Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Информационное поле России не может не быть православным

Лидия  Калинина, Московская Перспектива

03.12.2004

16 - 18 ноября в Москве прошел Первый Международный фестиваль православных средств массовой информации "Вера и слово", приуроченный к 60-летию "Журнала Московской Патриархии" и 15-летию газеты "Церковный Вестник". В фестивале приняли участие светские и церковные журналисты, пресс-секретари православных епархий из России, СНГ и дальнего зарубежья - всего более 700 человек.


Соучредителями и организаторами фестиваля, проводившегося по решению Синода Русской Православной Церкви, выступили Администрация Президента, Правительство Москвы, Союз журналистов России. Сопредседателями Оргкомитета стали Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, Министр культуры и массовых коммуникаций А.С.Соколов, Полномочный Представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе Г.С.Полтавченко.

На развернутой к открытию фестиваля выставке церковных и околоцерковных газет и журналов наша газета "Московская перспектива" была единственным светским органом. И это не случайно. В какой-то момент мне даже показалось, что и выставка, и большое собрание приурочены не только к названным в программе датам. Ведь именно 15 лет назад (в январе будет ровно пятнадцать) началось издание "Московского строителя" - первой в тогдашней Москве светской, даже специализированной, издававшейся строительным комплексом газеты с отчетливой православной направленностью.

В трудный период начала 1990-х годов "Домострой", сменивший "Московского строителя", стал одним из немногих светских периодических изданий, открывших свои страницы для освещения событий церковной жизни, для публикации великого духовного наследия Православной России.

С 1994 года газета называлась "Московское строительство", с 1998 - "Московская перспектива". Авторы и сотрудники редакции по-прежнему находили возможность постоянного отражения наиболее выдающихся событий нашей духовной жизни. Так, газета из номера в номер вела уникальную, единственную в России летопись воссоздания Храма Христа Спасителя - от обсуждения необходимости его строительства и закладки первого камня до освящения в праздник Преображения 2000 года. Поучительно, что и выставка, и открытие журналистского форума происходили в Храме Христа Спасителя, в Зале Церковных Соборов, созданном московскими строителями.

На протяжении всей своей 15-летней истории газета работала в тесном контакте с Московской Патриархией, неоднократно получала благословение и одобрение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В рубрике "Свет веков" на протяжении всех этих 15 лет регулярно публикуются статьи, посвященные православным праздникам, храмам и монастырям Москвы и России, выдающимся датам русской церковной истории.

...У одного современного скульптора есть удивительное и очень точное изображение современного человека. Он изображен как своеобразный комод с массой выдвижных ящиков и ящичков: сердце в одном ящике, мысли - в другом, религиозные верования - в третьем, научные знания - в четвертом. Словом, перед нами - модель современной личности, раздерганной, разъятой прогрессом и либеральным мышлением на части.

Хочется верить, что человек, даже и архисовременный, все-таки устроен иначе. В нем все цельно, все взаимосвязано, одно вытекает из другого. Именно таков, в самом кратком абрисе, православный взгляд на человека. И на общество, на нацию, которая с точки зрения органического мировоззрения тоже представляет собой единую Большую Личность. Между тем, современные российские СМИ отнюдь не отражают этой цельной картины. "Знаком качества" и критерием профессионализма стал журналистский цинизм, "хороший тон" во многих популярных газетах определяется обилием убийств и насилий, вынесенных на первую полосу, а "глубина анализа" сводится к рейтингу миллиардных состояний олигархов и прочих "авторитетов" неокапиталистического истеблишмента. Характерно - и это подчеркивалось на православном журналистском форуме, - также и сознательно тенденциозное и враждебное отношение большинства популярных СМИ не только к православию, но и ко всякому проявлению нравственности, традиционализма, патриотизма.

Открывая пленарное заседание в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Алексий сказал: "Вы, журналисты, люди, работающие со словом, во многом ответственны за нынешнее состояние души нашего народа. Без сознания своей ответственности перед Богом и людьми вы не можете успешно выполнять свою работу. Мы призываем всех работников средств массовой информации нести людям добро и правду, быть проповедниками слова Божия, помнить о том воздействии, которое они способны оказать на умы и души людей. В век вражды и разобщенности именно православные СМИ могли бы дать пример доброго сотрудничества, подлинного журналистского братства, объединенного единой верой и общим призванием. Убежден, что России нужны общенациональные православные СМИ, которые не только освещали бы жизнь Церкви, но и выражали отношение православных христиан к национальным и мировым проблемам. В этом вопросе Российское Государство могло бы выступить партнером Церкви".

Надо сказать, что последняя мысль, высказанная Святейшим, - о необходимости и плодотворности сотрудничества Церкви и Государства в выработке единой информационной политики - находит все более глубокое понимание и отзыв со стороны государственного руководства и наиболее ответственных кругов общественности. Показательно в этом смысле, что на пленарном заседании в Храме Христа Спасителя выступили, вслед за Патриархом, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе Г.С.Полтавченко, Министр культуры и массовых коммуникаций А.С.Соколов, Министр регионального развития В.А.Яковлев, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В.Сеславинский. Во всех выступлениях звучала острая озабоченность состоянием духовной и нравственной атмосферы в обществе, развитием (и пропагандой в СМИ) пороков, социальных и цивилизационных болезней, ростом насилия, преступности и коррупции, - словом, всего того, что тысячелетняя церковная традиция именует греховностью, растлением и одержимостью.

Святейший Патриарх впрямую связал пропаганду в органах печати и телевидения насилия, разврата и вседозволенности с трагическим состоянием национальной демографии. Каждый год население нашей страны сокращается более чем на миллион человек - и ответственность за это лежит не только на органах власти, но и на каждом из нас - журналистов, служителей слова.

Не только Церковь, но и журналистское сообщество в ответе за будущее России. И если Достоевский сказал когда-то, что "атеист не может быть русским, неправославный не может быть русским", то и информационное поле России не может быть не православным. Об этом говорили многие из выступающих. Первоочередной задачей большинство участников форума признали создание мощных, живых светских изданий, основанных на православном мировоззрении, которые через религиозную призму отношения к добру и злу, к греху и добродетели могли бы оценивать и анализировать все события и явления современной жизни - отнюдь не только относящиеся к деятельности Церкви. Не отражение одного лишь замкнутого мира церковной жизни, а цельный православный взгляд на мир, - вот задача дальнейшего развития национальных средств информации. Давно пора в концепции национальной безопасности России отдельной строкой прописать и информационную безопасность страны и ее граждан против разгула и беспредела необъявленной газетной и телевизионной войны с нашим национальным и духовным наследием.

N 46, 23 ноября 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме