Любовь как способ выжить

0
182
Время на чтение 5 минут

-...Перед войной моему отцу пришлось работать учителем литературы в подмосковном городе Клин, - рассказывал мне о. Алексий Амбарцумов, настоятель храма свв. равноап. Константина и Елены в Бернгардовке, - и был у него в классе один хулиган. Отец с ним и так и этак - нету толку, и все тут. Однажды, когда этот парнишка особенно разошелся, отец схватил его, протащил через весь класс и вышвырнул вон, так что тот дверь спиной вышиб. Вылетел парень в коридор и упал прямо под ноги проходившему мимо завучу. Завуч - кстати сказать, мужчина - посмотрел внимательно, что там ему под ноги упало, аккуратно обошел ученика и преспокойно отправился дальше по своим делам. Вот вам картинка из довоенного школьного быта! В те времена школьное начальство еще понимало, что за безобразия нужно наказывать, а не отделываться чтением морали, отчего наглецы наглеют еще больше. Школа, видите ли, должна управляться мужчинами...
Разговор о своем отце протоиерее Евгении Амбарцумове о. Алексий начал не случайно: мы беседовали с ним об обширном священническом роде Амбарцумовых, основатель которого, о. Владимир, недавно был прославлен в лике священномученников. Постепенно беседа сама собой перешла на темы семейного и школьного воспитания, на отношения отцов и детей, пастырей и паствы...

- Судя по этому рассказу, - сказал я батюшке, - ваш отец был человеком решительным. Интересно, а как он воспитывал собственных детей? Вот, например: он настаивал на том, чтобы вы посещали храм?

Батюшка покачал головой:

- Отец вообще-то был очень терпеливым человеком и никогда не стремился подавить чью-то волю. В храм он нас не подталкивал, а приглашал. И у меня, например, с самых малых лет было такое чувство, что я иду в церковь не потому, что родителям так надо, а потому, что сам так хочу. Я в очень маленьком возрасте проникся сознанием важности и святости церковной службы. И заслуга отца тут весьма велика. Я, в свою очередь, никогда не гонял своих детей в церковь, а внуков - ну, тех и подавно... Если же говорить серьезно, то есть два пути, которые обычно приводят ребенка в храм. Первый - это когда призывает Сам Господь. Такой путь не закрыт ни для кого - Господня воля неисповедима. Но это трудный путь, и он не в нашей власти. А вот что зависит от родительской воли, так это - всегда подавать детям благой пример. И не молиться напоказ перед ребенком, а просто - искренне, от сердца обращаться к Богу. Ребенок непременно почувствует вашу искренность и заразится ею - вот увидите. И это будет его личный выбор, который он станет ценить и от которого так просто не откажется. Вообще, главная задача родителя - служить примером своим детям. В этом все воспитание. Я, например, никогда не слышал, чтобы мои мама и папа ссорились...

- Неужели такое возможно? По-моему, это просто выше человеческих сил: ведь в жизни всякое бывает...

- А праведная жизнь зачастую выше человеческих сил. Но сами знаете: невозможное человекам возможно Богу... И потом, нельзя всегда ссылаться на свою немощь. Слишком часто это не немощь, а простая распущенность. Дамы не желают попридержать свой язычок, мужчинам лень взять семью в руки... В результате трещинка растет, растет... Вы знаете, какая беда вторая по значимости после абортов? А может быть, и наравне с абортами? Разводы. Если называть вещи своими именами, то развод это клятвопреступление, и едва ли не половина жителей России - клятвопреступники... Это я сужу по своим прихожанам: из них большая часть женаты вторым, а то и третьим браком. А каков самый распространенный повод для развода? "Разлюбила!" То есть просто "надоело мне"! Я, разумеется, из храма таких людей не гоню... Но вот что необходимо сказать. Случается разговориться со старичками-старушками, которые всю жизнь прожили вместе, - и какое удовольствие с ними беседовать! Удивляешься и ясности их ума, и чистоте души... Но случается беседовать и с теми, кто в молодости пожил в свое удовольствие, - и скажу вам, что общаться с ними почти невозможно: чем они старше, тем безумнее. Старые страсти, не находя иного выхода, помрачают рассудок, - к сожалению, это так. Пока человек в состоянии держать себя в руках, он борется, но чуть только придут болезнь, старческая немощь - воля слабеет и душа показывает свое истинное лицо... Церковь может вымолить и такого человека. Но все равно он останется полусумасшедшим. Вот какая штука, нравится это кому-то или не нравится. Основа же каждого прихода - это чистые и твердые в своих убеждениях люди. Конечно, над созданием крепкой семьи нужно долго трудиться, но другого-то выхода нет. Все ценное в этом мире человеку дается только трудом в поте лица.

- Наверное, и внутренняя жизнь прихода строится на тех же основаниях, что и жизнь крепкой, любящей семьи?

- Разумеется, разумеется. И тут необходимо долго и тяжко трудиться, пока дождешься плодов. Священник - отец своего прихода. Батюшка! Живешь с людьми, постепенно их узнаешь, кого-то любишь, о ком-то сугубо молишься, от кого-то и сам получаешь обильные духовные дары... Вот она - твоя духовная семья. Мне, например, не хочется служить в городе. Мне, чтобы человека узнать, нужно с ним пуд соли съесть. А в городе, простите за грубость, - с забегаловкой путают церковь. Зашел человек, ушел человек - и больше я его не увижу. Как же мне достучаться до его души? Люди ведь не спешат раскрыться перед священником - даже на исповеди. Одна прихожанка два года говорила мне только одно: "Я грешная!" - и лишь через два года смогла сказать, в чем именно она грешна. Итак, если хочешь быть настоящим духовным отцом, готовься потрудиться и потерпеть. А еще готовься к тому, что после долгих твоих трудов, когда пойдут первые ростки духовного урожая, - тебя вызовут и скажут: "Перебирайся на новый приход!" Я такое пережил, и это едва ли не самое тяжелое, что мне пришлось пережить... Теперь я в новом месте, и снова обрастаю связями, и не знаю, что, собственно, дальше будет...

- Как же быть священнику в таком случае?

- А что тут можно поделать? Начинаешь все заново, другого выхода нет. Как хорошо было бы оставлять приход своим детям - родным или духовным! Но о таком можно только мечтать. Мне же лично ничего другого не надо, как только оставаться в одном приходе до самой могилы. Работы там хватит. Работы сейчас хватит и батюшкам, и прихожанам. Нужно готовиться к тем - весьма недалеким - временам, когда жир, с которого наша страна сейчас бесится, испарится. Нас мазнули по губам неким западным изобилием. Покамест сладость на губах еще чувствуется - скоро этого не будет. По моему глубокому убеждению, в стране и в мире назревает тяжелый кризис - как экономический, так и политический, который отбросит нас на много лет назад. Расширяющееся потребление съест все. Я не знаю, каков будет конкретный механизм этого кризиса, но нужно ясно видеть, что времена эти не за горами, и - спокойно готовиться к ним.

- А как?

- А в первую очередь - духовно. Не тушенку запасать, соль и спички, а трудиться над душой своей, трудиться над своими семьями, над своими приходами... Если случится что-то нежданное, на кого мы сможем тогда рассчитывать? Да на своих близких, на семью в первую очередь. А если семья эта и сейчас держится из последних сил, что с ней будет, когда нагрянут испытания? И как вы сумеете выжить в одиночку? Надо любить друг друга. Надо любить, по крайне мере, самых близких, тех, кто всегда рядом с тобой. А когда я люблю своего ближнего, то у меня найдутся силы хорошо относиться ко всем окружающим. Первый эшелон борьбы с будущим кризисом - это любовь. Вот что важно. Носите цветы жене, говорите ей добрые слова, вместе ходите в церковь, старайтесь вдвоем в паломничество съездить... Ваша личная жизнь не должна идти поперек своих самых близких. А еще я хочу сказать вот что: надо стараться расширять свой круг. У нас соберется в церкви двести человек, - а кругом тысячи бродят и никто в нашу сторону даже не смотрит. Почему? Да потому, что мы получаем радость на церковной службе, а вынести на улицу эту радость не можем - настолько дырявы. Что тут делать? Надо стараться сохранить хотя бы то, что имеем, - скоро, очень скоро этот духовный багаж нам понадобится: он будет питать, согревать и спасать наши души в дни всеобщей растерянности и смятения.

Павел ГОРЕЛОВ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Алексий Амбарцумов
Все статьи Протоиерей Алексий Амбарцумов
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30