действовать против глобального исламистского террора, более или менее понятно. Компромиссы и переговоры здесь невозможны, поскольку у исламских глобалистов нет конкретной цели, они ведут борьбу ради борьбы и рациональные доводы здесь неуместны. Иное дело - террористы-прагматики, которые ставят перед собой конкретные задачи. И общение с ними, как бы дико это ни казалось, возможно.

На национальном уровне терроризм часто оказывается следствием примитивной авторитарной политики режима, не желающего иметь в обществе легитимную светскую оппозицию, равно как и оппозицию, выступающую под исламскими лозунгами. Корни такого терроризма лежат в частных проблемах, поддающихся решению.

Примером может служить терроризм на Северном Кавказе и в Узбекистане. В обоих случаях речь идет не о переговорах с самими террористами, но о контактах с оппозицией, могущих предотвратить терроризм. И там и там власти избрали иной, чреватый издержками вариант. Серия терактов в России во второй половине 2004 г. показала его непродуктивность.

Отказ власти от диалога с радикалами-прагматиками побуждает последних еще энергичнее апеллировать к международному исламистскому экстремизму. "Национальные террористы" на Северном Кавказе и в Узбекистане все более идентифицируют себя с мировым джихадом, считая себя его частью. Борцам за шариатское правление на отдельно взятой территории придает больше уверенности то, что свои достижения они рассматривают как вклад в глобальную конфронтацию.

С другой стороны, их успехи как воздух необходимы исламским глобалистам. Любая активность на национальном уровне подчеркивает вездесущий характер исламизма, свидетельствует о всеобщности этого феномена.

Исламистский терроризм является лишь вершиной колоссального айсберга внутренних проблем мусульманского мира. Для решения этих проблем требуется длительное время, которое, скорее всего, не исчерпывается жизнью одного поколения. Даже оптимисты дают терроризму фору в 15-20 лет. Облеченный в религиозную форму, он не есть случайная хирургически врачуемая мутация. Он - естественный продукт исторического процесса, результат многочисленных ошибок, совершенных мусульманскими, европейскими, американскими и российскими политиками. Он угрожает всем. И разбираться с ним нужно тоже всем вместе.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Малашенко
Кавказ устал от хаоса
За последние 10 лет в регионе так и не стала необратимой тенденция к политической стабилизации
19.11.2009
Танго с исламом
"Новая холодная война" в интерьере конфликта цивилизаций
13.04.2007
Каким нам видится ислам
Стереотипы восприятия
17.10.2006
Все статьи Алексей Малашенко
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59